Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<______.>
Членов Комиссии:
<______.>
<______.>
Рассмотрев направленное Заказчиком - МКУ "Управление муниципального хозяйства" (ИНН: 8904036823) обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 0190300010822000834 от 10.01.2023 на разработку проектной документации на капитальный ремонт, в том числе благоустройство территории: МАДОУ Детский сад "Метелица", г. Новый Уренгой, мкр. Советский, д.6, корпус 4., цена контракта - 731 300,78 рублей, (извещение N 0190300010822000834), с ООО "Прайд" (ИНН 8622024795) (далее - Подрядчик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 10.11.2023, (далее - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта) следует, что 10.01.2023 между Муниципальным казенным учреждением "Управление муниципального хозяйства", именуемое в дальнейшем "Заказчик" и Обществом с ограниченной ответственностью "Прайд", именуемое в дальнейшем "Проектировщик", на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от "22" декабря 2022 г. N 0190300010822000834, заключен Муниципальный контракт на разработку проектной документации на капитальный ремонт, в том числе благоустройство территории: МАДОУ Детский сад "Метелица", г. Новый Уренгой, мкр. Советский, д.6, корпус 4. (далее по тексту - Контракт).
Цена Контракта (цена работ) составляет: 731 300 рублей 78 копеек (Семьсот тридцать одна тысяча триста рублей 78 копеек), в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой ставке 20 (двадцать) процентов.
Согласно п. 3.1.1. Контракта Проектировщик взял на себя обязательства выполнить инженерные изыскания и осуществить разработку проектной документации на капитальный ремонт, в том числе благоустройство территории: МАДОУ Детский сад "Метелица".
Соблюдать требования, содержащиеся в Техническом задании (Приложение N1 к Контракту) и других исходных данных при выполнении разработки, корректировки проектных работ, и не вправе отступить от них.
Проектная документация, отчетные документы (материалы) должны быть подготовлены в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним СНиП, действующими на момент передачи работ Заказчику и другими техническими нормами и правилами.
Срок выполнения работ: с даты заключения Контракта по 30.05.2023.
На сегодняшний день условия Контракта надлежащим образом Проектировщиком не исполняются.
Проектировщик проектную документацию для согласования с Заказчике не предоставил, договор с АУ ЯНАО "УГЭПД" для прохождения государственной экспертизы заключен не был.
В адрес Проектировщика неоднократно направлялись уведомления о нарушении условий Контракта с требованием в кратчайшие сроки принять меры по устранению замечаний, в дальнейшем указанные нарушения не допускать. Однако требования Заказчика не выполнены, принятые на себя обязательства Проектировщик исполняет ненадлежащим образом.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиям и закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В связи с ненадлежащим исполнением Проектировщиком своих обязательств Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное пунктом 9.4 Контракта, частью 9 ст.95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 44-ФЗ, п.2 ст.715 ГК РФ, принимает решение о расторжении контракта N 0190300010822000834 от 10.01.2023 г. в одностороннем порядке.
Проектировщик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 24.11.2023 NЕГ/3592/23 направленное на указанный в контракте адрес электронной почты, представил объяснение по факту одностороннего расторжения контракта в котором сообщил, "04" августа 2022 г. между МКУ "Управление муниципального хозяйства" (именуемым в дальнейшем - "Заказчик") и ООО "ПРАЙД" (именуемым в дальнейшем - "Подрядчик") был заключен Контракт N 0190300010822000834 на разработку проектной документации на капитальный ремонт, в том числе благоустройство территории: МАДОУ Детский сад "Метелица", г. Новый Уренгой, мкр. Советский, д.6, корпус 4, цена контракта - 731 300,78 рублей, (извещение N 0190300010822000834).
Так, во исполнение указанного Контракта, "31" января 2023 г. между Заказчиком - Обществом с ограниченной ответственностью "ПРАЙД" и Проектировщиком - Обществом с ограниченной ответственностью "МагнитогорскСтройПроект" был заключен Договор N МСП-0412 на разработку проектно-сметной документации (далее по тексту - "Договор").
Согласно Предмету данного Договора - "Заказчик поручает, а Проектировщик обязуется выполнить следующие работы:
- разработка проектной документации на капитальный ремонт, в том числе благоустройство территории по Объекту:
"МАДОУ Детский сад "Метелица", г. Новый Уренгой, мкр. Советский, д. 6 корп. 4.
Состав проектной документации:
- согласно техническому заданию (Приложение N 1 к Муниципальному контракту N 0190300010822000834 от 10.01.2023 г.).
Результатом работы по Договору является документация, соответствующая текущим требованиям Заказчика, техническому заданию и согласованная с Заказчиком в установленном Договором и законодательством Российской Федерации порядке".
На основании п. 3.2. Договора - "Аванс 50% от общей стоимости корректировки рабочей документации в размере 300 000 (Триста тысяч) рублей 00 копеек переводится Заказчиком в адрес Проектировщика в течение 3-х банковских дней с момента подписания настоящего Договора".
Указанные денежные средства были оплачены Подрядчиком в адрес Проектировщика, что сторонами не оспаривается исходя из имеющегося факта оплаты и Платежного поручения, которое его подтверждает.
В соответствии с разделом 4 Договора - "Срок выполнения работ по Договору составляет 45 (сорок пять) рабочих дней. Выполнение работ по Договору подтверждается подписанием Заказчиком Акта приемки-сдачи.
"Проектировщик" ни после получения аванса, ни в течение установленного Договором срока к работам не приступил, к окончанию данного срока (до 04.04.2023 г.) работы по Договору не выполнил.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
10.01.2023 между Заказчиком и Проектировщиком заключен муниципальный контракт N 0190300010822000834 (далее - Контракт).
10.11.2023 принято Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
10.11.2023 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 21.11.2023.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Подрядчиком объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра).
Правилами ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств исполнителем и является ли это нарушение существенным.
Комиссией установлено, что контракт заключен 10.01.2023
1.1. Проектировщик обязуется разработать проектную документацию на капитальный ремонт, в том числе благоустройство территории: МАДОУ Детский сад "Метелица", г. Новый Уренгой, мкр. Советский, д.6, корпус 4, согласно техническому заданию (Приложение N1 к Контракту).
1.7. Срок выполнения работ: с даты заключения Контракта по 30.05.2023
10.11.2023 Заказчиком принято решение связи с ненадлежащим исполнением условий муниципального контракта ООО "ПРАЙД" принятых на себя обязательств в установленные контрактом сроки, отказаться от исполнения муниципального N 0190300010822000834 в одностороннем порядке на основании п. 2 ст. 715 ГК РФ.
В адрес Проектировщика неоднократно направлялась уведомление о нарушения срока исполнения контракта.
Проведя проверку содержащихся в обращении Заказчика фактов, Комиссия приходит к выводу о недобросовестном поведении Проектировщика, выразившимся в ненадлежащем исполнении требований законодательства о контрактной системе в части исполнения обязательств по Контракту, Проектировщик обязательства не исполнил.
Согласно предоставленным материалам, Комиссия установила, что работы выполнялись с нарушением установленных сроков и не в полном объеме, что подтверждается материалами, представленными Заказчиком и Проектировщиком.
Проектировщик в материалах дела пояснил, что неисполнение Договора связано с недобросовестными действиями субподрядной организации - ООО "МагнитогорскСтройПроект".
Согласно п 3.1.13. Контракта предусмотрено, что при выполнении работ по инженерным изысканиям Проектировщик производит работы своими силами, либо с привлечением субпроектных организаций. Субпроектировщик привлекаемый Проектировщиком обязан иметь документы подтверждающие соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим работы, являющиеся предметом настоящего контракта, в течение всего срока исполнения Контракта. Копии таких документов должны быть переданы Проектировщиком Заказчику по его требованию.
Комиссия полагает, что разработку проектной документации на капитальный ремонт, в том числе благоустройство территории должен выполнить Проектировщик своими силами кроме инженерных изысканий.
Согласно ст. 403 ГК РФ ответственность за действия субподрядной организации несет подрядчик как за свои собственные.
Согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск под свою ответственность.
Комиссия отмечает, что Проектировщик, подавая заявку на участие в конкурсе, согласился со всеми изложенными в конкурсная документация, Контракте требованиями Заказчика.
Действуя в рамках исполнения государственного (муниципального) контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Заказчик в результате действий (бездействий) Проектировщика лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Поставщика.
В соответствии с пп. "б" п. 13 Правил ведения реестра, орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Халатность, небрежность и непредусмотрительность также являются разновидностью недобросовестного поведения в ходе закупочной процедуры, а поэтому установление административным органом в действиях хозяйствующего субъекта именно умысла на неисполнения условий контракта обязательным не являются. При оценке действий хозяйствующего субъекта на предмет их добросовестности необходимо принимать во внимание наличие у него возможности по соблюдению требований действующего законодательства и принятия им действия, направленные на его соблюдение.
В настоящем случае недобросовестность ООО "Прайд" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений контракта.
В указанном случае Проектировщик не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Проектировщика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
Комиссия считает факт ненадлежащего исполнения Проектировщиком обязательств по контракту установленным.
Дополнительно Комиссией установлено, что информация об ООО "Прайд" размещена в Реестре недобросовестных поставщиков в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по иным контрактам.
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения о Подрядчике, подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Информацию об ООО "Прайд" (ИНН 8622024795), сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Костылеву Снежанну Геннадиевну (ИНН: 862201717401), членов коллегиального исполнительного органа Хусаинова Артура Закировича (ИНН: 862200675244) по обращению МКУ "Управление муниципального хозяйства" (ИНН: 8904036823) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 0190300010822000834 от 10.01.2023 на разработку проектной документации на капитальный ремонт, в том числе благоустройство территории: МАДОУ Детский сад "Метелица", г. Новый Уренгой, мкр. Советский, д.6, корпус 4., цена контракта - 731 300,78 рублей, (извещение N 0190300010822000834), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении об ООО "Прайд" (ИНН 8622024795), сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Костылеву Снежанну Геннадиевну (ИНН: 862201717401), членов коллегиального исполнительного органа Хусаинова Артура Закировича (ИНН: 862200675244) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства N 1078 в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Председатель комиссии Е.А. Горожеев
Члены комиссии А.Г. Мазуров
М.Д. Сухоруков
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
А.Г. Мазуров
8(34922)3-42-59
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 28 ноября 2023 г. N 089/10/104-913/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.12.2023