Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила информация, изложенная в обращении Заказчика, о включении сведений об ООО "СК Форман" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных в Ленинградское УФАС Заказчиком документов следует, что между Заказчиком и Участником заключен контракт N N447/2022 от 25.07.2022 на выполнение работ по ремонту фонтана возле Собора Петра и Павла (далее - Контракт).
Из направленного Заказчиком обращения следует, что 25.10.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
Заседание Комиссии проходило 17.11.2023 в 09:30 в формате видеоконференцсвязи.
Вместе с тем, Заказчик, уведомленный по электронной почте и через ЕИС явку на заседание в формате видеоконференцсвязи не обеспечил, исходя из чего, Комиссия сделала перерыв в заседании (на 24.11.2023 в 09:40).
Заказчик повторно не явился, что не препятствует рассмотрению дела, Участник приобщил в материалы дела письменные документы с комплектом документов.
Комиссия, оценивания представленные Заказчиком и Участником документы, установила следующее.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 11.4. Контракта установлено, что Заказчик имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Из существа обращений Заказчика в Ленинградское УФАС следует, что решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта принято на основании того, что на 25.10.2023 обязательств по Контракту было выполнено на сумму 4 423 214,93 рублей, при цене Контракта в 7 999 999,20 рублей, при том, что срок исполнения обязательств установлен Контрактом 90 дней, то есть до 23.10.2022.
Комиссия Ленинградского УФАС учитывает данную позицию Заказчика и отмечает, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных обязательств, нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Так, на основании п. 1.2. Контракта Подрядчик выполняет работы в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложением N1 к Контракту), сметой (Приложение N 2 к Контракту), календарным графиком выполнения работ (Приложение N 3 к Контракту), определяющими объем, содержание и сроки выполнения работ, а также стоимость работ.
Согласно Контракта:
- 3.1. Место выполнения работ: город Выборг, фонтан возле Собора Петра и Павла.
- 3.2. Срок выполнения работ: 90 дней с даты заключения контракта.
По Контракту Заказчик среди прочего обязан:
- 4.1.1. Предоставляет Подрядчику доступ к Объекту и документацию, необходимую для выполнения работ в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложением N1 к Контракту).
- 4.1.2. По предъявлению к приёмке выполненных Подрядчиком работ своевременно организовывает их приемку.
- 4.1.4. Осуществляет технический надзор за выполнением работ самостоятельно, либо с привлечением иных лиц.
По Контракту Участник среди прочего обязан:
- 4.2.1. Выполняет предусмотренные Контрактом подрядные работы, обеспечив их надлежащее качество в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложением N1 к Контракту), Строительными нормами и Правилами, в сроки, установленные Контрактом.
Товары, используемые при производстве работ, должны соответствовать требованиям государственных стандартов, иметь сертификат и технический паспорт, удостоверяющий их качество, а также требованиям Описания объекта закупки.
- 4.2.2. Выполняет и обеспечивает выполнение работ с соблюдением норм техники безопасности, охраны труда, пожарной безопасности и охраны окружающей среды.
- 4.2.4. В соответствии с условиями Контракта своевременно предоставляет достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта, а также к установленному Контрактом сроку предоставляет Заказчику результаты выполнения работы, предусмотренные Контрактом, результаты отдельного этапа исполнения Контракта.
Своевременно оформляет исполнительную документацию в соответствии с ГОСТами, акты выполнения этапов работ, акты на скрытые работы, извещая Заказчика не менее чем за 48 часов о времени освидетельствования скрытых работ. Если закрытие скрытых работ последующими работами выполнено без информирования, то Подрядчик обязан за свой счет вскрыть любую часть скрытых работ, а затем восстановить ее за свой счет.
При закрытии скрытых работ, не предъявленных Заказчику согласно настоящему пункту и/или невозможности осуществить вскрытие таких работ, указанные работы Заказчиком не принимаются и оплате не подлежат.
- 4.2.7. Подрядчик в ходе выполнения ремонтных работ обязуется сохранить в работоспособном состоянии кабельно-распределительные сети, телефонные линии. В случае повреждения указанных систем, Подрядчик обязуется восстановить их работоспособность в полном объеме за счет собственных средств. В случае необходимости демонтажа и монтажа оборудования указанных систем в процессе ремонта, Подрядчик обязуется самостоятельно выполнить данные работы.
Согласно п 11.1. Контракт вступает в силу с момента его заключения и действует до 31 декабря 2022 г., а в части исполнения принятых по настоящему Контракту обязательств - до полного их выполнения Сторонами.
К Контракту прилагаются и являются неотъемлемой его частью:
Приложение N 1 - Описание объекта закупки;
Приложение N 2 - Смета;
Приложение N 3 - Форма календарного графика выполнения работ.
Приложением N1 к описанию объекта закупки, также является "Ведомость работ" из которой следует, что Заказчику необходимы следующие работы:
N пп |
Наименование работ |
Ед. изм. |
Кол. |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Раздел 1. Демонтаж. |
|
|
|
Раздел 2. Монтаж |
|
|
|
Раздел 3. Водозабор, слив, перелив. |
|
|
|
Раздел 4. Форсунки |
|
|
|
Раздел 5. Насосы |
|
|
|
Раздел 6. Подсветка |
|
|
|
Раздел 7. Металлоконструкции |
|
|
|
Раздел 8. Пуско-наладочные работы |
|
|
Из анализа материалов и документов между Заказчиком и Участником (приобщены в материалы дела), Комиссия УФАС Ленинградской области усматривает следующие обстоятельства.
Согласно доводам Заказчика в письменных документах.
Администрацией МО "Выборгский район" в декабре 2022 были частично оплачены работы на сумму 4 423 214,93 руб.
Приемка остальных видов работ возможна была только после осуществления монтажа фасонного оборудования в чаше фонтана и осуществления работ по пуско-наладке установленного оборудования и проверки герметичности чаш и камеры фонтана, что в декабре 2022 г. с учетом отрицательных погодных температур выполнить не представлялось возможным.
Работы по пуско-наладке установленного оборудования были проведены в весенне-летний период, однако ходе проводимого осмотра выполненных работ было установлено, что имеются течи чаш фонтана. Находящаяся под фонтаном насосная камера заполняется водой, в данной камере установлен распределительный электрический щит ГРЩ, электропроводка, насосы, что не отвечает нормам и требованиям безопасности п.7.1.28 и п.7.1.29 "Правил устройства электроустановок (ПУЭ-7)".
Обществом приняты обязательства по устранению выявленных замечаний, по результатам неоднократных совместных осмотров объекта, после проведения работ по устранению течи чаш фонтана и гидроизоляции насосной камеры, - установлено, что замечания устранены не в полном объеме, две из трех чаш также имеют течи, камера с оборудованием заполняется водой, в связи с чем в его адрес неоднократно направлялись претензии.
Таким образом, подрядчик не исполнил взятые на себя обязательства, не устранил замечания, не принял мер для надлежащего исполнения Контракта.
Ввиду того, что Подрядчик не устранил нарушения, послужившее основанием для принятия Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, Заказчик считает, что правомерно действовал, со своей стороны.
Подрядчик представил Комиссии Ленинградского УФАС следующую позицию.
Сразу после заключения Контракта, Общество приступило к обязательствам.
25.07.2022 Подрядчиком в адрес Заказчика было направлено уведомление о начале производства работ по Контракту (письмо исх. 18/07-22 от 25.07.2022),
В соответствии с п. 4.1.1. Контракта Заказчик обязан предоставить Подрядчику документацию, необходимую для выполнения работ в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложение N1 к Контракту).
Учитывая, что согласно технической части контракта (Описанием объекта закупки) Подрядчику требовалось произвести работы которые ранее не были предусмотрены конструктивом фонтана, Подрядчиком в адрес Заказчика был направлен запрос о предоставлении технической документации (проектной документации) на фонтан (письмо исх.N 23/07-22 от 26.07.2022).
Не получив ответ, Подрядчик повторно направил запрос в адрес Заказчика о предоставлении в кратчайшие сроки проектной документации на фонтан. (письмо исх 26/07-22 от 28.07.2022)
29.07.2022 от заказчика поступило письмо что проектная документация Контрактом не предусмотрена и Заказчик просит выполнить работы в соответчики с технической частью Контракта и сметой (письмо вх N15-07/22 от 29.07.2022).
Учитывая, что согласно технической части Контракта Подрядчику требовалось произвести работы по замене сетей инженерно-технического обеспечения, в том числе работы по установке подсветки , ранее не предусмотренные конструктивом фонтана, Подрядчиком также был сделан запрос в отдел архитектуры и градостроительства КУМИГ г. Выборга о предоставлении технической документации на фонтан (письмо исх N01/08-22 от 01.08.2022)
Согласно ответа КУМИГ Администрации МО "Выборгский район Ленинградской области проектная документация на фонтан также отсутствовала (письмо вх.N 05-08/22 от 10.08.2022).
Дополнительно иной документации (чертежей, схем, проектов) на фонтан представлено не было, и все работы, а также согласования по ним осуществлялись со стороны технического надзора службы Заказчика, что повлияло на срок производства работ.
В августе 2022 года в ходе совместно осмотра с представителем технического надзора было установлено, что под стенами наружной облицовки фонтана отсутствует фундамент. При этом в соответствие с условиями технической части заключенного Контракта Подрядчику необходимо было выполнить работы по увеличению высоты стен чаши фонтана, путем выравнивания фундамента. Учитывая, что фактически фундамент отсутствовал, техническому надзору требовалось принять решение о дальнейших действиях подрядчика, согласно совместного осмотра.
Не получив ответ о дальнейшем производстве работ, Подрядчиком в адрес Заказчика было направлено обращение (письмо исх. 08/09-22 от 06.09.2022) о том, что в августе 2022 года в ходе производства ремонтных работ Подрядчиком совместно с представителем технического надзора были выявлены несоответствия технической части Контракта. Заказчику было предложено не производить выравнивание профиля площадки вокруг фонтана путем сооружения нового фундамента, поскольку это было нецелесообразно и привело бы к значительному увеличению объема и видов работ по Контракту.
Дополнительно в указанном письме Заказчику было предложено произвести замену устройства сборной тепловой камеры на изготовление монолитной камеры по необходимым для размещения коммуникаций и оборудования размерам, в связи со значительным удорожанием материалов и увеличение сроков поставки. В доказательство в адрес Заказчика были представленным счета и коммерческие предложений от поставщиков). Работы были приостановлены до получения ответа.
Не получив ответа Подрядчик повторно направил в адрес Заказчика аналогичное обращение (письмо от 13.09.2022 N13/09-22).
В сентябре 2022, согласно протоколу совместного совещания сторон от 15.09.2022, Заказчиком была согласована замена сборной тепловой камеры на ремонт существующей.
В начале октября 2022 года Подрядчиком в адрес Заказчика было направлено обращение о согласовании замены фонтанного оборудования, поскольку при совместном осмотре объекта в ходе производства работ по согласованию водной картины фонтана (высоты подъема воды), в адрес Подрядчика от представителей Заказчика и технического надзора поступило предложение об установке насосного оборудования большой мощности (письмо исх 06/10-22 от 07.10.2022).
Дополнительно в указанном обращении говорилось о необходимости произвести дополнительный объем работ (скрытые работы), требовалось заменить существующий питающей кабель с алюминиевыми жилами на кабель силовой с изоляцией и оболочкой из поливинилхлоридных композиций пониженной пожарной опасности длиной 50 м/п, поскольку в ходе выполнения работ по разборке оснований фундамента было установлено, что питающий кабель с алюминиевыми жилами, который используется для подключения инженерного оборудования, не соответствует параметрам необходимой мощности, находится в непригодном для использования состоянии (имеет повреждения сечения провода, следы износа) и необходимости изменения сметной документации.
Несмотря на обозначенные сложности, согласно акту о приемки выполненных работ от 22.12.2022 со стороны Заказчика были приняты и оплачены общестроительные работы на сумму 4 423 314,93 руб.
Приемка остального вида работ (работ по пуско-наладке установленного по состоянию на конец ноября 2022 года оборудования) по Контракту была не возможна из-за отрицательных температур, в связи с чем сторонами было принято решение о приостановлении исполнения контракта (акт о приостановке работ 28.11.2022).
В связи с установлением положительных температур, в мае 2023 года работы были возобновлены.
Со стороны технического надзора Заказчика работы по установке, пуско-наладке оборудования сделана отметка в акте приемки выполненных работ от 19.05.2023 о соответствии работ, также Обществом направлена исполнительная документация по Контракту (исх. N16/05-23 от 24.05.2023), однако сам Заказчик не подписал акт выполненных работ.
С мая по сентябрь 2023 года происходила эксплуатация фонтана.
В июне 2023 было проведено совместное совещание, согласно которому Подрядчику были выставлены замечания обслуживающей организации фонтана (МУП "Комбинат Благоустройства").
По результатам совместного совещания, Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо о несогласии с выявленными замечаниями (письмо исх. 11-06/23 от 22.06.2023)
В письме исхN17/06-23 от 26.06.2023 Подрядчик просил произвести оплату выполненных работ.
В июле 2023 года в адрес Подрядчика поступило обращение от Заказчика о невозможности принятия его в эксплуатацию согласно выявленных замечаний со стороны обслуживающей организации МУП Комбинат Благоустройства (письмо 11.07.2023 исх. N ВР -8006/2023-о).
В августе 2023 года Заказчиком была проведена техническая экспертиза выполненных работ (экспертное заключение N ЭЗ -23-23 от 17.08.2023).
По результатам которой Подрядчиком были проведены гарантийные работы по ремонту фонтана в сентябре-октябре 2023 года).
26.10.2023 в ЕИС Заказчиком было размешено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 5459 от 26.10.2023, в связи с не устранением выявленных замечаний по Контракту.
Из претензии Заказчика ВР-ИСХ-5418/2023 от 23.10.2023 следует:
"По вопросу эксплуатации фонтана, о котором Вы пишете в письме вх. N ВР- 8006/2023 от 06.07.2023 г. сообщаем, что фонтан по настоящее время не принят в эксплуатацию, так как в ходе проводимой его проверки на герметичность были установлены указанные выше недостатки выполненных Вами работ. По информации МУП "Комбинат благоустройства" были зафиксированы потери воды по счетчику до 10м3 в сутки, что превышает допустимые расчетные нормы потери воды при нормальном режиме эксплуатации (допустимые расчетные нормы 7,3м3 в месяц). Доступ к включению/отключению фонтана имеется только у Вашей организации, в администрацию МО "Выборгский район" ключи от насосной камеры, где происходит запуск работы фонтана, Вами не представлены. Вами в наш адрес направлялись письма о необходимости выполнения работ по герметизации насосной камеры либо установке новой (которая предусмотрена контрактной сметой), при этом до настоящего времени данные работы Вами не выполнены.
Для приемки работ в полном объеме Вам необходимо выполнить работы в соответствии с условиями муниципального контракта, также, обращаем Ваше внимание, что электрооборудование должно быть установлено в сухой камере. В противном случае, безопасность эксплуатации фонтана отсутствует. Таким образом, в случае причинения вреда жизни и здоровью третьим лицам влечет Вашу ответственность в соответствии с действующим законодательство РФ. 18 и 19 октября 2023 г. был осуществлен совместный выход и осмотр фонтана, чаш, фонтана, камеры. Установлено: - по состоянию на 18 октября фонтан отключен, чаши фонтана пустые, при этом стены и пол насосной камеры мокрые, местами на полу стоит вода; в камере происходит срабатывание дренажных насосов при повышении уровня воды в приямках; также в камере установлено электрическое оборудование, щит ГРЩ, насосное оборудование, - установка данного оборудования в подтапливаемом помещении камеры администрация МО "Выборгский район" не согласовывала; - по состоянию на 18 октября дренажные насосы были отключены, по истечении 12 часов, 19 октября вода в камере поднялась на 9 см (при общей площади камеры 7 м.кв.), при отсутствии осадков".
Подрядчик направил возражение (письмо исх. N01-11-23 от 01.11.2023), по следующим основаниям:
" повышение уровня воды и высокая влажность обусловлены высоким уровнем грунтовых вод и не связаны с герметизацией чаш фонтана.
Данный факт подтверждался заполненной водой канализационной камерой которая находилась рядом, но не имела к фонтану ни какого отношения. (данный факт был зафиксировано неоднократно при совместном обследовании объектов).
Подрядчиком для решения указанной проблемы было предложено разработать проектное решение по устройству герметичного кессона в насосной камере. При этом обращаем ваше внимание, что данный вид работ не был предусмотрен сметой, а герметизация бетонных стен и пола камеры с наружной стороны невозможна из-за отсутствия доступа связи с конструктивными особенностями фонтана.
В связи с чем для решения проблемы с грунтовыми водами, Подрядчиком было предложно установить дренажный насос. Обращаем Ваше внимание, что по просьбе Заказчика Подрядчиком был установлен дополнительный дренажный насос.
подводящий водопровод был заужен с целью недопущения гидроудара двигателя насоса, во время автоматической подачи воды в период работы фонтана. Наполнение фонтана в течении 2 часов до запуска, Подрядчик считает это не критичным параметром, по сравнению с нанесением ущерба дорогостоящим насосам.
включение насосов фонтана предусмотрено одновременное из общего электрощита на фасаде собора. В виду тог, что во время запуска у насосов высокий пусковой ток, установленный у Заказчика автомат 16А отключается. Для решения данной проблемы было предложено Заказчику произвести увеличение приходящей мощности и замена автомата защиты на 25А.В случае невозможности увеличения мощности необходимо осуществлять запуск двигателей фонтана поочередно.
касаемо использования и обслуживание электрооборудование в условиях высокой влажности.
Обращаем ваше внимание что электрооборудования находилось там всегда в условиях высокой влажности и до производства работ Подрядчиком".
Также Подрядчиком была проведена экспертиза (технический отчет N45/23 "О проведении комплекса испытаний и измерений электрической сети объекта"), согласно которой проведен комплекс испытаний и измерений, и дано заключение, согласно которому состояние оборудования, сопротивление заземляющего устройства, состояние защитных проводников, испытание КЛ-0,4кВ - удовлетворяет требованиям ПУЭ.
Учитывая указанные выше обстоятельства, действия Подрядчика не были направлены на умышленное уклонение от исполнения обязательств по Контракту.
Таким образом, намерений сорвать исполнение Контракта не имелось, Общество просит не применять к нему меру в виде включения в РНП, поскольку она явно несоразмерно всем действиям, которые предпринимал Участник.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято 25.10.2023.
Комиссия установила, что информация размещена в ЕИС, Участник был уведомлен надлежащим образом.
Представитель Участника дополнительно пояснил, что Участник планомерно вел работу по исполнению своих обязательств с момента подписания Контракта, намерений уклониться от своих обязательств не имелось. Участник при этом просит обратить внимание Комиссии на следующие дополнительные обстоятельства:
- Участник выполнял работы как в установленный срок, так и действительно после установленного Контрактом срока, однако Общество стремилось закончить и передать результат Заказчику;
- Участник просит обратить внимание, что задержка связанна с различными сложностями (которые в том числе не связанны с самим Участником), в первую очередь отсутствие документации и изменения при производстве работ, однако даже выявив их Участник готов был взаимодействовать с Заказчиком. Исполнитель подчеркивал, что качество и аккуратность работ - первоочередная задача, так как Исполнитель специализируется на данном виде работ;
- Участник сообщает, что планомерно вел работу по исполнению своих обязательств с момента подписания Контракта, при этом не отказывался и не уклонялся от устранения недостатков и дальнейшей работы, кроме того, он реагировал на письма Заказчика, устранял замечания, когда в его адрес не выставлялось замечаний по качеству работ, Заказчиком принято работ на значительную часть, что не свидетельствует о его намерении Участника выполнить работы некачественно и целенаправленно сорвать Заказчику закупку.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп. б п. 13 Правил).
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контракта.
Исходя из представленных доказательств, документов и пояснений сторон, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
1) Комиссия считает необходимым отметить, что принимает позицию Заказчика о том, что при исполнении Контракта наступили обстоятельства, являющиеся для Заказчика основанием для принятия решения об одностороннем отказе, а именно окончание срока выполнения работ Исполнителем установленного в Контракте, в течение которого Заказчику не был передан результат, являющийся предметом Контракта в полном объеме.
Поскольку Участник не выполнил работы в 90 дней, то ссылки на данные обстоятельства, применительно к несогласию с односторонним отказом, не принимаются.
Тем не менее, Комиссия при этом учитывает, что в случае ненадлежащего исполнения Обществом условий Контракта законодательством и положениями Контракта предусмотрено применение к Обществу гражданско-правовых санкций в виде взыскания штрафов, пени, убытков, что может является в данном случае достаточной мерой по сравнению с санкцией в виде включения сведений в РНП, которая несоразмерна всем действиям, которые осуществлял Участник исходя из последующих выводов настоящего решения.
2) Комиссией установлено, а также материалами дела подтверждается, что между Заказчиком и Участником существует гражданско-правовой спор о выявленных замечаниях, возникших в ходе эксплуатации фонтана.
Комиссия, озвучивала во время заседания, а также в решении дополнительно подчеркивает Заказчику и Участнику, что она не рассматривала данный гражданско-правовой спор между сторонами, так как не может дать по нему свою оценку, ввиду того, что это не входит в сферу ее компетенции.
В настоящем решении, предмет оценки вытекает исключительно из механизма полномочий антимонопольного органа, закрепленного в соответствующих нормативных правовых актах, а именно, к выявлению намеренности в действиях (бездействии) Участника какого-либо уклонения от исполнения обязательств по Контракту, которые подтвердят его недобросовестное поведение и позволят выявить признаки, позволяющие включить сведения о таком исполнителе в РНП.
То есть, Комиссия по обращению Заказчика рассматривала лишь применение такой меры публичной ответственности как включение сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года с учетом всех обстоятельств и фактов в рамках полномочий Комиссии Ленинградского УФАС в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков.
Поэтому Комиссия считает необходимым учесть, что между Участником и Заказчиком возникли разногласия, а поскольку Комиссия не решает гражданско-правовой спор между сторонами, Комиссия принимает во внимание только факт возникновения противоречий между сторонами Контракта, которые могли оказать влияние на возможность исполнения обязательств по Контракту, так как оба контрагента должны учитывать права и законные интересы друг друга, а также действовать в соответствии с ожиданиями обычного поведения участника гражданского оборота.
Согласно правовой позиции ФАС России и Верховного суда Российской Федерации, Комиссия не может руководствоваться лишь односторонним отказом Заказчика без учета всех фактов, которые свидетельствуют о том, что Участник стремился выполнить обязательства в рамках исполнения Контракта.
То есть, Комиссия исходит из того, что принятое решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком (в том числе правомерное), не означает автоматическое включение Участника в РНП.
При этом, в ходе полного и совокупного анализа всех документов в материалах дела Комиссия находит подтверждение доказательств того, что Участник стремился выполнить обязательства, а также был заинтересован в исполнении Контракта.
Комиссия находит подтверждение и доказательства того, что Участник приступил к работам, большую часть обязательств исполнил, а Заказчик принял ее и оплатил, реагировал на письма и замечания при возникновении рабочих вопросов, стремился согласовать возникшие ситуации, неоднократно просил содействия Заказчика и рассчитывал на дальнейшее сотрудничество, Заказчик ставился в известность, по мере завершения работ - результат передавался, при этом Участник был заинтересован в выполнении дополнительного объема.
Появление гражданско-правового спора не означает, что они возник при безусловной недобросовестности Общества.
Последовательность действий, намерение и желание Исполнителя выполнить обязательства и взаимодействовать с Заказчиком являются для Комиссии доказательством его стремления Участника исполнить возложенные на себя обязательства.
3) Стороны знали о имеющихся необходимости корректировки и согласовании, чего объективно не могло предвидеть Общество на этапе подписания Контракта.
Комиссия отмечает, что согласно части 1 статьи 178 Гражданского Кодекса Заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
Материалами дела подтверждается, что Участник просил такого содействия Заказчика в пределах действия Контракта.
Кроме того, исполнение обязательств по Контракту неоднократно приостанавливалось Обществом со ссылкой на статью 716 ГК РФ.
Такое намерение и желание Общества исполнить работы, являются для Комиссии доказательством стремления Участника исполнить возложенные на себя обязательства.
То есть, Комиссия исходит из того, что в обязанность Заказчика входит полно, достоверно и подробно определить результаты работ в документации исходя из своих потребностей, в данном случае предоставить исходные данные для возможности выполнение работ.
В обязанности Участника входит надлежащим выполнить работы.
Следовательно, Комиссия принимает доводы представителя Участника, о том, что Общество сталкивалось со сложностями, информировало о них Заказчика и пыталось исполнить обязательства, что, по мнению Комиссии, не свидетельствует о необходимости задействования ответственность в виде санкции о включении его в РНП.
4) Комиссия также основывает свое решение на том, что при включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков должен быть доказан в том числе факт осуществления последней каких-либо действий, направленных на намеренное уклонение от исполнения Контракта.
Комиссия руководствуется статьями 95, 104 Закона о контрактной системе, а также Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, при этом, анализ вышеприведенных положений законодательства свидетельствует о том, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков о недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Также включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном неисполнении обязанностей по контракту. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от неисполнения обязанностей по контракту, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Термин недобросовестное поведение предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность действий (бездействия) и подтвердить недобросовестный характер поведения Участника.
При этом, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Комиссия на основе анализа фактической стороны дела не находит доказательств целенаправленных действий Участника, которые имели намерение не исполнить обязательства по Контракту, и в этой связи не усматривает в действиях Исполнителя сознательного неисполнения Контракта вины, выраженной в умышленных действиях (бездействии), которые были направлены на уклонение от возложенных на Общество обязательств в рамках заключенного Контракта.
Рассматривая вопрос соразмерности действий (бездействия) Участника, Комиссия Ленинградского УФАС приходит к выводу, что включение Участника в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей как ведения реестра, так и Закона о контрактной системе, а также является несоразмерным характеру осуществленных действий (бездействия) Участника.
Таким образом, Комиссия при изучении материалов дела не находит безусловных действий (бездействия) Участника при исполнении обязательств по Контракту, которые соразмерны включению сведений о нем в РНП.
При таких обстоятельствах, Комиссия Ленинградского УФАС руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
сведения об ООО "СК Форман" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 24 ноября 2023 г. N 047/10/104-3715/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.11.2023