Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
... - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заказчика МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" НЮРБИНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) (далее - МКУ "ИСУ" НЮРБИНСКОГО РАЙОНА РС (Я), заказчик): ... (представитель по доверенности);
от заявителя общества с ограниченной ответственностью научно-исследовательский институт "Земля и город" (далее - ООО НИИ "Земля и город", заявитель): ... (представитель по доверенности),
рассмотрев посредством web-видеоконференцсвязи жалобу ООО НИИ "Земля и город" на действия (бездействие) конкурсной комиссии заказчика МКУ "ИСУ" НЮРБИНСКОГО РАЙОНА РС (Я) при проведении открытого конкурса в электронной форме на разработку эскизного проекта (концепции) благоустройства общественных территорий по объекту: улицы Ст.Васильева и Горького в г.Нюрба (извещение N 0816300013223000005), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО НИИ "Земля и город" на действия конкурсной комиссии заказчика.
Из сути жалобы заявителя следует, что конкурсная комиссия заказчика неправомерно отклонила заявку ООО НИИ "Земля и город".
Просит признать жалобу обоснованной.
Из письменных пояснений заказчика следует, что с доводом жалобы заявителя согласны.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1) 26.10.2023 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0816300013223000005 на разработку эскизного проекта (концепции) благоустройства общественных территорий по объекту: улицы Ст.Васильева и Горького в г.Нюрба.
2) Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 905 000,00 рублей.
3) Согласно протоколу подведения итогов от 16.11.2023 NПРОII1 на участие в закупке было подано 4 (четыре) заявки от участников закупки, все заявки были отклонены.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ООО НИИ "Земля и город" обоснованной на основании следующего.
Согласно протоколу подведения итогов от 16.11.2023 NПРОII1 заявка ООО НИИ "Земля и город" была отклонена по следующим основаниям:
"Отклонить заявку на участие в закупке по п.3 ч.12 ст.48 N44-ФЗ "Несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 с. 31 44-ФЗ, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 44-ФЗ."
Согласно части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В информационной карте к извещению Заказчиком было установлено следующее требование к участникам:
Требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям |
Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования (за исключением случаев, перечисленных в ч. 4.1 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ), с правом осуществлять подготовку проектной документации: а) в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии); При этом уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам подряда на подготовку проектной документации, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров должен соответствовать предполагаемой цене контракта согласно ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ.
Соответствие требованиям подтверждается действующей выпиской из реестра членов саморегулируемой организации по утвержденной форме, или копией такой выписки. |
В силу пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении заявки на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Для объективного рассмотрения дела, Якутским УФАС России был направлен запрос оператору электронной площадки о предоставлении сведений и документов, представленных в составе заявок на участие в закупке.
Из сведений, представленных оператором электронной площадки следует, что ООО НИИ "Город и земля" представлены выписки из единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий и в области архитектурно-строительного проектирования и их обязательствах, которые содержат сведения о юридическом лице (индивидуальном предпринимателе), осуществляющем подготовку проектной документации и выполняющим инженерные изыскания.
В ходе рассмотрения дела представитель заявителя пояснила, что общество является членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, выписка из реестра членов которой была предоставлена в составе заявки. Уровень ответственности соответствует предполагаемой цене контракта. Также общество соответствует всем требованиям, при несоответствии которым заявка могла быть отклонена на основании части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. В ходе телефонного разговора сотрудник заказчика пояснил, что основанием отклонения заявки Института послужило отсутствие в представленных обществом документах заключения об экспертизе проектной документации.
При этом, частью 3 статьи 49 Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство. Экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства. Правительство Российской Федерации вправе определить иные случаи, при которых проведение экспертизы проектной документации не требуется.
Таким образом, государственной (негосударственной) экспертизе подлежит проектная документация объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации объектов капитального строительства.
Предметом оспариваемой закупки является разработка эскизного проекта (концепции) благоустройства общественных территорий.
Вместе с тем, в порядке оценки заявок, размещенный в составе извещения, не установлена необходимость представления акта государственной экспертизы в случае, если это предусмотрено договором (контрактом).
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснила, что конкурсная комиссия рассмотрев заявки участников пришла к выводу, что участниками не представлены акты государственной экспертизы по исполненным договорам. Но вместо того, чтобы осуществить допуск участников, комиссией ошибочно отклонены все заявки.
Комиссия Якутского УФАС России, изучив представленные документы и информацию, заслушав участвующих лиц, приходит к выводу, что действия конкурсной комиссии заказчика в части отклонения заявки ООО НИИ "Город и земля" нарушено положение пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
С учетом того, что нарушения конкурсной комиссии заказчика повлияло на результаты определения подрядчика, выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Жалоба ООО НИИ "Город и земля" признана обоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее:
1.В силу части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 447-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статью 55.17 ГрК РФ внесены изменения, вступившие в силу с 1 сентября 2022 г. и предусматривающие:
исключение представления саморегулируемой организацией выписки из реестра членов саморегулируемой организации в качестве документа, подтверждающего членство в такой организации;
ведение единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах. Сведения, содержащиеся в таком едином реестре, подлежат размещению в сети Интернет и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
Так, согласно части 5 статьи 55.17 ГрК РФ сведения, содержащиеся в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, подлежат размещению в сети "Интернет" и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
Следовательно, если в результате изменений, внесенных в ГрК РФ, документ, подтверждающий членство в саморегулируемой организации, исключен, и подтверждением такого членства является наличие сведений в вышеуказанном едином реестре, требование к подтверждающему документу в извещении об осуществлении закупки не устанавливается, подтверждающий документ в заявке на участие в закупке не представляется.
Таким образом, с 01.09.2022 с учетом изменений в ГрК РФ, выписку из единого реестра сведений о членах СРО и их обязательствах заказчик требовать не может, а участник представлять в составе заявки не должен. Для подтверждения соответствия этому требованию достаточно, чтобы информация об участнике была в этом реестре.
Вышеуказанное также отражено в Письмах Минфина России от 16.09.2022 N 24-06-08/90074, N 24-01-07/95279, Минстроя России N Б0737-СИ/02 от 03.10.2022.
В информационной карте к извещению Заказчиком было установлено следующее требование к участникам:
Требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям |
Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования (за исключением случаев, перечисленных в ч. 4.1 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ), с правом осуществлять подготовку проектной документации: а) в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии); При этом уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам подряда на подготовку проектной документации, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров должен соответствовать предполагаемой цене контракта согласно ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ.
Соответствие требованиям подтверждается действующей выпиской из реестра членов саморегулируемой организации по утвержденной форме, или копией такой выписки. |
Таким образом, заказчик установив требование о представлении выписки из реестра членов саморегулируемой организации нарушил часть 3 статьи 7, пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. В силу части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Правительство Российской Федерации, согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
При этом в силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571 (далее - Постановление Правительства N 2571). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением к Постановлению Правительства N 2571.
В информационной карте к извещению Заказчиком установлено дополнительное требование, предусмотренное п. 6 раздела II приложения к Постановлению Правительства N 2571, а именно: наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ; 3) положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В абзаце 4 подпункта "а" пункта 3 Постановления позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Комиссия Якутского УФАС России установила, что закупка осуществляется для обеспечения муниципальных нужд, и начальная максимальная цена контракта не превышает 5 млн.
Вместе с тем, в извещении дополнительные требования к участникам закупки не установлены.
При указанных обстоятельствах заказчик допустив разночтение и неправомерно установив дополнительные требования к участникам закупки нарушил часть 3 статьи 7, часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО НИИ "Земля и город" на действия (бездействие) конкурсной комиссии заказчика МКУ "ИСУ" Нюрбинского района РС(Я) при проведении открытого конкурса в электронной форме на разработку эскизного проекта (концепции) благоустройства общественных территорий по объекту: улицы Ст.Васильева и Горького в г.Нюрба (извещение N 0816300013223000005) обоснованной;
2. Признать конкурсную комиссию заказчика МКУ "ИСУ" Нюрбинского района РС(Я) нарушившим пункт 3 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
3. По результатам внеплановой проверки признать заказчика МКУ "ИСУ" Нюрбинского района РС(Я) нарушившим часть 3 статьи 7, пункт 1 части 1 статьи 31, часть 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
4. Выдать заказчику МКУ "ИСУ" НЮРБИНСКОГО РАЙОНА РС (Я) обязательное для исполнения предписание;
5. Передать материалы дела должностному лицу Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии _
Члены Комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 27 ноября 2023 г. N 014/06/48-1721/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.11.2023