Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<______>
Членов Комиссии:
<______>
<______>
При участии в режиме видеоконференцсвязи:
От Поставщика - представителя по доверенности,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи направленное Заказчиком - Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса Администрации города Новый Уренгой (ИНН: 8904067613) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 0190300010823000602 от 21.08.2023 на поставку и установку пожарных резервуаров в городе Новый Уренгой, цена контракта - 10 791 999,99 рублей, (извещение N 0190300010823000602), с ООО "Транспортно-экспедиционная компания Быстрая Миля" (ИНН 6670497773) (далее - Поставщик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены документы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения от 08.11.2023 N 89-176-02/01-08/1433 (далее - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта) следует, что между Департаментом строительства и жилищно-коммунального комплекса Администрации города Новый Уренгой (далее - Заказчик) и Обществом с ограниченной ответственностью "ТРАНСПОРТНОЭКСПЕДИЦИОННАЯ КОМПАНИЯ БЫСТРАЯ МИЛЯ" (далее - Поставщик) заключен муниципальный контракт от 21.08.2023 N 0190300010823000602 (далее - Контракт), предметом которого является поставка и установка пожарных резервуаров в городе Новый Уренгой.
Согласно п. 1.2 Контракта, Наименование, количество и иные характеристики Товара определяются в Спецификации (Приложение N 1 к Контракту).
Согласно п. 4.1 Контракта Поставщик обязуется осуществить поставку и установку Товара до 20.10.2023 с момента заключения Контракта (поставка товара включает в себя выполнение сопутствующих работ, указанных в Приложении N 1 к Контракту в трех местах установки Товара, получаемых у Заказчика).
Срок поставки Товара, установленный Контрактом, истек 20.10.2023. До настоящего времени Товар и сопутствующие работы в соответствии с условиями муниципального контракта от 21.08.2023 N 0190300010823000602 не поставлен Заказчику.
В адрес Поставщика Заказчиком направлено требование об устранении нарушений условий Контракта от 18.10.2023 N 89-176-02/01-08/1341 (далее - Требование).
23.10.2023 Заказчиком получен от Поставщика ответ на требование от 19.10.2023 N 1/19-23, в котором Поставщик ссылается на неверную трактовку технического задания, из которой Поставщиком был сделан ошибочный вывод, занижающий количество и объем сопутствующих работ.
Обращаю внимание, что Поставщик на этапе подачи заявок на участие в электронном аукционе запросов Заказчику за разъяснениями к конкурсной документации не направлял. Протокол разногласий к муниципальному контракту от Поставщика Заказчику не поступал.
Извещение N 0190300010823000602 от 28.07.2023 (далее - Извещение), а также прилагаемые к нему техническое задание (описание объекта закупки) на поставку Товара и проект контракта, были размещены в открытом доступе и доступны для свободного ознакомления на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
В сроки, определенные Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Федеральный закон о контрактной системе), участники закупки имеют возможность направления запросов о разъяснении положений извещения об осуществлении закупки на площадке проведения электронного аукциона (описание объекта закупки, условий контракта, объема работ, формирования цены и иные уточнения в рамках закупки).
По извещению N 0190300010823000602 от 28.07.2023 запросы на разъяснения не поступали.
Согласно части 5 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе, подача заявки на участки в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку Товара на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
При подаче заявки Поставщик согласился с поставкой Товара на условиях и в соответствии с требованиями вышеуказанных документов.
В настоящее время закупка Товара, предусмотренного в рамках заключенного муниципального Контракта, осуществляется для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования город Новый Уренгой в соответствии с мероприятиями муниципальной программы муниципального образования город Новый Уренгой "Безопасная территория муниципального образования город Новый Уренгой", подпрограмма 3: "Защита населения и территории муниципального образования город Новый Уренгой от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществление мероприятий в области гражданской обороны", мероприятие 1.5: "Организация проведения работ по содержанию пожарных емкостей".
Таким образом, данная закупка является особо важной для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования город Новый Уренгой в целях осуществления мероприятий в области гражданской обороны муниципального образования город Новый Уренгой.
Учитывая неисполнение Поставщиком условий Контракта, в связи с существенным нарушением Поставщиком условий исполнения Контракта, основываясь на принципе эффективности осуществления закупок, как одном из основополагающих принципов контрактной системы, в соответствии со статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 10.2 Контракта, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 21.08.2023 N 0190300010823000602.
Поставщик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 22.11.2023 N ЕГ/3546/23, представил документы по делу N 089/10/104-900/2023 без пояснений.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В п. 10.2 Контракта предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 8-23 статьи 95 Закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
21.08.2023 между Заказчиком и Поставщиком заключен муниципальный контракт N 0190300010823000602 (далее - Контракт).
08.11.2023 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
08.11.2023 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 21.11.2023.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра).
Правилами ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Исполнителем и является ли это нарушение существенным.
В соответствии с пп. "б" п. 13 Правил ведения реестра, орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Причиной принятия решения Заказчиком об одностороннем отказе от исполнения контракта послужило то, что Поставщиком нарушены существенные условия данного контракта.
Комиссией установлено, что контракт был заключен 21.08.2023.
Согласно п. 1.1. Контракта Поставщик обязуется поставить и установить пожарные резервуары в городе Новый Уренгой, (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Согласно 1.2. Контракта наименование, количество и иные характеристики поставленного Товара указаны в Спецификации (приложение N 1 к настоящему Контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
Согласно 3.1. Контракта Поставщик поставляет и производит монтаж Товара по адресу: ЯНАО, г. Новый Уренгой, с момента заключения Контракта до 20.10.2023.
24.08.2023 Заказчиком письмом N 89-176-02/01-08/1055 Поставщику направлена схема расположения земельного участка для установки пожарного резервуара на территории, прилегающей к СНТ "Фемида".
25.08.2023 Сторонами согласован график производства работ.
12.09.2023 Заказчиком представителю по доверенности Поставщика переданы схемы расположения земельных участков прилегающих к ТСН "У-Дача" и ПК "ДК "Простоквашино".
Однако к выполнению Контракта так и не приступил, а именно не поставлены пожарные водоемы, не подготовлены места для установки пожарных водоемов и разворотных площадок.
Утверждение представителя Поставщика на заседании комиссии о том, что Заказчиком в техническом задании не указано количество разворотных площадок является не состоятельным, так как согласно приложению N 2 к описанию объекта закупки обозначены 3 места установки пожарных резервуаров, в техническом задании также указано, что точные места установки пожарных резервуаров необходимо получить у Заказчика.
Протокол разногласий к муниципальному контракту от ООО "ТЭК Быстрая миля" не поступал, таким образом, заключив Контракт Поставщик выразил согласие с указанными в нем условиями.
Исследовав представленные Заказчиком и Поставщиком документы, Комиссия контрольного органа приходит к выводу о недобросовестных действиях Поставщика, выразившихся в ненадлежащем исполнении требований законодательства о контрактной системе в части исполнения обязательств по Контракту.
Заказчик неоднократно направлял письма о нарушение сроков исполнения Контракта.
Поставщик на заседании комиссии утверждает, что закупил резервуары и подготовил площадку для установки пожарного резервуара согласно контракта. Вместе с тем данная информация ничем не подтверждена.
Так из представленных материалов следует, что Поставщик заключил договор поставки пожарных резервуаров на условиях самовывоза с ООО "Полевской механический завод". Однако Поставщиком по состоянию на 04.10.2023 не внесена предварительная оплата в размере 90% (4 590 000 руб.) по договору поставки пожарных резервуаров на условиях самовывоза с ООО "Полевской механический завод".
Действия Поставщика, выразившиеся в неисполнении условий контракта, привели к нарушению права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Невыполнение в данном случае участником закупки требований закона влечет невозможность исполнения контракта, что приводит к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск под свою ответственность.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Заключая в рамках своей предпринимательской деятельности гражданско-правовые договоры, Поставщик обязан был оценивать реально имеющую возможность своевременного исполнения принятых на себя обязательств (в том числе, исходя из установленного способа их исполнения и иных условий, применительно к которым сторонами согласованы условия обязательства и на которые Поставщик рассчитывал для своевременного их выполнения).
Доказательств возникновения у Поставщика каких-либо обстоятельств, возникших в следствии непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в установленном порядке исполнить Контракт, на заседание Комиссии не представлено.
Поставщиком не представлены доказательства неисполнения обязательств зависящих от третьих лиц.
Халатность, небрежность и непредусмотрительность также являются разновидностью недобросовестного поведения в ходе закупочной процедуры, а поэтому установление административным органом в действиях хозяйствующего субъекта именно умысла на неисполнения условий контракта обязательным не являются. При оценке действий хозяйствующего субъекта на предмет их добросовестности необходимо принимать во внимание наличие у него возможности по соблюдению требований действующего законодательства и принятия им действия, направленные на его соблюдение.
Комиссия считает факт ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств по контракту установленным, нарушение обязательств является существенным.
Следовательно, факт недобросовестного поведения при исполнении контракта Поставщиком, материалами дела установлен.
Дополнительно Комиссией установлено, что информация об ООО "Транспортно-экспедиционная компания "Быстрая Миля" размещена в Реестре недобросовестных поставщиков в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по иным контрактам.
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения о Поставщике, подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Информацию об ООО "Транспортно-экспедиционная компания Быстрая Миля" (ИНН 6670497773), сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Виштаколюк Ирине Юрьевне (ИНН: 665405760451), члена коллегиального исполнительного органа Курило Виктории Убайдуллаевне (ИНН: 741802204206) по обращению Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса Администрации города Новый Уренгой (ИНН: 8904067613) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 0190300010823000602 от 21.08.2023 на поставку и установку пожарных резервуаров в городе Новый Уренгой, цена контракта - 10 791 999,99 рублей, (извещение N 0190300010823000602), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО "Транспортно-экспедиционная компания Быстрая Миля" (ИНН 6670497773), сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Виштаколюк Ирины Юрьевна (ИНН: 665405760451), члена коллегиального исполнительного органа Курило Виктории Убайдуллаевне (ИНН: 741802204206), в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства N 1078 в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 24 ноября 2023 г. N 089/10/104-900/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.11.2023