Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
начальник отдела контроля закупок и торгов Управления;
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления;
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления;
При участии в режиме видеоконференцсвязи:
От Заказчика - представителя по доверенности,
От Исполнителя - директора ИП Полянский В.В,
рассмотрев направленное Заказчиком - МКУ "Служба заказчика муниципального округа Шурышкарский район" по факту одностороннего отказа от исполнения контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство подъездной дороги к площадке временного накопления ТКО в с. Лопхари, в том числе проектно-изыскательские работы (завершение)", цена контракта 12 794 089,77 рублей, (извещение N 0190300002723000114), с ИП Полянский В.В, Ямало-Ненецкое УФАС России проводит внеплановую проверку на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения от 09.11.2023 об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта следует, что согласно заключенного муниципального контракта от 17.05.23 N 28-23/С "Строительство подъездной дороги к площадке временного накопления ТКО в с. Лопхари, в том числе проектно-изыскательские работы (завершение)" (Далее-Контракт) Подрядчик в установленные п.
3.1. Контракта сроки до 01.09.2023, обязан осуществить завершение строительства подъездной дороги к площадке временного накопления ТКО в с. Лопхари. На 09.11.2023 Подрядчик свои обязательства по Контракту не исполнил, что подтверждается отсутствием акта акт приемки объекта капитального строительства предусмотренного п. 12.2 Контракта, а так же выполнения Исполнителем действий для сдачи выполненных работ заказчиком предусмотренных главой 12 Контракта. Исполнителем в адрес Заказчика не предоставлялись документы предусмотренные п контракта.
7.3.1. Контракта. При осмотре объекта строительства были выявлены недостатки в работе влияющие на годность и прочность результатов работ предусмотренных контрактом, фактический объем работ выполнен с нарушением проектной документации, согласно ст. 743 ГК РФ Исполнитель обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, аналогичные требования содержатся в п. 1.2. Контракта. Замечания по выполненным работам содержатся в письме направленном Исполнителю 14.09.2023 исх. N 0621-01- 10/1791, имеется фотофиксация невыполненных работ и выполненных не качественно. На момент вынесения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Исполнитель замечания не устранил, работы предусмотренные Контрактом, не завершил. В своем письме от 30.10.23 исх. 152 Исполнитель информирует, об отсутствии возможности окончить работы в связи с ухудшением погодных условий, при этом, не предоставив фактических сведений о причинах задержки в выполнении работ, как предусмотрено пунктами 14.2, и 14.3. Контракта.
01.09.2023 Исполнителю была направлена претензия (от 01.09.23 исх. 0621-01-10/1749) с требованием сдачи оконченного строительством объекта Заказчику, предоставив документы об окончании работ. В ответ, Исполнитель направил письмо от 04.09.23 исх. 123, с информацией об окончании работ в течении 20 дней. Исходя из положений ст. 715 ГК РФ, учитывая, что за 20 дней Исполнителем не проделано работ направленных на окончание строительства. Заказчик руководствуясь проектной документацией, строительными нормами и правилами правомерно полагает о недопустимости выполнения работ в условиях отрицательных температур. Исполнитель так же, не намерен продолжать работы предусмотренные Контрактом.
Исполнитель на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 22.11.2023 N ЕГ/3564/23, представил письменные пояснения по делу N 089/10/104-907/2023 (далее - пояснение).
Из пояснения следует, что между между ИП Полянским В.В. и МКУ "Служба заказчика Шурышкарского района" (далее - Заказчик) заключен Муниципальный контракт N 28- 23/С на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство подъездной дороги к площадке временного накопления ТКО в с. Лопхари, в том числе проектно-изыскательские работы (завершение)"
В соответствии с п. 14.2. Контракта: "Сторона, для которой создалась невозможность исполнения обязательств по Контракту, обязана немедленно, однако не позднее 7 (семи) дней с момента их наступления, известить в письменной форме другую Сторону о наступлении и прекращении вышеуказанных обстоятельств".
Исполнитель просит учесть следующее: начиная с начала августа 2023 г. по маршруту транспортировки материалов, необходимых для выполнения работ по Контракту, действовало обстоятельство, препятствующие завершению предусмотренных Контрактом работ в установленный срок.
Данным обстоятельством явилось резкое снижение уровня воды в р. Кунаватка, в результате которого перевозка грузов водным транспортом стала невозможной.
Иные способы доставки материала к месту проведения работ отсутствовали. Длительный период Исполнитель ждал того, что ситуация с уровнем воды изменится в лучшую сторону, но период ожидания затянулся, выполнить работу, предусмотренную Контрактом в установленный им срок стало невозможным. Исполнитель считает данное условие чрезвычайным и непредотвратимым при конкретных условиях обстоятельства, делающие невозможным надлежащее исполнение обязательства (п. 3 ст. 401 ЕК РФ).
Исполнитель утверждает, что уровень воды начал повышаться только в середине сентября 2023 г., но его было недостаточно для беспрепятственной перевозки груза на объект, так как был риск того, что судно сядет на мель. В это же время на реке началась шуга.
Весь материал, необходимый для выполнения всех видов по Контракту закуплен в полном объеме.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п.16.2 Расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
17.05.2023 между Заказчиком и Поставщиком заключен муниципальный контракт N 28-23/С (далее - Контракт).
10.11.2023 принято Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
10.11.2023 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Таким образом, 10.11.2023 является датой надлежащего уведомления.
Поскольку в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Исполнителя нарушение условий контракта не устранены (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе), Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и Контракт считается расторгнутым с 21.11.2023.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 21.11.2023.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра).
Правилами ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств исполнителем и является ли это нарушение существенным.
Из материалов обращения следует, что Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с установлением фактов нарушения Исполнителем существенных условий исполнения контракта.
Комиссией Ямало-Ненецкого УФАС России установлено, что, Контракт был заключен 17.05.2023.
1.1. В соответствии с настоящим Контрактом Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательство осуществить строительно-монтажные работы по объекту: "Строительство подъездной дороги к площадке временного накопления ТКО в с. Лопхари, в том числе проектно-изыскательские работы (завершение)" (далее - работы) и сдать результат работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить результат работ.
1.2. Качество выполняемых Работ по настоящему Контракту должно соответствовать строительным нормам и правилам. Объем работ определяется проектно-сметной документацией (Приложение N 1).
3.1. Сроки выполнения работ по настоящему Контракту:
Начало: с момента заключения контракта.
Окончание: 01 сентября 2023 года.
3.3. Место выполнения работ: ЯНАО, Шурышкарский район, с. Лопхари.
Как следует из объяснений Исполнителя работы прервались из-за резкого снижения уровня воды в р. Кунаватка, в результате которого перевозка грузов водным транспортом стала невозможной. Иные способы доставки материала к месту проведения работ отсутствовали. В связи с этим данное природное обстоятельство неизбежно повлияло на доставку материалов, и как следствие на невыполнение всего объема работ.
В свою очередь Исполнитель сообщил что весь необходимый материал закуплен в полном объеме и находится в ЯНАО, что подтверждается отгрузочными документами.
Исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие, что принимаемые меры, были направлены на надлежащее исполнение Контракта, а не на уклонение от его исполнения.
Таким образом, Комиссия не усматривает достаточных оснований полагать, что Исполнитель при исполнении контракта действовал недобросовестно.
Кроме того, Комиссия учитывала тот факт, что ранее обращений о включении сведений в отношении ИП Полянский В.В в реестр недобросовестных поставщиков в Ямало-Ненецкого УФАС России не поступало.
В соответствии с пп. "в" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Проанализировав совокупность сведений и документов, представленных Заказчиком и Исполнителем в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, Комиссия не установила оснований для включения сведений об ИП Полянский В.В в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с положениями Закона о контрактной системе в связи с отсутствием в действиях Исполнителя признаков недобросовестного поведения при исполнении контракта.
С учетом конкретных обстоятельств дела Комиссия приходит к выводу об отсутствии в его поведении таких признаков не добросовестности, как злоупотребление и умышленность, в связи с чем Ямало-Ненецкое УФАС считает возможным не включать сведения о Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об МКУ "Служба заказчика муниципального округа Шурышкарский район" по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 20-21/ЭА от 23.11.2021 N 28-23/С от 17.05.2023 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство подъездной дороги к площадке временного накопления ТКО в с. Лопхари, в том числе проектно-изыскательские работы (завершение)", цена контракта 12 794 089,77 рублей, (извещение N 0190300002723000114), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 28 ноября 2023 г. N 089/10/104-907/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.12.2023