Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Спироника" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Пушкинская больница им. Проф. Розанова В.Н." (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения АО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на на поставку расходных материалов (контур дыхательный с влагосборником) для нужд АРО ГБУЗ Московской области "ПБ им. проф. Розанова В.Н." в 2024 г. (извещение N 0348500004323000260 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, неправомерно признавшей заявку Заявителя несоответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено - 07.11.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 269 890,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 15.11.2023,
4) на участие в Аукционе подано 7 заявок от участника закупки,
5) по результатам подведения итогов заявки 2 участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения о проведении Аукциона.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Аукционной комиссией принято неправомерное решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям извещения о проведении Аукциона.
На основании части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.11.2023 NИЭА1 (далее - Протокол), заявка Заявителя с идентификационным номером заявки "55" признана несоответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона по следующим основаниям:
"(п.4 ч.12 ст. 48) - на основании НПА, принятых в соответствии со ст. 14 Закона 44-ФЗ В своей заявке участник закупки предложил к поставке товар иностранного происхождения, при этом среди участников имеется не менее 2 заявок, содержащих информацию о стране происхождения товара, являющейся членом ЕАЭС, ДНР или ЛНР и документы, предусмотренные п. 3 Постановления N 102".
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Извещении о проведении Аукциона установлено, в том числе следующее:
Условие допуска |
Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018 |
Ограничение допуска и условия допуска |
Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" |
На основании пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту "б" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102) для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 2, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза и Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок, соответствующих требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке), которые одновременно:
- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок;
- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которых соответствует указанной в показателе локализации собственного производства медицинских изделий;
- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, на производство которых имеется документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования".
При этом в соответствии с пунктом 3 постановления N 102, подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень N 2, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза, или сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее - Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами.
Подтверждением процентной доли стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции является выданный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации акт экспертизы, содержащий информацию о доле стоимости иностранных материалов (сырья), используемых для производства одной единицы медицинского изделия, рассчитанной в соответствии с подпунктом "в" пункта 2.4 Правил, или аналогичный документ, выданный уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза или уполномоченным органом (организацией) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Представителем Заказчика на заседании Комиссии представлены письменные пояснения, согласно которым:
"На участие в рассматриваемой закупке было подано 8 заявок. В связи обстоятельством того, что среди указанных заявок, было подано 2 заявки с предложением о поставке товара отечественного производителя, а также с учетом того, что указанные заявки содержали в своей структуре весь перечень документов, предусмотренный Постановлением N 102, все заявки, содержащие предложение о поставке товаров иностранного производителя или заявки, приравненные к таковым в ввиду отсутствия полного перечня документов, установленного Постановлением N 102 были отклонены согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.11.2023 NИЭА1, размещенным в ЕИС 17.11.2023 17:28 (МСК).
На участие в закупке были направлены следующие заявки, содержащие предложение о поставке товаров отечественного производителя:
- ООО "ИМС" предложило к поставке медицинское изделие производства ООО "Ассомедика", страна происхождения Республика Беларусь, а также представило информацию о наличии документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 Постановления N 102 (Сертификат формы СТ-1, акт экспертизы ТПП РБ, сертификат ГОСТ ISO 13485-2017). То есть предложенный к поставке товар отвечает всем критериям "отечественного", предусмотренных Постановлением N 102;
- ООО ТОРГОВЫЙ ДОМ "МЕДПОЛИМЕРПРОМ" предложил к поставке медицинское изделие производства АО "НПП "ИНТЕРОКО", страна происхождения Российская Федерация, а также представило информацию о наличии документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 Постановления N 102 (Сертификат формы СТ-1, акт экспертизы ТПП РБ, сертификат ГОСТ ISO 13485-2017). То есть предложенный к поставке товар также отвечает всем критериям "отечественного", предусмотренных Постановлением N 102.
Таким образом на участие в закупке было подано 2 заявки, которые полностью соответствуют требованиям описания объекта закупки и требованиям Постановления N 102, в связи с чем Заказчиком надлежащим образом осуществлено отклонение иных заявок.
Заявитель в рамках своей жалобы указывает, что предоставленные в отношении продукции производства ООО "Ассомедика" Акт экспертизы и Сертификат по форме СТ-1 не соответствуют требованиям законодательства по содержанию.
Указанный довод Заявителя является несостоятельным ввиду следующего.
Медицинские изделия страной происхождения которых является Республика Беларусь, признаются отечественными в соответствии с положениями Постановления N 102, т.к. Республика Беларусь является участником-членом ЕАЭС.
Выдача Актов экспертизы происхождения товаров и Сертификатов по форме СТ-1 на медицинские изделия страной происхождения которых является Республика Беларусь, выдаются в соответствии с положениями Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, утв. Решением Совета глав правительств СНГ от 20 ноября 2009 года (далее - Соглашение о правилах утверждения), а также нормативными-правовыми акта Республики Беларусь.
В соответствии с п. 7.4. Соглашения о правилах утверждения графа 8 - "Описание товара" -указываются коммерческое наименование товара и другие сведения, позволяющие провести однозначную идентификацию товара относительно заявленного для целей таможенного оформления.
Таким образом, указанное положение не устанавливает обязательного требования об указании в получаемых документах конкретного состава заявляемого товара.
Исчерпывающий перечень информации, необходимый к предоставлению соискателем документов определяется соответствующей Торгово-промышленной палатой в каждом конкретном случае, с учетом положений Соглашения о правилах утверждения и национального законодательства государства-члена ЕАЭС.
Также важно отметить, что каждое государство-член ЕАЭС вправе самостоятельно определять четкие критерии и требования к Актам экспертизы и Сертификатам по форме СТ-1, а также требования к перечню информации предоставляемой соискателем указанных документов, с учетом положений Соглашения о правилах определения.
Документы, выдаваемые в отношении медицинских изделий, предложенных к поставке ООО "ИМС" оформляются в соответствии с требованиями Соглашения о правилах определения, а также в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь.
Выдача ТПП Республики Беларусь указанных Акта экспертизы происхождения и Сертификата по форме СТ-1 однозначно подтверждает достаточность и достоверность предоставленных документов и информации.
Таким образом предоставленные ООО "ИМС" полностью соответствуют требованиям законодательства и, в частности, требованиям Постановления N 102.
С целью подтверждения надлежащей выдачи представленных в рамках заявки ООО "ИМС" Акта экспертизы и Сертификата по форме СТ-1 именно на товар соответствующий комплектации и требованиям установленным в описании объекта закупки, Заказчиком в адрес производителя медицинских изделий ООО "Ассомедика" направлен соответствующий запрос о предоставлении информации N 1027 от 22.11.2023 года.
В ответ на указанный запрос производитель - ООО "Ассомедика" в рамках своего письма N 23/11-615 от 22.11.2023 года предоставило информацию о том, что предоставленные ООО "ИМС" в рамках своей заявки Акт экспертизы и Сертификат по форме СТ-1 выданы в соответствии с требованиями Соглашения о правилах утверждения и законодательства Республики Беларусь, а также распространяют свое действие именно на медицинские изделия указанного производителя в комплектации и в соответствии с требованиями, установленными в описании объекта закупки.
Также Заявителем не предоставлено ни одно документального подтверждения от ТПП о том, что предоставленные ООО "ИМС" Акт экспертизы и Сертификат СТ-1 не соответствуют требованиям законодательства, а также о том, что отраженный в указанных документах товаров не соответствует комплектации и требованиям, установленным в описании объекта закупки.
Таким образом, информация и документы, предоставленные в рамках заявок ООО "ИМС" и ООО ТОРГОВЫЙ ДОМ "МЕДПОЛИМЕРПРОМ" соответствуют требованиям, установленным в Постановлении N 102. Как следствие Заказчиком надлежащим образом осуществлена оценка и рассмотрение заявок с учетом ограничений Постановления N 102".
Таким образом, изучив заявку Заявителя, представленную на заседание Комиссии представителем Заказчика, Комиссия установила, что заявка Заявителя не соответствует требованиям извещения о проведении Аукциона по основаниям, указанным в Протоколе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии в части признания заявки Заявителя несоответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, однозначно свидетельствующих о неправомерности действий Аукционной комиссии.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СПИРОНИКА" необоснованной.
2. Требование о приостановке определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта, установленное Управлением на основании части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, отменить.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 24 ноября 2023 г. N 050/06/105-44654/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.11.2023