Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
в присутствии по ВКС Уполномоченного учреждения - ГКУ КК "ДГЗ" Гапонова О.В. (доверенность в материалах дела), в присутствии по ВКС Заказчика - МКУ "Управление строительства" Слащевой Л.Ш. (доверенность в материалах дела), в присутствии по ВКС представителей ООО "ПК КРАСПИК" - Фелькер М.А., Жеребора Д.В., рассмотрев жалобу ООО "ПК КРАСПИК" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Управление строительства" при проведении Уполномоченным учреждением - ГКУ КК "ДГЗ" открытого конкурса в электронной форме: "Подготовка проектной документации и выполнение инженерных изысканий по объекту: "Реконструкция Дома Культуры с. Гайдук, расположенного по адресу: с. Гайдук, ул. Ленина д. 1"" (извещение N0818500000823006977) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что комиссией Уполномоченного учреждения совершены неправомерные действия в части отклонения заявки Заявителя.
Представителями Уполномоченного учреждения, Заказчика представлены письменные пояснения по существу доводов жалобы. С доводами жалобы не согласны.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным учреждением - ГКУ КК ДГЗ проводился открытый конкурс в электронной форме "Подготовка проектной документации и выполнение инженерных изысканий по объекту: "Реконструкция Дома Культуры с. Гайдук, расположенного по адресу: с. Гайдук, ул. Ленина д. 1"" (извещение N0818500000823006977).
Заказчик - МКУ "Управление строительства".
Начальная (максимальная) цена контракта - 23 384 300,00 руб.
Согласно ч.1 ст.48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с п.11) ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно п.4) части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии квалификации участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
На основании ч.4 ст.32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости.
Часть 8 статьи 32 Закона о контрактной системе гласит, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604) утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки, в том числе:
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
В соответствии с пунктом 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 Положения.
Согласно извещению Заказчиком по критерию оценки ""квалификация участников закупки", показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" установлен детализирующий показатель - "общая стоимость исполненных участником закупки договоров".
Вместе с тем, Заказчиком в соответствии с подпунктом "в" пункта 28 Положения установлен следующий порядок применения критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки:
1 |
2 |
3 |
11 |
наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта: характеристика N 1 (общая стоимость исполненных участником закупки договоров) |
При оценке опыта участника закупки баллы присуждаются только на основании документально подтвержденной информации (на основании представленных документов): 1. копии исполненных контрактов (договоров) участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовых договоров, в том числе заключенных и исполненных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", при исполнении которых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). Контракты (договоры) должны быть представлены в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. К оценке принимаются исполненные контракты (договоры) предмет которых сопоставим с предметом контракта заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а именно работы по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий по объектам строительства, реконструкции или капитального ремонта объекта капитального строительства в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. 2. акт выполненных работ, подтверждающий цену. Последний акт, составленный при исполнении контракта (договора) должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. 3. положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). |
Согласно подп.р) п.1) ч.1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать: в случае проведения электронного конкурса и установления критерия, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона, заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки. Отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
Заявитель указывает, что на участие в закупке в составе заявки были предоставлены копии договоров актов выполненных работ, согласно которым ООО "ПК КРАСПИК" были выполнены аналогичные работы.
В соответствии со ст.48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке, соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.11.2023 NИЭОК1 заявка Заявителя ООО "ПК КРАСПИК" (N115305982) отклонена комиссией Уполномоченного учреждения на основании п.8) ч.12 ст.48 , а именно: "В соответствии с пунктом 8 части 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ от 5 апреля 2013 г. выявлена недостоверная информация, содержащаяся в заявке на участие в закупке, а именно: участником открытого конкурса в электронной форме с идентификационным номером заявки 115305982 для оценки опыта участника закупки представлены недостоверные сведения, а именно участником закупки в составе заявки представлена недостоверная информация о стоимости оказанных услуг, что не соответствует данным бухгалтерского баланса о выручке участника".
С учетом изложенного, пунктом 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Из указанного следует, что при рассмотрении и оценке вторых частей заявок, конкурсная комиссия заказчика обязана проверить заявки участников закупки на отсутствие всех оснований, предусмотренных частью 12 ст.48 Закона о контрактной системе.
Согласно позиции ФАС России, в отношении проверки представленных документов под недостоверной информацией следует понимать предоставление сведений, составленных формально, в отсутствие фактических правоотношений.
Вместе с тем, положения Закона о контрактной системе не ограничивают комиссию по осуществления закупок в проверке достоверности предоставленных документов, информации, сведений в составе заявке участника закупки путем принятия заказчиком зависящих от него разумных и законных мер.
В связи с изложенным, при оценке заявок участников для подтверждения достоверности информации, представленной участниками закупки в составе заявок, Заказчик вправе направлять запросы в соответствующие уполномоченные учреждения, а также руководствоваться открытыми источниками информации, размещенными на официальных сайтах государственных органов.
Представитель Уполномоченного учреждения пояснил, что сведения, представленные Заявителем в составе заявке о сумме выполненных работ по договорам, не соответствуют сведениям, содержащимся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а именно:
За 2019 год отсутствуют сведения об исполнении договора N73 от 02.09.2018 г. на сумму 8 000 000,00 руб.
За 2020 год отсутствуют сведения об исполнении договора N14 от 02.04.2020 г. на сумму 3 415 000,00 рублей; N19 от 07.05.2020 г. на сумму 3 500 000, 00 рублей.
Дополнительно представитель Уполномоченного учреждения пояснил, что в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности также отсутствует информация о выручке Заявителя за 2021 год, а выручка за 2021 - 2022 года не соответствует сумме договоров, указанных Заявителем в составе заявке.
При этом, Уполномоченным учреждением не было представлено доказательств осуществления Комиссией Уполномоченного учреждения проверки в части установления факта наличия недостоверной информации в составе заявки Заявителя.
Вместе с тем, по мнению Комиссии Краснодарского УФАС России, отсутствие сведений на общедоступных сайтах, в том числе сайтах налоговых органов, не свидетельствует об отсутствии у участника закупки требуемого опыта выполнения работ (поставки товара, оказания услуг).
Также использование комиссией Заказчика в качестве открытого источника сети "Интернет" государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности не является обязательным, а лишь является одним из доступных способов проверки.
Указание представителем Уполномоченного учреждения на несоответствие общей выручки, указанной в сведениях бухгалтерской отчетности, и стоимости представленных договоров, подтверждающих опыт участника закупки по выполнение аналогичных работ, само по себе не является доказательством не заключения или неисполнения таких договоров.
В соответствии с ч.1 ст.31 Федерального закона от 06.12.2011 N402-ФЗ "о бухгалтерском учете" бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчётную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчётный период. В связи с чем, не отражение каких-либо операций в бухгалтерской отчетности могут свидетельствовать о нарушении её составления, но не исключать фактического совершения хозяйственных операций.
Таким образом, действия комиссии Уполномоченного учреждения нарушают ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе, поскольку отсутствие в бухгалтерской отчетности сведений об исполнении гражданско-правовых договоров, не является безусловным основанием для отклонения заявки, в связи с тем, что недостоверность указанной Заявителем информаций надлежаще не подтверждена комиссий заказчика.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПК КРАСПИК" обоснованной.
2. Признать в действиях Уполномоченного учреждения - ГКУ КК "ДГЗ" (комиссии) нарушение ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе.
3. Уполномоченном учреждению - ГКУ КК "ДГЗ" (комиссии), Заказчику - МКУ "Управление строительства" выдать предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч.2 ст.7.30 КоАП.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 27 ноября 2023 г. N 023/06/48-6110/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.11.2023