Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 21.11.2023 N 279/23 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "ЛАТРЕК" (далее - Комиссия), при участии представителей заказчика - ОГБУЗ "Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа", уполномоченного учреждения - ОГКУ "Центр закупок", заявителя - ООО "ЛАТРЕК", рассмотрев материалы дела N 031/06/106-774/2023 по жалобе ООО "ЛАТРЕК" на положения извещения об осуществлении электронного аукциона на поставку медицинских изделий Катетер внутрисосудистый проводниковый одноразового использования на 2024 год" (N закупки 0826500000923008172) (далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "ЛАТРЕК" (далее - заявитель) на положения извещения о проведении Электронного аукциона.
Из жалобы следует, что характеристики Катетера внутрисосудистого проводникового, одноразового использования, указанные в позиции 1 Спецификации Приложения N1 "Описание объекта закупки" (далее - Спецификация) не подходит ни одно медицинское изделие, зарегистрированное на территории РФ, так как заказчик установил следующие ограничивающие параметры: Рабочая длина катетера: не менее 3-х длин катетеров: >=800 и <=1000 миллиметров - по выбору Заказчика (для использования в соответствии с особенностями сосудов, в соответствии с индивидуальными особенностями строения сосудистой системы пациента. Внутренний диаметр катетера >=2,20 мм, то есть ни один из катетеров не имеет 3 различные длины в указанном диапазоне от 80 до 100 см при внутреннем диаметре катетера >=2,20 мм.
В подтверждение своих доводов заявитель указал на катетеры, зарегистрированные на территории РФ и которые могли бы соответствовать Спецификации, следующих производителей: Biotronik (Fortress) ( РУ ФСЗ 2011/10957 от 14.06.2013), Cordis (Vista Brite Tip IG) (РУ РЗН 2015/3272 от 31.10.2017), Cordis (Brite Tip)(РУ РЗН 2015/3272 от 31.10.2017), Cook (Flexor Ansel) (РУ РЗН 2016/4519 от 28.07.2016), Terumo (Destination) (РУ РЗН 2016/5028 от 17.11.2016, РУ РЗН 2018/7481 (для 5F)), Asahi (SheathLess Eaucath) (РУ РЗН 2016/5116 от 07.12.2016), Asahi (SheathLessPV) (РУ РЗН 2016/5116 от 07.12.2016).
Кроме того, из жалобы следует, что под параметры позиции 3 Спецификации Катетер внутрисосудистый проводниковый, одноразового использования также не подходит ни одно медицинское изделие, зарегистрированное на территории РФ, так как заказчик установил следующие ограничивающие параметры: "Наружные диаметры проводникового катетера >=1,65 и <= 2,64 мм - не менее 4-х типоразмеров по выбору Заказчика", то есть ни из катетеров не имеет 4 варианта внутреннего диаметра в указанном диапазоне - внешние диаметры для 8Fr больше 2,64 мм. Также некоторые катетеры не имеют всех перечисленных в Спецификации кончиков.
В обоснование своего довода заявитель указал на следующих производителей катетеров: Cordis (Vista Brite Tip) (РУ РЗН 2015/3272 от 20.10.2020), Medtronic (Launcher) (РУ ФСЗ 2010/07047 от 31.05.2021), Terumo (Climber) (РУ РЗН 2020/9577 от 29.01.2020), Boston Scientific (Convey) (РУ РЗН 2017/6579 от 28.04.2021), Merit Medical (Concierge) (РУ ФСЗ 2011/10775 от 03.08.2016).
Заказчик - ОГБУЗ "Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа", уполномоченное учреждение - ОГКУ "Центр закупок" представили возражения на жалобу ООО "ЛАТРЕК", с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, просят признать жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал доводы, содержащиеся в жалобе.
Представители заказчика, уполномоченного учреждения, поддержали позицию, изложенную в представленных возражениях на жалобу ООО "ЛАТРЕК", считают жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "ЛАТРЕК", возражения заказчика, представленные документы, заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 28.09.2023 размещено извещение о проведении Электронного аукциона с приложениями в электронной форме.
Объект закупки - поставка медицинских изделий Катетер внутрисосудистый проводниковый, одноразового использования на 2024 год.
Начальная (максимальная) цена контракта 5 933 500,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "ЛАТРЕК" контракт по результатам проведения Электронного аукциона не заключен.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ, отражающий описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Исходя из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе, при формировании технического задания заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению специфики параметров и характеристик товара в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
При этом заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд.
Кроме того, Закон о контрактной системе не обязывает заказчика обосновывать свою потребность.
Вместе с тем, установленные заказчиком требования к характеристикам товара не должны ограничивать количество участников закупки.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ) утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N145).
Пунктом 5 Правил использования КТРУ установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением исчерпывающего перечня случаев.
Согласно пункту 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно извещению об осуществлении закупки объекту закупки присвоен код позиции КТРУ 32.50.13.110-00005033 - Катетер внутрисосудистый проводниковый, одноразового использования.
В ходе заседания Комиссии, представители заказчика указали, что в рамках описания объекта закупки заказчиком установлены все обязательные характеристики, включенные в позицию КТРУ 32.50.13.110-00005033 - Катетер внутрисосудистый проводниковый, одноразового использования. Из пояснений заказчика также следует, что все характеристики, установленные в Спецификации, являются значимыми для медицинского учреждения. Требования к медицинским изделиям составлены с учетом потребностей медицинских специалистов при оказания помощи пациентам с острой сердечной недостаточностью и обоснованы анатомическими особенностями поступающих в лечебное учреждение пациентов и спецификой проводимой терапии.
Комиссией установлено, что раздел "Объект закупки" извещения об осуществлении Электронного аукциона содержит информацию о том, что обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге: в соответствии с п. 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. 145 "Об утверждении правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара указаны в связи с недостаточностью информации, содержащейся в Каталоге товаров, работ, услуг, а так же с целью наиболее полного удовлетворения потребностей Заказчика. Обоснование включения дополнительной информации в сведениях о товаре, работе, услуге по каждой характеристике изложено в приложении 1 "Описание объекта закупки".
Таким образом, описание объекта закупки содержит обоснование дополнительных характеристик, исходя из специфики деятельности и для обеспечения клинической потребности заказчика. Кроме того, как следует из пояснений заказчика, формирование описания объекта закупки осуществлялось заказчиком в целях достижения при лечении пациентов наилучшего терапевтического эффекта и максимального исключения любых нежелательных реакций и последствий, с соблюдением принципов, закрепленных статьей 41 Конституции Российской Федерации и статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации", предусматривающих обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, приоритет интересов пациента, доступность и качество при оказании медицинской помощи.
Также при формировании закупки принималось во внимание значимость федерального проекта "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями", входящего в национальный проект "Здравоохранение" и Постановление Правительства Белгородской области N 245-пп от 28 июня 2021 года "Об утверждении программы Белгородской области "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями в Белгородской области на 2021 - 2024 годы"" в части выполнения показателей национального проекта. Использование исследуемых медицинских изделий влияет на показатель национального проекта "смертность от болезней системы кровообращения".
Из доводов жалобы следует, что заказчик установил ограничивающие параметры, не позволяющие подать участнику закупки заявку, так как к характеристикам требуемого к поставке Катетера внутрисосудистого проводникового по позициям 1 и 3 Спецификации не соответствует ни один катетер ни одного производителя.
В жалобе заявитель уточнил, что ограничивающими параметрами при описании катетера по позиции 1 Спецификации являются следующие характеристики - "рабочая длина катетера: не менее 3 трех длин катетеров: >=800 и <=1000 миллиметров по выбору заказчика, внутренний диаметр катетера >=2,2 мм.
При этом заказчиком в материалы дела представлены копии трех коммерческих предложений, содержащих предложение о поставке по позиции 1 Спецификации катетера NEURON.
Кроме того, заказчиком в материалы дела представлена копия запроса информации у заинтересованных лиц от 20.11.2023 N1095 о предоставлении информации о соответствии параметров медицинского изделия: катетер внутрисосудистый проводниковый одноразового использования, в том числе по позиции 1 Спецификации, а также копия ответа хозяйствующего субъекта N1, принимающего участие в обороте медицинских изделий, (вх.N 2331а от 24.11.2023) на указанный запрос из которого следует, что катетер (NEURON) - проводниковый катетер имеет наружный диаметр 8F и доступен с длиной 80 см, 90 см, 100 см. Внутренний диаметр катетера составляет 2,24 мм. В комплекте содержатся: краник трехходовой, расширитель, гемостатический клапан. Проксимальный конец катетера оснащен соединительным адаптером типа Луер.
Таким образом, катетер (NEURON) соответствует требованиям извещения об осуществлении закупки, в частности позиции 1 Спецификации.
При этом, такой катетер заявителем не изучался, так как ссылка в жалобе на катетер отсутствует.
Доказательств обратному в материалах дела не содержится.
Кроме того, представитель уполномоченного учреждения пояснил, что пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в случаях, приведенных в законе.
Следовательно, в практике применения законодательства о контрактной системе основанием для включения в описание объекта закупки перечня конкретных производителей и (или) товарных знаков, торговых марок заказчиком не допускается.
Частью 5 статьи 23 Закона о контактной системе предусмотрено формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Пунктом 7 Правил использования КТРУ определено, что при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 указанного Федерального закона соответственно.
Постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 N 656 утверждены Дополнительные требования к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок (далее - Дополнительные требования). Пунктом 31 Дополнительных требований предусмотрено, что при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, с использованием электронной площадки, специализированной электронной площадки формируются наименование страны происхождения товара, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), а также характеристики предлагаемого участником закупки товара в части характеристик, содержащихся в извещении об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, в приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 75 Закона о контрактной системе соответственно. Такие характеристики размещаются оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте единой информационной системы) одновременно с размещением протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Заявитель, как и любой иной потенциальный участник закупки, не ограничен в своем праве приобрести с целью поставки товар именно с теми характеристиками, которые определены потребностью заказчика и установлены в извещении об осуществлении закупки.
При указанных обстоятельствах система на уровне законодательства дает право участнику закупки указывать в заявке множественное количество разных производителей товара. Следовательно, участник закупки по каждой позиции может предложить товар нескольких производителей.
Кроме того, заказчиком представлена в материалы дела копия письма хозяйствующего субъекта N2, принимающего участие в обороте медицинских изделий, исх.N303-МС от 21.11.2023 года (вх.N2321 от 23.11.2023), полученного в ответ на запрос заказчика исх.N1095 от 20.11.2023, из которого следует что по совокупности технических характеристик можно рассматривать следующие торговые наименования и производителей по позиции 1 Спецификации:
- Катетер проводниковый Destination "Терумо Медикал Корпорейшн", США, РУ РЗН 2016/5028 от 17.11.2016.
- Интродьюсер эндоваскулярный Flexor Shuttle, "Кук Инкорпорэйтед", США, РУ РЗН 2016/4519 от 07.06.2019.
- Катетер проводниковый Vista Brite Tip IG "Кордис Ю-Эс Корп.", США, РУ РЗН 2015/3272 от 11.11.2022.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о возможности участника закупки по позиции 1 Спецификации предложить товар как минимум двух производителей.
Заявитель также в жалобе указал, что ограничивающими параметрами при описании катетера по позиции 3 Спецификации являются следующие параметры: "Наружные диаметры проводникового катетера >=1,65 и <= 2,64 мм - не менее 4-х типоразмеров по выбору Заказчика", то есть ни из катетеров не имеет 4 варианта внутреннего диаметра в указанном диапазоне - внешние диаметры для 8 Fr больше 2,64 мм. Также некоторые катетеры не имеют всех перечисленных кончиков.
Между тем, на заседании Комиссии заказчиком представлены копии ответов на запрос заказчика исх.N1095 от 20.11.2023:
- поступивший от хозяйствующего субъекта N3, принимающего участие в обороте медицинских изделий, от 24.11.2023 (вх.N2331 от 24.11.2023) из которого следует, что требованиям позиции N3 соответствует катетер сердечно-сосудистый проводниковый ALVIGUIDE производства "АЛВИМЕДИКА ТИББИ УРУНЛЕР САНАИ ВЕ ДЖИС ТИКАРЕТ АНОНИМ СИРКЕТИ", Турция (РУ N ФСЗ 2010/07092);
- поступивший от хозяйствующего субъекта N4, принимающего участие в обороте медицинских изделий, от 24.11.2023 (вх.N2332а от 24.11.2023) и, являющегося производителем катетера внутрисосудистого проводникового одноразового стерильного по ТУ 32.50.13-001-39795719-2018, вариант исполнения: Катетер проводниковый AKKORD, РУ N РЗН 2021/14109, в различных исполнениях. Катетеры AKKORD могут быть произведены и поставлены в соответствии с указанными в позиции 3 Спецификации требованиями.
Таким образом, существует как минимум два производителя, выпускающих товар, соответствующий характеристикам указанным в позиции 3 Спецификации.
Вместе с тем, жалоба не содержит документы и сведения, свидетельствующие о невозможности формирования заявки в соответствии с требованиями извещения о проведении электронного аукциона, а также не представлено документов и доказательств, свидетельствующих об этом.
При указанных обстоятельствах, доводы жалобы заявителя в части установления характеристик к требуемому к поставке товару не соответствующих ни одному производителю не нашли своего подтверждения.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЛАТРЕК" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 29 ноября 2023 г. N 3214/23 (ключевые темы: характеристика - товар. работа. услуга. - спецификация - государственные и муниципальные нужды - изделия медицинского назначения)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.11.2023