Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе
Председателя Комиссии:
начальника отдела контроля закупок и торгов Управления,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления;
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
При участии в режиме видеоконференцсвязи:
От Заказчика - представителей по доверенности,
От Исполнителя - представителя по доверенности,
рассмотрев направленное Заказчиком - Департамент имущественных отношений Администрации Ямальского района (ИНН: 891039921) обращение о включении информации о исполнителе (подрядчике, поставщике) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта от 22.09.2023 N66 а на выполнение работ по очистке территории от несанкционированных свалок в с. Мыс Каменный, цена контракта 5 370 000,00 рублей, (извещение N 0190300000423001059), с ООО "Виктория" (ИНН: 8901040042) (далее - Исполнитель), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Объяснение заказчика об одностороннем отказе от исполнения муниципального Контракта от 20.11.2023 следует, что между Департаментом имущественных отношений Администрации Ямальского района (далее - Департамент) и ООО "Виктория" был заключен муниципальный контракт N 66 от 22.09.2023 на выполнение работ по очистке территории от несанкционированных свалок в с. Мыс Каменный (далее - Муниципальный контракт).
В соответствии с пунктом 1.4. Муниципального контракта срок начала выполнения работ установлен с момента его заключения, т.е. с 22 сентября 2023 г по 28 октября 2023 г, в количестве 37 дней.
Однако, до окончания срока муниципального контракта ООО "Виктория" фактически не приступило к выполнению работ.
Первая претензия была направлена 10.10.2023 г. с требованием приступить к выполнению работ и исполнить свои обязательства в срок. Ответа на претензию не последовало.
Вторую претензию с такими же требованиями от 17 октября 2023 г. Ответ от Общества поступил не по-существу направленных запросов и без подтверждающих фотоматериалов о начале исполнения Муниципального контракта. В своих возражениях ООО "ВИКТОРИЯ" ссылается на неясность где расположен объект, и требует о выезде сотрудников Департамента в с. Мыс-Каменный с головного офиса расположенного в с. Яр-Сале.
24 октября 2023 г направлена претензия в адрес Заказчика, что именно Заказчик виноват в неисполнении Контракта. Ссылается на неточный адрес. При этом 25 октября 2023 г был направлен специалист головного офиса Департамента для осмотра объекта закупки.
Согласно Акту осмотра, обследования земель N 102 от 25.10.2023 года установлено что свалка находится в переделах кадастрового квартала 89:03:020804 по координатам 68.543381 с.ш., 73.532179 в.д., работы по устранению свалки не начаты.
Департамент полагает, что препятствия для выполнения работ по Муниципальному контракту отсутствуют. То, что Исполнитель не договорился с транспортом - это его предпринимательские риски.
Исполнитель на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 20.11.2023 NЕГ/3527/23 представил письменные возражения по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Из возражений следует, что между Департаментом имущественных отношений Администрации Ямальского района (далее - Заказчик) и ООО "Виктория" (далее - Подрядчик) был заключен муниципальный контракт N 66 от 22.09.2023 г. на выполнение работ по очистке территории от несанкционированных свалок в с. Мыс Каменный (далее - Контракт).
Согласно пункту 1.3. Контракта место выполнения работы: ЯмалоНенецкий автономный округ, Ямальский район, с. Мыс Каменный, согласно техническому заданию (Приложение N 1). Цена Контракта составляет 5 370 000 (пять миллионов триста семьдесят тысяч) рублей.
После подписания Контракта ООО "Виктория" незамедлительно приступило к выполнению работ. В установленные Контрактом сроки работы в полном объеме не были выполнены. При этом вывоз мусора на те участки, которые расчищались и уже были расчищены ООО "Виктория", продолжался. Фотоматериалы Заказчику по его просьбе были предоставлены.
Работы, частично выполненные Подрядчиком, Заказчиком приняты и оплачены не были.
В адрес Заказчика неоднократно направлялись запросы и претензии. ООО "Виктория" обратило внимание Заказчика на то обстоятельство, что расчищаемые им участки фактически являются санкционированной свалкой, куда регулярно вывозятся отходы (в том числе и металл). Вывоз мусора осуществляется под контролем местной администрации в лице Колесиной С.С. и Кособоковой К.В. На место проведения работ выезжал представитель Заказчика Худи Х.А., который видел объем выполненных Подрядчика работ. Всего было собрано и вывезено металлических отходов и мусора с общей площади 50 000 кв.м. В присутствии представителя Заказчика производился ввоз отходов на расчищенную территорию. При этом границы территории, подлежащей расчистке, на местности не определены, площадь свалки на местности значительно превышает площадь расчистки, предусмотренную Контрактом (4 га).
Пунктом 1.5. Контракта установлено, что отходы, вывезенные в рамках исполнения обязательств по настоящему Контракту, переходят в собственность Подрядчика. Подрядчик вывез отходы на судне. В письме от 24.10.2023 г. N 89-168-20/01-13/9584 Заказчик требует выполнить работу до 28.10.2023, при этом Заказчик отказался определять границы расчищаемой территории.
Заказчик в письме от 24.10.2023 г. N 89-168-20/01-13/9584 указал, что "несанкционированная свалка охватывает площадь в 4 га, находящуюся за территорией свалки ТБО". Мусор вывозился с территории в 5 га.
Так же Исполнитель сообщил что единой информационной системе отсутствует текст решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. На сайте https://zakupki.gov.ru содержатся сведения о решении об одностороннем отказе. Исполнитель считает, действия Заказчика незаконными.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В п.9.2 Контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и положениями статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
27.10.2023 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением подрядчиком условий контракта.
27.10.2023 г. Заказчик разместил информацию в ЕИС в разделе дополнительной информации.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу, 08.11.2023 г.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Исполнителем возражения по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
ООО "Виктория" не было уведомлено о решении заказчика согласно предусмотренного порядка ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра).
Правилами ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств исполнителем и является ли это нарушение существенным.
Комиссией Ямало-Ненецкого УФАС России установлено, что контракт на выполнение работ по очистке территории от несанкционированных свалок в с. Мыс Каменный был заключен Сторонами 22.09.2023. Согласно п. 1.4 Контракта сроки оказания услуг с 22.10.2023 по 28.11.2023.
Из представленных сторонами пояснений следует, что Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта об одностороннем отказе от исполнения контракта" от 15.11.2023 исх. N б/н, сформировал и подписал в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, но не разместил само решение (текст решения) в ЕИС.
Анализ сайта ЕИС показал, что Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 27.10.2023, размещено заказчиком в ЕИС 15.11.2023 г., но в самой вкладке общей информации файла решения об одностороннем отказе нет.
Таким образом, Комиссией установлено, что на момент рассмотрения обращения Заказчика, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта не вступило в законную силу, в соответствии с положениями ч. 12.1 и ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Следовательно, Исполнителю не были известны обстоятельства, принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, которые ему необходимо было устранить в десятидневный срок со дня принятия решения.
В связи с вышеизложенным в действиях Заказчика содержатся нарушения частей 12.1 и части 13статьи 95 Закона.
В соответствии с пп "а" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случае если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России в ходе рассмотрения обращения, установила, что Заказчиком нарушен порядок расторжения контракта, предусмотренного п. 2 ч. 12.1 и ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе. При этом данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 6 статьи 7.32 КоАП РФ.
В этой связи, Комиссия контрольного органа не усматривает достаточных правовых оснований для включения сведений об Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Информацию об ООО "Виктория" (ИНН: 8901040042), по обращению Департамент имущественных отношений Администрации Ямальского района (ИНН: 8901039921) по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта от 22.09.2023 N66 на выполнение работ по очистке территории от несанкционированных свалок в с. Мыс Каменный, цена контракта 5 370 000,00 рублей, (извещение N 0190300000423001059), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 12.1 и части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
3. Обязать Заказчика обеспечить уведомление должностного лица заказчика, ответственного за направление сведений о расторжении контракта о необходимости представить в срок до 07.12.2023 в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживании;
- адрес электронной почты для направления уведомлений должностному лицу (контактная информация);
- приказ о назначения на должность;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протокола об административном правонарушении по части 6 статьи 7.32 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностного лица - назначается на 08.12.2023 в 16 час. 00 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).
Председатель комиссии
Члены комиссии
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 23 ноября 2023 г. N 089/06/104-895/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.11.2023