Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в результате осуществления внеплановой проверки на основании полученной информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях комиссии по осуществлению закупок МКУ "Управление централизации закупок" (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении МБУ "ОГХ" (далее - Заказчик), МКУ "Управление централизации закупок" (далее - Уполномоченный орган), Комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки OOO "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по комплексному благоустройству дворовых территорий по адресам: Московская область, г.о. Химки, ул. Германа Титова д. 2 к. 1, 2 к. 2, 2 к. 3, Ленинский пр. д. 33 к. 2, д. 33 к. 3, 9 Мая д. 1, Горшина д. 1 для нужд МБУ "ОГХ" в 2023 году (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0848300044523000221) (далее - Конкурс, Извещение), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
В ФАС России поступила информация о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Комиссии по осуществлению закупок при проведении Конкурса.
Согласно полученной информации Комиссией по осуществлению закупок в рамках порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе (далее - Порядок оценки) по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель) показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий) неправомерно приняты к оценке договоры, представленные ИП Зиминым А.Ю., заключенные с ООО "Рус-Строй" от 22.07.2021 N 04-07/2021, от 16.08.2021 N 03-08/2021, от 16.01.2019 N 03-01/2019, от 06.06.2020 N 02-06/2020, ООО "Стройстандарт Сервис" от 25.08.2020 N 04-08/2020, от 19.07.2019 N 03-07/2019, от 12.06.2020 N 03-06/2020, от 12.09.2021 N 02-09/2021, ООО "Лстрой" от 12.07.2023 N 03-07/2020, от 18.07.2019 N 02-07/2019, от 10.11.2019 N 01-11/2019, от 05.06.2021 N 01-06/2021, от 16.01.2020 N 01-01/2020 (далее - Договоры) на общую сумму 10 041 735 998, 60 руб.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 21.07.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 36 213 709,20 руб.;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
4) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 07.08.2023;
5) на участие в Конкурсе подано 5 заявок от участников закупки, признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки и Закона о контрактной системе;
6) по результатам проведения закупки между Заказчиком и ИП Зиминым А.Ю. заключен контракт на выполнение работ по комплексному благоустройству дворовых территорий от 29.08.2023 N 221/2023 на сумму 38 057 264,14 руб.
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии сообщил, что при рассмотрении заявок Комиссия по осуществлению закупок действовала в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 17.11.2023 Комиссией в целях полного и всестороннего изучения материалов объявлен перерыв, заседание продолжилось 28.11.2023.
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует, в том числе критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 8 Положения в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным, в том числе, подпунктом "г" пункта 3 Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" применяется, если иное не предусмотрено Положением, следующий показатель оценки, а именно наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
В силу пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 28 Положения, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 Положения, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе, исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 25 Положения, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Пунктом 8 части 12 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Согласно пункту 2.1.1 Порядка оценки в рамках Детализирующего показателя к оценке принимаются исключительно исполненные договоры на выполнение работ по благоустройству территории.
При этом документами, подтверждающими наличие у участника закупки опыта выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта являются:
1. исполненный договор (договоры);
2. копия акта (актов) или иных предусмотренных иных предусмотренных контрактом/договором документов, подтверждающего(их) приемку поставки товара, выполнения работы, оказания услуги по исполнению контракта/договора:
- последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
- к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе;
- к оценке принимаются документы, предусмотренные настоящим пунктом, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 Положения.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе от 09.08.2023 N ПРОII1 заявке ИП Зимина А.Ю. по результатам рассмотрения представленных документов присвоено максимальное количество баллов по Детализирующему показателю Критерия.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление N 1576) при проведении внеплановых проверок должностные лица контрольного органа, уполномоченные на осуществление контроля, имеют право, в том числе запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме документы и информацию, необходимые для проведения плановой (внеплановой) проверки.
ФАС России в адрес ООО "Рус-Строй", ООО "Стройстандарт Сервис", ООО "Лстрой" направлены запросы информации от 02.11.2023 NN 28/91511/23, 28/91512/23, 28/91514/23 (далее - Запросы информации) о наличии договорных отношений с ИП Зиминым А.Ю, а также о статусе ИП Зимина А.Ю. в рамках исполнения вышеуказанных договоров (генеральный подрядчик, субподрядчик).
По результатам рассмотрения Запросов информации в адрес ФАС России поступили письма от ООО "Рус-Строй" от 03.11.2023 N 1613 с электронной почты 3197455@mail.ru, ООО "Стройстандарт Сервис" б/д б/н с электронной почты info@sspe.ru об отсутствии договорных отношений с ИП Зиминым А.Ю.
Также ФАС России направлен запрос информации от 15.11.2023 N 28/95473/23 в адрес ФНС России о наличии договорных отношений между ИП Зиминым А.Ю и ООО "Рус-Строй", ООО "Стройстандарт Сервис", ООО "Лстрой". По результатам рассмотрения вышеуказанного запроса в адрес ФАС России поступило письмо от 24.11.2023 N 31-1-03-006(дсп) (далее - Письмо ФНС России), согласно которому договорные отношения между ИП Зиминым А.Ю. и ООО "Рус-Строй", ООО "Стройстандарт Сервис", ООО "Лстрой" отсутствуют.
Таким образом, действия Комиссии по осуществлению закупок, принявшей к оценке Договоры в целях присвоения баллов по Критерию, неправомерны.
С учетом изложенного, действия Комиссии по осуществлению закупок нарушают пункт 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Таким образом, Комиссия не может согласиться с выводами Московского областного УФАС России, изложенными в решении от 23.10.2023 по делу N 050/06/99-38174/2023, об отсутствии в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушения при рассмотрении заявки ИП Зимина А.Ю., поскольку территориальным органом ФАС России не в полной мере исследованы обстоятельства дела, имеющие значение для правильного разрешения дела.
ФАС России в ходе проведения внеплановой проверки у представителя ИП Зимина А.Ю. запрошены документы, подтверждающие исполнение Договоров.
Так, ИП Зиминым А.Ю. на заседание Комиссии представлены письма от ООО "Рус-Строй", ООО "Стройстандарт Сервис", согласно которым ранее направленные письма в адрес ФАС России об отсутствии договорных отношений с ИП Зиминым А.Ю. являются ошибочными.
Кроме того, в адрес ФАС России 28.11.2023 поступили информационные письма с электронных адресов rs.ooo@inbox.ru, stroystandart.servis@mail.ru, содержащие в себе копии ранее представленных на заседание Комиссии представителем ИП Зиминым А.Ю. писем.
Вместе с тем на основании писем ООО "Рус-Строй", ООО "Стройстандарт Сервис", Письма ФНС России об отсутствии договорных отношений с ИП Зиминым А.Ю., Комиссия ФАС России приходит к выводу о предоставлении ИП Зиминым А.Ю. в ходе проведения контрольного мероприятия документов и сведений, которые являются подложными и носят мнимый характер, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за нарушение которого предусмотрена частью 1 статьи 19.7.2 КоАП.
Дополнительно Комиссия сообщает, что документы, представленные участниками рассмотрения в рамках проведения контрольного мероприятия, будут переданы в МВД России.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Постановлением N 1576, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях комиссии по осуществлению закупок МКУ "Управление централизации закупок" нарушение пункта 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку заключен государственный контракт.
3. Передать материалы от 28.11.2023 по делу N 23/44/99/П18 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 ноября 2023 г. N 23/44/99/П18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2023