Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила информация, изложенная в обращении Заказчика, о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (вх. N13281-ИП/23 от 09.11.2023).
Из представленных в Ленинградское УФАС Заказчиком документов следует, что между Заказчиком и Участником заключен контракт N 0145300005023000219 от 04.10.2023 на выполнение работ по по текущему ремонту, содержанию и эксплуатации электроустановок и оборудования обеспечивающих уличное освещение на сумму 829 500,00 (далее - Контракт).
Из направленного Заказчиком обращения следует, что 25.10.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
В результате чего, заседание Комиссии проходило 15.11.2023 в 09:15 в формате видеоконференцсвязи, Заказчик и Участник дали пояснения по делу.
Однако, в связи с необходимостью приобщения части документов, а также дополнительного изучения материалов дела, которые имеют решающие значение в рассматриваемом деле, Комиссия сделала перерыв в заседании с повторным вызовом сторон в формате видеоконференцсвязи, запросив у Общества и Заказчика необходимые документы, заседание продолжилось 24.11.2023 в 09:15, Участник и Заказчик обеспечил явку, а также стороны предоставили запрашиваемые документы и пояснения (для оглашение резолютивной части в заседании делался перерыв до 15:00 24.11.2023).
Комиссия Ленинградского УФАС, оценив представленные Заказчиком и Участником документы и пояснения, пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 9.5. Контракта установлено, что Заказчик имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Из существа обращения Заказчика в Ленинградское УФАС следует, что решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта принято 25.10.2023 на основании того, что по первому этапу Участником нарушен ряд требований Технического задания при выполнении работ, а также не исполнен ряд заявок.
Ввиду выявленных, по мнению Заказчика, фактов неисполнения обязательств по Контракту, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС учитывает данную позицию Заказчика и отмечает, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных обязательств, нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Так, Комиссия выявила, что п. 1.1. Контракта установлено, что Муниципальный заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательство на выполнение работ по текущему ремонту, содержанию и эксплуатации электроустановок и оборудования обеспечивающих уличное освещение (далее - Объект), в соответствии с описанием объекта закупки (Приложение N1 к настоящему Контракту).
Согласно п. 1.2. Контракта срок выполнения работ: в течение 2,5 месяцев с момента заключения Контракта, но не ранее 05 октября 2023 года.
Этап Срок выполнения работ
1 05 Октября 2023 года - 04 Ноября 2023 года
2 05 Ноября 2023 года - 04 Декабря 2023 года
3 05 Декабря 2023 года - 19 Декабря 2023 года включительно
На основании п. 1.3. Контракта место выполнения работ: на территории МО г. Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области.
По Контракту в права и обязанности Подрядчика, среди прочего входит:
- 4.1.1. Подрядчик имеет право получать от Муниципального заказчика всю информацию необходимую для выполнения условий настоящего Контракта.
- 4.1.2. Подрядчик имеет право самостоятельно определять способ выполнения порученных ему работ.
- 4.1.3. Подрядчик вправе вместо устранения недостатков, за которые он отвечает, безвозмездно выполнить работы заново с возмещением Муниципальному заказчику причиненных просрочкой исполнения убытков.
- 4.1.5. Подрядчик обязан выполнять работы, указанные в п.1.1. настоящего Контракта, обеспечив их надлежащее качество в соответствии с требованиями настоящего муниципального контракта и описания объекта закупки (Приложение N1 к настоящему муниципальному контракту).
- 4.1.7. Подрядчик обязан в пределах своей компетенции по настоящему контракту обеспечить бесперебойное функционирование конструкций и оборудования, обеспечивающих уличное освещение на территории МО город Волхов, на протяжении всего срока выполнения работ.
По Контракту в права и обязанности Заказчика, среди прочего входит:
- 4.2.1. Муниципальный заказчик обязан осуществлять контроль качества выполняемых работ, соответствием их описанию объекта закупки, принимать выполненные работы по их завершению и оплачивать в соответствии с условиями настоящего Контракта.
- 4.2.2. Случаи некачественного и несвоевременного выполнения работ муниципальный заказчик обязан фиксировать актами в присутствии представителя Подрядчика и направлять соответствующие акты в адрес Подрядчику в течение 3 (трех) дней.
- 4.2.3. Муниципальный заказчик обязан предоставить Подрядчику необходимую техническую документацию на передаваемые в обслуживание объекты наружного освещения.
- 4.2.4. Муниципальный заказчик обязан обеспечить приемку выполненных Подрядчиком работ в порядке и в сроки, определенные Контрактом.
- 4.2.5. Муниципальный заказчик вправе привлекать представителей Подрядчика при проведении обследований и проверок технического состояния объектов наружного освещения.
- 4.2.6. Муниципальный заказчик обязан выделять своих представителей для оперативного решения вопросов, возникающих при осуществлении работ в рамках настоящего Контракта.
- 4.2.7. Муниципальный заказчик обязан подписать акт выполненных работ в течение 1 (одного) рабочего дня, после проверки результатов исполнения обязательств Подрядчиком и представленной Подрядчиком документации в соответствии с пунктом 3.2. настоящего контракта на предмет соответствия выполненных работ, их качества, объема требованиям, установленным контрактом, при отсутствии замечаний.
- 4.2.8. В случае, когда работа выполнена Подрядчиком с отступлениями от Контракта, ухудшившими результат, Муниципальный заказчик вправе потребовать от Подрядчика безвозмездного устранения недостатков в установленный срок.
Согласно п. 9.1. Контракт вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами и действует по 31.12.2023 г. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту, в том числе гарантийных обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя).
Неотъемлемой частью Контракта являются его приложения:
12.1. Описание объекта закупки - Приложение N1.
Перечень видов работ по текущему ремонту, содержанию и эксплуатации электроустановок и оборудования, обеспечивающих уличное освещение на территории муниципального образования город Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области указан в п. 4 Приложения N1:
Nп/п |
1. Наименование работ по текущему ремонту, содержанию и эксплуатации электроустановок и оборудования, обеспечивающих уличное освещение |
Период выполнения работ |
1.1 |
Получение допуска в трансформаторные подстанции АО "ЛОЭСК" для производства работ по содержанию и эксплуатации электроустановок и оборудования, обеспечивающих уличное освещение |
На весь период действия договора |
1.2 |
Согласование производства работ с ООО "ПК "Энергосбережение" (подрядчик ПАО "Ростелеком" и ООО "Энергоконтроль" |
На весь период действия договора |
1.3 |
Составление и согласование типовых схем организации дорожного движения, применяемые при производстве работ на проезжей части |
На весь период действия договора |
2 |
Надзор за исправностью электросетей, оборудования и сооружений уличного освещения для определения дефектов объектов наружного освещения с составлением дефектных ведомостей (по лампам, опорам, светильникам, проводам, кабелям, тросам, растяжкам и т.д.). Осуществление санитарного содержания (чистка установок наружного освещения) |
Ежемесячно |
2.1 |
Контакт с диспетчерской службой Заказчика для сбора, передачи и актуализирования информации о планируемом производстве работ, получения заявок и передачи информации о текущем состоянии уличного освещения. |
Ежедневно |
3 |
Устранение дефектов по заявке Заказчика в следующем объёме: *Примечание: Не более указанного объема выполняемых работ. |
|
3.1 |
Замена перегоревших ламп осуществляется Подрядчиком, в течение 3 дней с момента заявки Заказчика о неисправности, в количестве не более 5 ламп в месяц. Исполнитель информирует Заказчика о выполненных работах, путем предоставления акта, с адресным перечнем. |
На весь период действия контракта |
3.2 |
Организация накопления ртутьсодержащих ламп, в течение 1 дня с момента замены. Передача в утилизацию ртутьсодержащих ламп, в количестве не более 5 штук в месяц. |
Передача в утилизацию осуществляется единоразово, за весь период действия контракта |
3.3 |
Замена опор (утраченных, аварийных) уличного освещения в количестве не более 2 шт. в месяц. Исполнитель информирует Заказчика о выполненных работах, путем предоставления акта, с адресным перечнем. |
На весь период действия контракта |
3.4 |
Выравнивание опор уличного освещения в количестве не менее 3 шт. в месяц, по заявке Заказчика. Исполнитель информирует Заказчика о выполненных работах, путем предоставления акта, с адресным перечнем. |
На весь период действия контракта |
3.5 |
Замена светильников на опорах, по Заявке Заказчика, но не более 15 штук в месяц. Светильники для производства замены из подменного фонда Заказчика, материалы требуемые для установки и подключения светильников из материальных запасов Подрядчика, но строго в соответствии с требуемыми материалами (пункт 5 настоящего описания объекта закупки). Исполнитель информирует Заказчика о выполненных работах, путем предоставления акта, с адресным перечнем. |
На весь период действия контракта |
3.6 |
Ремонт и техническое обслуживание светильников, по Заявке Заказчика, но не более 20 штук в месяц. Исполнитель информирует Заказчика о выполненных работах, путем предоставления акта, с адресным перечнем. |
На весь период действия контракта |
3.7 |
Передача снятых светильников, в том числе неработающих, Заказчику, с предоставлением акта с описанием неисправности и адресным перечнем. |
На весь период действия контракта |
3.8 |
Замена поврежденных электрических проводов (на СИП) по заявке Заказчика, в количестве не более 200-м в месяц. Исполнитель информирует Заказчика о выполненных работах, путем предоставления акта, с адресным перечнем. |
На весь период действия контракта |
3.9 |
Регулировка стрелы провеса Воздушных линий уличного освещения, со снятием напряжения - не более 5 участков в месяц. По заявке Заказчика. Исполнитель информирует Заказчика о выполненных работах, путем предоставления акта, с адресным перечнем. |
На весь период действия контракта |
3.10 |
Восстановление обрывов и повреждений провода со снятием напряжения. По заявке Заказчика. Исполнитель информирует Заказчика о выполненных работах, путем предоставления акта, с адресным перечнем. |
На весь период действия контракта |
3.11 |
Осмотр на предмет коротких замыканий на линиях уличного освещения. Выявление и устранение дефектов со снятием напряжения. Исполнитель информирует Заказчика о выполненных работах, путем предоставления акта, с адресным перечнем. |
На весь период действия контракта |
3.12 |
Выявление и устранение дефектных контактов, в местах соединений линий и подключения оборудования. Исполнитель информирует Заказчика о выполненных работах, путем предоставления акта, с адресным перечнем. |
На весь период действия контракта |
4. |
Обследование линий и оборудования уличного освещения |
|
4.1 |
Выявление несанкционированного размещения кабелей на опорах уличного освещения, а именно несанкционированных подключений к воздушным линиям Заказчика. |
Ежемесячно |
4.2 |
Проверка состояния проводов, изоляторов, тросовых подвесок и оттяжек, кронштейнов опор. Исполнитель информирует Заказчика о выполненных работах, путем предоставления акта, с адресным перечнем. |
Ежемесячно |
4.3 |
Выявление утечки тока, превышающей нормативные значения, согласно договоров Заказчика на энергоснабжение. Исполнитель информирует Заказчика о выполненных работах, путем предоставления акта, с адресным перечнем. |
Ежемесячно |
4.4 |
Осмотр щитов управления уличным освещением, не менее 2 раз в месяц. Исполнитель информирует Заказчика о выполненных работах, путем предоставления акта, с адресным перечнем. |
На весь период действия контракта |
4.5 |
Обследование линий УО, на которых по данным АСУНО изменились рабочие токи, режим потребления, распределение нагрузки по фазам, потребляемая мощность, на которых уровень потребления или рабочая мощность не стабильны. Исполнитель информирует Заказчика о выполненных работах, путем предоставления акта, с адресным перечнем. |
Ежемесячно |
5. |
Оперативное восстановление работоспособности оборудования воздушных линий уличного освещения, в течение 2 часов, с момента заявки Заказчика об обнаружении неисправности. При необходимости, замена материалов и оборудования строго в соответствии с требуемыми материалами (пункт 5 и 5.1 настоящего описания объекта закупки). Исполнитель информирует Заказчика о выполненных работах, путем предоставления акта, с адресным перечнем |
На весь период действия контракта |
6. |
Модернизация элементов щитов управления системы АСУНО (с аккумуляторов на прямое питание). Оборудование предоставляет Исполнитель и субподрядчик по Энергосервисному контракту (ПАО "Ростелеком" и "ПК "Энергосбережение"). В количестве не более 8 щитов в месяц, по заявке Заказчика. |
На весь период действия контракта |
В момент заседания, Комиссия УФАС Ленинградской области установила, что Участник начал выполнение работ, вместе с тем в связи с неисполнением заявок и многочисленными жалобами местных жителей, между сторонами возник гражданско-правовой спор, который привел к одностороннему отказу от исполнения Контракта.
Кроме того, о наличие гражданско-правового спора свидетельствуют приобщенные жалобы Общества, которые поступили в адрес Ленинградского УФАС России еще при действующем Контракте и до поступления обращения Заказчика (12804-ЭП/23 от 26.10.2023 и 13189-ЭП/23 от 08.11.2023)
Комиссия подчеркивает, что не разрешает данный гражданско-правой спор и не занимает чью-либо точку зрения по нему, считает лишь возможным привести в решении основные позиции сторон.
Из письменной и устной позиции Заказчика:
04.10.2023 Заказчиком и Обществом заключен Контракт.
Подрядчик принял на себя обязательство на выполнение работ по текущему ремонту, содержанию и эксплуатации электроустановок и оборудования обеспечивающих уличное освещение на территории МО город Волхов.
Содержание освещения - это непрерывный процесс круглосуточного характера.
Подрядчик приступил к работам несвоевременно, поскольку согласно Контракта срок выполнения работ с 00:00 с 05.10.2023.
Представитель Подрядчика приехал для ознакомления 06.10.2023 и приступил к работам с 06.10.2023, тем самым нарушил срок выполнения работ (срок более суток в период ухудшения погодных условий значительный для Заказчика и населения города. Соответственно условие об оперативном восстановлении работоспособности воздушных линий в течение 2 часов также не соблюдено), о наличие бригады, а также о их компетенции информацию Заказчику не представил.
Пунктом 2.1 таблицы пункта 4 Описания объекта закупки предусмотрено:
"Контакт с диспетчерской службой Заказчика для сбора, передачи и актуализирования информации о планируемом производстве работ, получения заявок и передачи информации о текущем состоянии уличного освещения".
Заказчик при первой встрече 06.10.2023 предоставило Обществу номера круглосуточной диспетчерской службы, сотрудников учреждения, в том числе директора. Для упрощения и организации передачи актуальной информации по совместному сторонами решению директором учреждения был создан чат в мессенджере WhatsApp.
Согласно п. 10.3 Контракта: "Все уведомления и сообщения, отправленные Сторонами друг другу по вышеуказанным адресам электронной почты и/или по телефонным номерам и/или мессенджерам, признаются Сторонами официальной перепиской в рамках настоящего Контракта".
Представителю Подрядчика 1 заявка была передано нарочно 06.10.2023 и продублирована в чат.
По условиям контракта Подрядчик должен производить осмотр и предоставлять информацию функционировании уличного освещения, тем не менее ввиду непредоставления информации, помиможалоб поступавших от жителей, диспетчерская служба Заказчика совершала ежедневно объезды по городу и информацию направляла в общий чат.
06.10.2023 после включения освещения и выявления проблемных адресов информация была передана представителю Подрядчика, который совершил объезд по данным адресам для запуска освещения в "ручном режиме", бригады для экстренных случаев предоставлено не было, сведения о ее создании и функционировании до Заказчика не доводились.
С момента 06.10.2023 по 23.10.2023 стороны вели активную переписку в претензионной форме (более 5 претензий), заявки не выполнялись, неисправности не устранялись, социальная напряженность повышалась, ситуация ухудшалась и выходила из-под контроля. Подрядчик вел активную претензионную переписку, но действий по устранению нарушений уличного освещения не предпринималось.
Акта о выполненных работах с адресным перечнем, со стороны Подрядчика, предоставлено не было, также не предоставлено иной отчетной документации, предусмотренной Описанием объекта закупки.
Из всего описания объекта закупки фактически выполнено:
- замена СИП в одном месте;
- из 2 заявок на обрыв, устранен 1.
В ответах на Претензии Общество ссылался на наличие веток, однако Заказчик выполнил обрезку веток по указанным адресам, в течение 2 дней, тем не менее проблема с освещением не решилась, Подрядчик, продолжал писать о ветках, что свидетельствует, что осмотр более не производился и также попытки выявить и устранить неисправность.
20-23 октября 2023, в целях уменьшения напряжения ситуации среди населения, Заказчик предлагал Подрядчику заключить дополнительное соглашение о расторжении Контракта, однако Подрядчик выразил несогласие с данным предложением.
23.10.2023 Подрядчику было направлено приглашение на промежуточный осмотр, для возможности ознакомления с проблемой в полном объеме.
В согласованную дату 25.10.2023 был проведен выборочной совместный осмотр по часто повторяющимся заявкам, совместно представителями обеих сторон, а оформление акта в надлежащий вид и заверение подписями, состоялось в указанные сроки и не нарушает право на исправление нарушений в течение 10 дней.
25.10.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
25.10.2023 представитель Подрядчика вышел из общего чата, Заявки продолжались высылаться на предоставленный единственный номер телефона и дублировались письмом на электронную почту на протяжении всего срока, вплоть до 07.11.2023.
27.10.2023 в претензии Заказчик просит указать дополнительные номера для связи, так как Подрядчик не предоставляет никаких данных о проведении работ.
Подрядчиком, в рамках Контракта, не произведено ни одной замены светильников, ламп, не предоставлено сведений по осмотрам, предусмотренным Описанием объекта закупки.
Подрядчик с момента направления решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта со стороны Заказчика пытался оспорить Акт осмотра, однако это был промежуточный Акт результатов в ходе исполнения контракта, а не результат внутренней экспертизы по приемке его акта выполненных работ, который на тот момент еще не мог быть предоставлен исходя из сроков этапа.
07.11.2023 на основании выставленного акта выполненных работ со стороны Подрядчика и крайняя предусмотренная дата приемки результатов исправления нарушений, должен был состоятся плановый совместный осмотр, а также по выставленному акту выполненных работ от Подрядчика, который согласно Контракта, должен был организовать Подрядчик своими силами.
Заказчик в напоминание направило письмо-приглашение утром этого дня с расчетом времени необходимым на дорогу для явки представителя подрядчика, не смотря на обязательство Подрядчика в наличии бригады (до момента прочтения уведомления об отказе Подрядчика от исполнения контракта). Подрядчик не организовал осмотр, как это предусмотрено Контрактом и не предоставил представителя, а также ответа не поступило.
Заказчик произвел осмотр самостоятельно с привлечением третьих лиц (Акт от 07.11.2023), из которого следует, что в срок более 10 дней Подрядчик не устранил нарушения.
На основании проведенного осмотра о проделанной работе по текущему ремонту, содержанию и эксплуатации электроустановок и оборудования, обеспечивающих уличное освещение на территории МО г. Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области, в том числе в отношении ранее зафиксированных недостатков по исполнению, по которым составлена претензия от 25.10.2023 выявлено:
- в установленные сроки недостатки не устранены;
- работы, требующие замены оборудования не выполнены;
- акты о проделанной работе, с адресным перечнем не предоставлены;
- иная отчетность, предусмотренная описанием объекта закупки к Контракту не предоставлена;
- диспетчер Подрядчика не взаимодействует с диспетчерской службой Заказчика;
- не выявлены объективные причины отсутствия уличного освещения и соответственно проблема не устранена;
- Подрядчик информировал о приостановке работ.
В части приемки акта выполненных работ Заказчик провел внутреннюю экспертизу и разместило мотивированный отказ от приемки, по видимым причинам, а с 08.11.2023 Контракт расторгнут.
Дополнительно Заказчик просил учесть, что:
- Заявки Подрядчику направлялись не "на включение", а на "восстановление уличного освещения", что подразумевало обнаружение и устранение проблемы, а не кратковременное решение;
- Состояние сетей не было скрытой информацией и визуальный осмотр, как и ознакомление с контрактом целесообразно проводить до подачи заявки на участие.
- Имеется акт опиловки веток за октябрь 2023 года выполненной, в том числе по просьбе Подрядчика.
- По мнению Подрядчика парки, скверы и дорога к МОРГу не относятся к сфере обязательств по данному Контракту. Однако дорога к МОРГу является общественной и освещение ее запитано от уличного освещения города, а вот фонари на территории МОРГа запитаны и управляются из зданий данного учреждения.
Парки и скверы также непосредственно относятся к уличному освещению и управляются нашей системой АСУНО и находятся в нашем оперативном управлении, как и все дороги, парки, скверы и само собой воздушные линии.
- Датой заключения Контракта считается дата подписания электронной подписью Контракта в ЕИС, а значит Контракт подписан 04.10.2023.
- Изменение погодных условий в Ленинградской области не является неожиданным фактором, Обществу необходимо до подачи заявки предусмотреть риски, для оценки стоимости возможных затрат и реального понимания при понижении цены.
- взаимоотношения и сравнение контрактов Общества с Заказчиком с ООО "ПК "Энергосбережение" с Заказчиком некорректно, поскольку это разные контракты и пересекаются только в части гарантийных обязательств, как субподряда по Энергосервисному контракту. То есть, оборудование которое не подлежит обслуживанию по Энергосервисному контракту, не может являться причиной для отказа обслуживания по контракту на выполнение работ по текущему ремонту, содержанию и эксплуатации электроустановок и оборудования обеспечивающих уличное освещение.
- У Заказчика имеется информация о выполнении только 2 заявок при многочисленных жалобах жителей и настоятельным просьбам Заказчика заменить кабеля за ДК "Железнодорожник" тем самым и решить проблемы на ул. Вали Голубевой, ул. Гагарина и пр. Державина около д.37, устранить обрыв по адресу ул. Кирова д.18.
- В отношении проведенного эксперимента по включению автомата, не было сомнений, что он включится и будет функционировать некоторое время, до полного нагрева, но версия наличия третьих лиц не подтверждается документами.
- Заказчик не имеет предрассудков в отношении победителей закупочных процедур и не ставил вопрос исполнения Контракта у угоду иным исполнителям.
Заказчик подчеркнул, что на основании вышеизложенного решение об одностороннем отказе считает законным и обоснованным, по вопросу соразмерности меры в виде включения в РНП Заказчик оставил его на усмотрение Комиссии Ленинградского УФАС.
Из письменной и устной позиции Участника:
Сразу после заключения Контракта, началась работа с Заказчиком.
Представитель Исполнителя прибыл для осмотра объекта утром 06.10.2023, что по мнению Заказчика, является нарушением условий Контракта со стороны Исполнителя, но Общество исходило из того, что Контракт был размещен Заказчиком в ЕИС 05.10.2023 в 17:55.
В период с 06.10.2023 по 12.10.2023 Исполнителем при обследовании территории МО город Волхов были выявлены препятствия для исполнения заявок, а именно из- за отсутствия опиловки (обрезки) деревьев и кустарников в охранной зоне электросетей: кроны и ветви деревьев повсеместно перехлёстывают оголённые провода и провод линии электропередач на некоторых участках линий ветви деревьев вросли в оголенные провода.
Ввиду ухудшения в указанный период погодного режима на территории Ленинградской области (понижение температуры воздуха, сильный дождь и шквалистый ветер) отсутствие опиловки в охранных зонах электролиний каждый день приводило к возникновению аварийных ситуаций, грозящих безопасности как для воздушных линий, так и для окружающих лиц и предметов. Проведение работ на таких линиях запрещено правилами содержания электроустановок, правилами охраны труда и техники безопасности при проведении электромонтажных работ.
13.10.2023 Заказчику в письменной форме было направлено уведомление о необходимости принятия незамедлительных мер по устранению указанной ситуации, с разъяснением причин массового выхода из строя линий уличного освещения ввиду обозначенной проблемы.
Также Исполнителем был направлен запрос оказать содействие и обеспечить принятие мер по вырубке (обрезке) насаждений в охранных зонах сетей уличного освещения на территории МО город Волхов в Тосненский отдел по государственному энергетическому надзору Северо-Западного управления Ростехнадзора.
Исполнителем было произведено согласование производства работ по Контракту с ООО "ПК "Энергосбережение" (подрядчик ПАО "Ростелеком" и ООО "Энергоконтроль).
В ходе обследования и восстановления работы щитов учёта уличного освещения, при он-лайн сопровождении оператора ПК "Энергосбережение", Исполнителем было установлено, что значительная часть оборудования щитов учёта уличного освещения была выключена в ручном режиме.
Анализ данных, указывал, что оборудование уличного освещения (щиты учета) на территории МО г.Волхов в течение всего первого этапа Контракта частью выключались в ручном режиме.
В период с 06.10.2023 по 25.10.2023 Исполнителем выполнялись заявки Заказчика: был устранен обрыв провода уличного освещения от ул. Вали Голубевой д. 27, до пр-та Державина д.З9 (голый провод был оборван ветвями деревьев, сам провод при осмотре отсутствовал) через территорию пустыря; по пр-ту Державина д.37 за ДК Железнодорожник был заменён оборванный провод протяженностью 250 метров на провод СИП; во дворе д. 18 по ул. Кирова был восстановлен голый провод протяженностью 35 метров (оборван ветвями деревьев, врос в ветви деревьев, Исполнителем произведена опиловка деревьев); во дворе д.14 по ул. Борисогорское Поле на линии уличного освещения устранено короткое замыкание (произошло нахлёста ветвей деревьев вследствие из-за отсутствия опиловки, Исполнителем произведена опиловка ветвей деревьев и восстановление линии); ежедневно (каждый вечер при включении линий) представителем Исполнителя производились осмотры линий уличного освещения (в том числе на предмет коротких замыканий) и выявление дефектов, осуществлялось включение линий (несанкционированно выключаемых в ручном режиме), осуществлялся сбор и анализ информации о состоянии проводов, вышедших из строя светильников/ламп и опор линий уличного освещения для составления графика их плановой замены и ремонта, согласно технического задания.
На предложения расторгнуть Контракт по соглашению сторон Исполнитель со своей стороны не видел оснований, так как затратил силы для выполнения Контракта.
23.10.2023 Заказчик направил Исполнителю приглашение на для составления акта о выполнении работ.
25.10.2023 Представитель Подрядчика прибыл для составления акта. В ходе осмотра никаких существенных замечаний заместителем директора Заказчика представителю Общество предъявлено не было.
В ходе осмотра на проблемном участке ШУНО 47.2 представителем Исполнителя и представителем технической службы оператора сервера ООО ПК "Энергосбережение", посредством телефонной связи, в присутствии Заказчика, был проведён эксперимент по включению и управлению линиями уличного освещения на указанном участке.
В результате эксперимента было установлено, что ШУНО 47.2 (шкаф учёта уличного освещения) работает корректно и никаких видимых причин его отключения, кроме отключения в ручном режиме быть не может. Представителем технической службы сервера ООО ПК "Энергосбережение" было рекомендовано представителю Заказчика установить дополнительные механические замки на ШУНО для предотвращения проникновения посторонних лиц в ШУНО и несанкционированного отключения линий уличного освещения.
Вместе с тем, 26.10.2023 Заказчиком размещен Акт о проделанной работе по текущему ремонту, содержанию и эксплуатации электроустановок и оборудования обеспечивающих уличное освещение на территории МО г. Волхов Волховского муниципального района Ленинградской области, о нарушении условий Контракта.
Приглашение на осмотр исх. N 755 от 07.11.2023 о необходимости присутствия представителя Исполнителя на территории МО г.Волхов в 13:00 07.11.2023, было направлено Заказчиком Исполнителю в 9:32 07.11.2023.
Осмотр проведен в отсутствие представителя Исполнителя и был направлен Акт от 07.11.2023 о проделанной работе.
Дополнительно Участник просил учесть, что:
- Задержка выполнения заявок и жалобы жителей (не всегда связанны с самим Участником), в первую очередь сложности возникли с опиловкой, отключением щитов и отсутствием у Заказчика документов на адреса по некоторым заявкам (парки и территория МОРГа), однако Участник готов был взаимодействовать с Заказчиком, Общество стремилось закончить и передать результат Заказчику, так в письме от 03.11.2023 Участник сообщал, что работы проводились, а именно:
- исх. N 641 от 06.10.2023 задача провести обследование линий и оборудования уличного освещения по следующим адресам: ул. Островского д. б от д. б до железнодорожной станции Мурманские ворота; ул. Тульская; ул. Нахимова д.5; ул. Борисогорское Поле д. 12, д. 14; ул. Расстанная, д.4 и д. б.
Результат: ул. Островского д.б, Подростковый клуб "Муромец", вдоль дороги напротив здания клуба 3 светильника уличного освещения - работают исправно; ул. Тульская - освещение восстановлено 06.10.2023 путем включения линии с щита учета; ул. Нахимова д.5 необходима замена светильника (требуется светильник, из подменного фонда); ул. Борисогорское Поле, д. 12, д. 14 - работоспособность восстановлена по состоянию на 06.10.2023; ул.Расстанная, д.4 и д.б - работоспособность восстановлена по состоянию на 06.10.2023.
- Исх. N 654 от 07.10.2023 задача восстановить функционирование уличного освещения по следующим адресам: ул. Коммунаров; ул. Вали Голубевой; ул. Профсоюзов; ул. Борисогорское Поле д. 12, д. 14; ул. Расстанная д. 1 1; ул.Ломоносова на участке от улицы Молодёжная от д. 10 до д.24; ул. Нахимова.
Результат: освещение восстановлено по состоянию на 08.10.2023;
- Исх. N 656 от 08.10.2023 задача восстановить функционирование уличного освещения по следующим адресам: ул.Авиационная д.30А, д.04, д.06; ул.Льва Толстого ДА, д.б, д.8; ул.Мичурина д. 1 ; ул.Ярвенпяя; ул.Ломоносова на участке от улицы Молодёжная от д. 10 до д. 24; ул.Клинина на участке от ул. Волгоградская до д. 44 ул. Калинина; ул. Профсоюзов; Микрорайон Лисички.
Результат: освещение восстановлено по состоянию на 09.10.2023 за исключением микрорайона Лисички - на данном объекте подача напряжения на шкафы учёта уличного освещения была прекращена сбытовыми организациями, вследствие проведения аварийных работ на ТП 185 (ТП Микрорайон Лисички - наименование, указанное в программе системы управления уличным освещением города Волхов) и ТП 67, и после проведения работ не была ими восстановлена;
- Исх. N 667 от 10.10.2023 задача восстановить функционирование уличного освещения по следующим адресам: Улица Пирогова, дом 4 (около здания морга); Парк имени Юрия Гагарина.
Результат: поскольку от Заказчика не было схем, заявка парка и сквера не выполнялась;
- Исх. N 670 от 11.10.2023 задача восстановить функционирование уличного освещения по следующим адресам: Улица Пирогова, дом 4 (около здания морга); Парк имени Юрия Гагарина; Улица Нахимова, дом 5; Улица Расстанная, дома N 4 и 6;
Результат: выполнено по состоянию на 11.10.2023, кроме Улица Пирогова, дом 4 (около здания морга) и Парк имени Юрия Гагарина поскольку от Заказчика не было схем;
- Исх. N 673 от 12.10.2023 задача восстановить функционирование уличного освещения по следующим адресам: Улица Пролетарская д. 15; Улица Клинина на участке от ул. Волгоградская до д. 44 ул. Калинина; Улица Лукьянова д. 16, 18, 20; Улица Расстанная д. 6; Улица Нахимова, д.3, 5; Улица Коммунаров; Улица Коммунаров; Улица Борисогорское Поле д. 12, 14; Улица Пирогова, 4Б; Переулок Средний; Улица Профсоюзов; Парк Гагарина.
Результат выполнено по состоянию на 12.10.2023, кроме Улица Пирогова, дом 4 (около здания морга) и Парк имени Юрия Гагарина поскольку от Заказчика не было схем;
- Исх. N 675 от 12.10.2023 задача устранить обрыв провода на улице Кирова, во избежание несчастного случая.
Результат: устранён по состоянию на 12.10.2023, обрыв провода линии уличного освещения произошёл по причине врастания оголённого провода в ветви деревьев, произрастающих вдоль линии;
- Исх. N 620 от 13.10.2023 задача восстановить функционирование уличного освещения по следующим адресам: ул.Октябрьская набережная; ул.Вали Голубевой; ул. Расстанная дд.4, 6, 1 1; ул.Борисогорское Поле дд. 12, 14.
Результат: освещение восстановлено по состоянию на 13.10.2023;
- Исх. N 621 от 16.10.2023 задача восстановить функционирование уличного освещения по следующим адресам: Замена кабеля на СИП от ТП-16 на территории ПНИ (ориентировочно 120-м); Замена кабеля на СИП ул.Вали Голубевой (за ДК Железнодорожник); Замена 1 опоры освещения по ул. Вали Голубевой (за ДК Железнодорожник); Выравнивание опоры освещения по ул.Нахимова во дворе дома N5.
Результат: замена кабеля на СИП от ТП-16 на территории ПНИ (ориентировочно 120-м) невозможна в октябре 2023 года, поскольку согласно приложения N 1 к Контракту, Описание объекта закупки (в соответствии с приложением к извещению о проведении закупки) п. 3.8 Замена поврежденных электрических проводов (на СИП) по заявке Заказчика, в количестве не более 200-м в месяц.
В связи с аварией на участке линии, а именно обнаружения отсутствия одной алюминиевой жилы провода линии 250 метров, от дворов домов 27 и 28 по ул. Вали Голубевой до проспекта Державина (ориентир дом 39 по проспекту Державина) и далее по линии вдоль проспекта Державина (ориентир дом 37 - 35 по проспекту Державина) к ТП 21 расположенной за ДК Железнодорожник, по адресу: проспект Державина дом 28, требуется срочное восстановление линии проводом СИП согласно п.2 Заявки исх. N 621 от 16.10.2023 г. - 250 метров.
За ДК Железнодорожник расположенного по адресу: проспект Державина дом 28, нет улицы Вали Голубевой.
Обнаружено отсутствие одной алюминиевой жилы провода Линии 250 метров, от дворов домов 27 и 28 по ул. Вали Голубевой до проспекта Державина (ориентир дом 39 по проспекту Державина) и далее по Линии вдоль проспекта Державина (ориентир дом 37 - 35 по проспекту Державина) к ТП21 расположенной за ДК Железнодорожник, по адресу: проспект Державина дом 28. Комментарии.
Отсутствие одной алюминиевой жилы провода линии связано с обрывом данной жилы, по причине отсутствия своевременной опиловки ветвей деревьев, произрастающих вдоль линии на указанном участке.
Обрыв жилы провода линии привёл к обесточиванию линии на участке улицы Вали Голубевой д. 17, д.25, д.27, д. 27А, д.28, д. 15/32, д. 13, а также улицы Юрия Гагарина от улицы Советская до улицы Вали Голубевой, улицы Советская д. 12 - д. 14 и соответственно, освещение по данным адресам не работает.
Обследование линии происходило в присутствии представителя Заказчика.
Выравнивание опоры освещения по улице Нахимова во дворе дома N5 запланировано до 2023 года.
- Исх. N 625 от 17.10.2023 задача восстановить функционирование уличного освещения по следующим адресам: Улица Октябрьская набережная; Улица Вали Голубевой; Улица Расстанная ДА, 6, 1 1, Улица Борисогорское Поле д. 12, 14; Улица Пролетарская д. 1,3,5,9; Улица Калинина; Улица Ломоносова. Включить в план по замене светильников на опорах в рамках исполнения Контракта следующие адреса: Ул. Связи д.5 - 1 светильник; Мкр. Пороги д.б7 - 1 светильник; Ильинский мост - 4 светильника; Заменить 2 лампы по адресу ул. Пирогова 46; Произвести обследование линий уличного освещения согласно п.4.2 приложения N 1 к Контракту, Описание объекта закупки (в соответствии с приложением к извещению о проведении закупки).
Результат: Освещение по указанным адресам восстановлено по состоянию на 17.10.2023; адреса по замене светильников включены в план по замене светильников на опорах в рамках исполнения Контракта; по Улице Пирогова, дом 4 (около здания морга) не выполнено поскольку от Заказчика не было схем; обследование линий уличного освещения согласно п.4.2 приложения N 1 к Контракту, Описание объекта закупки (в соответствии с приложением к извещению о проведении закупки) - выполнение запланировано на 26.10.2023;
- Исх. N 687 от 18.10.2023 задача восстановить функционирование уличного освещения по следующим адресам: Парк Гагарина; Улица Вали Голубевой; Улица Пролетарская д. 1 ,3,5,9; Улица Авиационная д.21
Результат: освещение по указанным адресам восстановлено по состоянию на 18.10.2023 за исключением Парка Гагарина (отсутствие схем).
- Исх. N 691 от 19.10.2023 задача восстановить функционирование уличного освещения по следующим адресам: Парк Гагарина; ул.Вали Голубевой; Включить в план по замене светильников на опорах в рамках исполнения Контракта следующие адреса: ул. Связи д.5 - 1 светильник; мкр. Пороги д.б7 - 1 светильник; Ильинский мост - 4 светильника. Заменить 2 лампы по адресу ул. Пирогова 46 (дорога к городскому моргу); Заменить 3 лампы по адресу ул. Станиславского 17, 19,21; Провести обследование фонарей по адресу Привокзальная площадь; Произвести обследование линий уличного освещения согласно п.4.2 приложения N1 к Контракту, Описание объекта закупки (в соответствии с приложением к извещению о проведении закупки).
Результат: Парк Гагарина и около Здания МОРГа не выполнено (отсутствие схем); ул.Вали Голубевой выполнено; Привокзальная площадь задание не выполнено, поскольку данный адрес отсутствует в адресном перечне энергоснабжаемых объектов, предоставленному Заказчиком Подрядчику 09.10.2023; замена светильников запланирована.
- Участник выполнял работы как в установленный срок, результат о выполненных заявках не передавался Заказчику поскольку первый этап заканчивался только 04.11.2023, но Заказчик просил предоставить их ранее этапа.
- Исполнитель подчеркивал, что рассчитывал исполнить Контракт качественно и аккуратно, Исполнитель специализируется на данном виде работ;
- Участник сообщает, что планомерно вел работу по исполнению своих обязательств с момента подписания Контракта, при этом не отказывался и не уклонялся от устранения недостатков и дальнейшей работы, кроме того, он реагировал на письма Заказчика, устранял замечания, когда в его адрес выставлялись замечания по качеству работ, что не свидетельствует о его намерении Участника выполнить работы некачественно и целенаправленно сорвать Заказчику закупку.
Таким образом, намерений сорвать исполнение Контракта не имелось, Общество просит не применять к нему меру в виде включения в РНП, поскольку она несоразмерна всем действиям, которые предпринимал Участник.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято 25.10.2023, Комиссия установила, что информация размещена в ЕИС, и получена Участником, поскольку от него было письмо с его несогласием.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп б п. 13 Правил).
Исходя из представленных доказательств, документов и пояснений сторон, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам (Комиссия просит обратить внимание сторон, на каждый из выводов, поскольку принятое решение о не включении сведений в РНП об Участнике, не свидетельствует о согласии с его позицией по всем пунктам):
1) Комиссия считает необходимым особо отметить, что поддерживает позицию Заказчика о том, что у него действительно имелись обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения об одностороннем отказе.
Согласно нормам действующего законодательства РФ и заключенному Контракту услуги должны оказываться в соответствии с согласованным и утвержденными условиями и Описанием объекта закупки.
В Контракте имеются как основные, так дополнительные требования к качеству выполняемых работ, срокам и объему, поскольку неисполнение части заявок подтверждается материалами дела, при том, что до принятого одностороннего отказа Участник не приостановил выполнение работ по 716 ГК РФ, то нарушение обязательств имело место быть, в связи с чем, Заказчик в полной мере руководствовался Контрактом, Законом о контрактной системе и нормами ГК при принятии решения.
Тем не менее Комиссия, озвучивала во время заседания, а также в решении дополнительно подчеркивает Заказчику и Участнику, что она не рассматривала гражданско-правовой спор между сторонами, так как не может дать по нему свою оценку, ввиду того, что это не входит в сферу ее компетенции.
В настоящем решении, предмет оценки вытекает исключительно из механизма полномочий антимонопольного органа, закрепленного в соответствующих нормативных правовых актах, а именно, к выявлению намеренности в действиях (бездействии) Участника какого-либо уклонения от исполнения обязательств по Контракту, которые подтвердят его недобросовестное поведение и позволят выявить признаки, позволяющие включить сведения о таком исполнителе в РНП.
То есть, Комиссия по обращению Заказчика рассматривала лишь применение такой меры публичной ответственности как включение сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года с учетом всех обстоятельств и фактов в рамках полномочий Комиссии Ленинградского УФАС в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, а не разрешала гражданско-правовой спор.
Комиссия обращает внимание сторон, что Верховный Суд РФ в Определении по делу N А32-47028/2018 от 12.03.2020 перечислил обязанности антимонопольного органа, которые сводятся к проверке, имел ли место факт неисполнения (ненадлежащего) исполнения своих обязательств поставщиком и является ли существенным такое нарушение и были ли намерения такого неисполнения. Сам по себе отказ заказчика от исполнения контракта не имеет как такового значения для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений от заказчиков к контролирующему органу.
Под влиянием судебной власти сформировался подход, согласно которому антимонопольный орган обязан установить вину лица в форме умысла, определить степень его заботливости и осмотрительности, выявить наличие или отсутствие нацеленности и заинтересованности в действиях (бездействии), направленных на исполнение его обязательств.
Таким образом, антимонопольный орган полноценно исследует и анализирует действия (бездействие) участника контрактной системы в связи с развитием института РНП, основанном на эволюции судебной интерпретации положений Закона о контрактной системе, а не поверхностном анализе текста одностороннего отказа Заказчика.
Комиссия принимает во внимание факт возникновения противоречий между сторонами Контракта, которые могли оказать влияние на возможность исполнения обязательств, так как оба контрагента должны учитывать права и законные интересы друг друга, а также действовать в соответствии с ожиданиями обычного поведения участника гражданского оборота.
Из всего вышеизложенного, Комиссия Ленинградского УФАС, согласно правовой позиции ФАС России и Верховного суда Российской Федерации, не может руководствоваться лишь односторонним отказом Заказчика (в том числе правомерным) без учета всех фактов, которые свидетельствуют о том, что Участник все-таки стремился выполнить обязательства в рамках исполнения Контракта.
То есть, Комиссия исходит из того, что принятое решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком (в том числе правомерное), не означает автоматическое включение Участника в РНП.
В ходе полного и совокупного анализа всех документов в материалах дела Комиссия находит подтверждение доказательств того, что Участник стремился выполнить обязательства.
Материалами дела подтверждается, что Участник исполнял заявки, устранял замечания, реагировал на письма Заказчика, сообщал о необходимости опиловки и других сложностях, участвовал во встречах, из чего Комиссия не располагает доказательствами, что Участник полностью бездействовал, что не может доказывать намеренное желание не исполнить обязательства.
Последовательность действий Исполнителя являются для Комиссии доказательством его намерения исполнить возложенные на себя обязательства, что не может трактоваться как исключительно недобросовестное поведение соразмерное включение в РНП.
Более того, Комиссия считает, что существенным моментом при принятии решения служит тот факт, что Общество имело срок для загрузки документов, поскольку конечный срок исполнения обязательств по Контракту не истек (поскольку установлен Контрактом 1 этап до 04.11.2023), при этом односторонний отказ принят 25.10.2023, также был и второй и третий этапы до 19.12.2023.
Анализ судебной практики подтверждает, что нарушение исполнителем этапов выполнения работ, предусмотренных календарным графиком производства работ, может является основанием для принятия одностороннего отказа, но не является безусловным основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (Определение Верховного суда N 306-ЭС20-20447 от 24.12.2020).
Комиссия при этом исходит из того, что положениями Контракта предусмотрено применение гражданско-правовых санкций в виде взыскания штрафов, пени, убытков, что является в данном случае достаточной мерой по сравнению с включением сведений в РНП.
Дополнительно, Комиссия отмечает, что отклоняет доводы Общества о том, что ему противодействовал Заказчик каким-то образом (поскольку ожидал иного исполнителя по Контакту), так как данные аргументы не подтверждены документально и строятся исключительно на предположениях Участника.
2) Комиссия основывает свое решение на том, что при включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков должен быть доказан в том числе факт осуществления последней каких-либо действий, направленных на намеренное уклонение от исполнения Контракта.
Комиссия руководствуется статьями 95, 104 Закона о контрактной системе, а также Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, при этом, анализ вышеприведенных положений законодательства свидетельствует о том, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков о недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Также включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном неисполнении обязанностей по контракту. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от неисполнения обязанностей по контракту, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Термин недобросовестное поведение предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность действий (бездействия) и подтвердить недобросовестный характер поведения Участника.
При этом, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Комиссия на основе анализа фактической стороны дела не находит доказательств целенаправленных действий Участника, которые имели намерение не исполнить обязательства по Контракту, и в этой связи не усматривает в действиях Исполнителя сознательного неисполнения Контракта вины, выраженной в умышленных действиях (бездействии), которые были направлены на уклонение от возложенных на Участника обязательств в рамках заключенного Контракта.
Таким образом, анализ дела в своей совокупности не позволяет Комиссии усмотреть прямого умысла в действиях Участника сорвать обязательства перед Заказчиком, а надлежащее исполнение Обществом условий Контракта оказалось невозможным в том числе вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
При таких обстоятельствах, Комиссия Ленинградского УФАС руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
сведения об ООО "БАЛТТОРГЭНЕРГОПРОЕКТ" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 24 ноября 2023 г. N 047/10/104-3675/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.11.2023