Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее - Комиссия Ненецкого УФАС России, Комиссия контрольного органа в сфере закупок, Комиссия контрольного органа), руководствуясь пунктами 6.1.7, 6.4, 6.5. - 6.6., 7.7.-7.8. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, и в результате рассмотрения в соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) доводов жалобы общества с ограниченной ответственностью "Меон" (далее - ООО "Меон", Общество, Заявитель) на действия Уполномоченного органа - Управления государственного заказа НАО (далее - Уполномоченный орган), Заказчика - Государственного бюджетного учреждения Ненецкого автономного округа "Ненецкая окружная больница имени Р.И. Батмановой" (далее - Заказчик, ГБУЗ НАО "НОБ им. Р.И. Батмановой") при проведении запроса котировок в электронной форме в отношении наименования объекта закупки: "Поставка анализатора гликированного гемоглобина (HbA1C) ИВД" (Извещение N 0184200000623001285) (далее - запрос котировок, закупка), в отсутствии Уполномоченного органа, Заказчика, Заявителя, надлежащем порядке уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее - Ненецкое УФАС России) в отношении объекта закупки N 0184200000623001285 поступила жалоба ООО "Меон" (вх. N 2315/23).
В своей жалобе Заявитель указал, что установленные характеристики закупаемого товара имеют ограничительный характер и подходят только под анализатор гликированного гемоглобина BioRad D-10, что ограничивает число участников закупки и создает преимущество для возможности предложения к поставке только товара одного производителя. Заявитель полагает, что установленные в техническом задании (описании объекта закупки) на поставку анализатора гликированного гемоглобина (HbA1C) ИВД такие параметры, как работа с одиночными пробирками - Наличие и определяемые параметры - HbF, HbA2, не имеют клинической значимости в рамках диагностики сахарного диабета и ограничивают возможность принять участие в закупке с прибором Lifotronic H8 (страна производителя Китай).
С доводами жалобы Уполномоченный орган, Заказчик не согласились по основаниям, изложенным в представленных письменных пояснениях.
В ходе проведения внеплановой проверки и с учетом информации, изложенной в содержании жалобы, а также представленных документов, которые в совокупной взаимосвязи связаны с правовым анализом обстоятельств предмета закупки и доводов жалобы, Комиссия контрольного органа подходит к следующим выводам.
17.11.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0184200000623001285 о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку анализатора гликированного гемоглобина (HbA1C) ИВД, с начальной (максимальной) ценой контракта 1 698 125,00 руб.
Согласно ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 145) во исполнение ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила), устанавливающие порядок использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд участниками контрактной системы в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с п. 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с п. 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из смысла частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Таким образом, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него. Кроме того, заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно извещению объектом закупки является поставка анализатора гликированного гемоглобина (HbA1C) ИВД, код позиции КТРУ 26.60.12.119-00000168 "Анализатор гликированного гемоглобина (HbA1C) ИВД". По коду позиции КТРУ 26.60.12.119-00000168 "Анализатор гликированного гемоглобина (HbA1C) ИВД" отсутствуют характеристики товара, работы, услуги.
Согласно письму Минфина России от 24.01.2022 N 24-03-08/4090 "О направлении информации о применении каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в случае, если описание (содержащее характеристики) объекта закупки не сформировано и не включено в позицию каталога: заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона N 44-ФЗ (самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги).
Исходя из вышеизложенного, в связи с отсутствием в позиции КТРУ 26.60.12.119-00000168 "Анализатор гликированного гемоглобина (HbA1C) ИВД" характеристик товара, работы, услуги, Заказчик осуществляет описание объекта закупки по правилам ст. 33 Закона о контрактной системе.
В Техническом задании (описание объекта закупки) на поставку анализатора гликированного гемоглобина (HbA1C) ИВД установлены, в том числе следующие характеристики:
7 |
Работа с одиночными пробирками |
Наличие |
|
10 |
Определяемые параметры |
HbAlc (HbF, HbA2) |
|
Согласно письменным пояснениям Уполномоченного органа: "_..Закупаемый товар находится в свободном гражданском обороте, любой потенциальный участник закупки имеет возможность предложить его к поставке. Заказчик является социально значимым учреждением в Ненецком автономном округе, следовательно, требования к товару обусловлены спецификой деятельности учреждения. Указание заказчиком в техническом задании характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункты 1, 3 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017)_.".
Согласно пояснениям Заказчика: "Определение дополнительных фракций гликированного гемоглобина (HbF, НЬА2) утверждены ВОЗ при определении сахарного диабета от 2010 года EASD2010, и внедрены всеми представленными к закупке анализаторами (производителями), включая и Н8 прибор. И стандартизированы международными ассоциациями по борьбе с сахарным диабетом NGSP и международной ассоциацией клинической химии IFCC.
Кроме того, определение фетального гемоглобина имеет большое диагностическое значение для ряда заболеваний и состояний. Так, по уровню фетального гемоглобина можно судить о "степени созревания" недоношенного ребёнка.........
При установлении характеристики: работа с одиночными пробирками - Наличие, для заказчика является значимой, и необходима для проведения исследований, при поступлении экстренных пациентов с подозрениями на сахарный диабет (проведение исследования образца только 1 пациента)".
Принимая во внимание письменные пояснения Заказчика и Уполномоченного органа, Комиссия контрольного органа приходит к выводу о правомерности установления параметров HbF, HbA2 и работа с одиночными пробирками - наличие, поскольку данная информация необходима с целью получения Заказчиком товара, соответствующего его потребностям и обусловлена спецификой лечебного процесса.
Кроме того, по информации с сайта официального дилера в РФ (https://lifotronic-rf.ru) - прибор Lifotronic Н8 (который предлагает Заявитель) обладает характеристиками, указанными в Техническом задании, а именно определяемые параметры - HbAlc (HbF, НЬА2) (см. Брошюра Lifotronic ст.5), а также все анализаторы подобного типа, в том числе Lifotronic Н8 имеют возможность работы с одиночными пробирками. В свою очередь, ООО "Меон" заявку на участие не подавало.
Проанализировав материалы дела, Комиссия контрольного органа приходит к выводу о том, что Уполномоченный орган, Заказчик при формировании технической части извещения запроса котировок в электронной форме руководствуется объективными потребностями и при этом соблюдает условия о недопущении ограничения количества участников закупки, что также подтверждается коммерческими предложениями и предложениями участниками закупки.
Комиссия Ненецкого УФАС России считает необходимым отметить, что объектом закупки является поставка товара, а не его производство, ввиду чего поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не его производитель.
По окончании срока подачи заявок было подано 3 заявки на участие в закупке, которые предложили к поставке анализаторы, разных производителей (производство - Китай, производство - Филиппины; ЯПОНИЯ). Экономия по торгам составила 18,73%.
Вышеуказанное опровергает доводы жалобы, что совокупность требований прямо указывает на единственный анализатор гликированного гемоглобина BioRad D-10 (страна производства США).
Помимо прочего, Заявителем в подтверждение своего довода каких-либо доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, не представлено.
Следовательно, довод жалобы не находит своего подтверждения.
Комиссия контрольного органа, руководствуясь статьей 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Жалобу общества с ограниченной ответственностью "Меон" на действия Уполномоченного органа - Управления государственного заказа НАО, Заказчика - Государственного бюджетного учреждения Ненецкого автономного округа "Ненецкая окружная больница имени Р.И. Батмановой"" при проведении запроса котировок в электронной форме в отношении наименования объекта закупки: "Поставка анализатора гликированного гемоглобина (HbA1C) ИВД" (Извещение N 0184200000623001285) признать необоснованной.
Настоящее решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу от 28 ноября 2023 г. N 083/06/106-25/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.11.2023