На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ГКУ НСО "УКСис" (далее - Заявитель, Уполномоченный орган), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении ГКУ НСО ТУАД Новосибирск (далее - Заказчик), Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки электронных аукционов на выполнение работ по содержанию кольцевых развязок на автомобильных дорогах Новосибирского района Новосибирской области (номера извещений в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0851200000623002258 (далее - Аукцион N 1), 0851200000623006524 (далее - Аукцион N 2), 0851200000623007356 (далее - Аукцион N 3)),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукционов NN 1 - 3.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно принявшего решение о размещении информации и документов ООО "РАУ 104" (далее - Участник) в реестре участников закупок в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571),в результате чего Оператором электронной площадки неправомерно допущена заявка Участника на участие в Аукционах NN 1 - 3.
Оператор электронной площадки в письменных пояснениях согласился с доводом обращения Заявителя и сообщил, что информация об Участнике и документы в реестре участников закупок аннулированы в отношении соответствия позиции 18 приложения к Постановлению N 2571.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона N 1 (далее - Извещение N 1), протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение N 1 размещено в ЕИС - 04.04.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 8 991 382,84 руб.;
4) источник финансирования - бюджет Новосибирской области;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе N 1 - 18.04.2023.
6) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Аукцион N 1 признан несостоявшимся, поскольку по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке;
7) по результатам рассмотрения заявки Участника принято решение о признании заявки Участника не соответствующей требованиям
Извещения N 1 и Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона N 2 (далее - Извещение N 2), протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение N 2 размещено в ЕИС - 06.09.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 5 734 724,68 руб.;
4) источник финансирования - бюджет Новосибирской области;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе N 2 - 15.09.2023;
6) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Аукцион N 2 признан несостоявшимся, поскольку по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке;
7) по результатам рассмотрения заявки Участника принято решение о признании заявки Участника не соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона N 3 (далее - Извещение N 3), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение N 3 размещено в ЕИС - 12.10.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 5 734 724,68 руб.;
4) источник финансирования - бюджет Новосибирской области;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе N 3 - 20.10.2023;
6) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
7) дата проведения процедуры подачи ценовых предложений - 20.10.2023;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника закупки;
9) в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Аукцион N 3 признан несостоявшимся, поскольку по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке принято решение о признании только одной заявки соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
10) Заказчиком с АО "ДЭП N 221" заключен государственный контракт от 03.11.2023 N 0851200000623007356 (реестровый номер в ЕИС - 2540510031623000404) по цене в размере 5 648 703,82 руб.
В соответствии с частью 12 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе Оператор электронной площадки в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения в соответствии с частями 12 и 12.1 статьи 24.2 Закона о контрактной системе информации и документов, оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки по каждому виду товаров, работ, услуг, в отношении которых участником закупки предоставлены такие информация и документы, принимает решение:
1) о размещении такой информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, реестре участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке;
2) об отказе в размещении такой информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, реестре участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке, в случае:
а) несоответствия перечня представленных информации и документов перечню, который установлен Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе;
б) нарушения порядка, установленного Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 15 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, при направлении таких информации и документов.
При этом в соответствии с частью 15 статьи 24.2 Закона о контрактной системе порядок взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, в том числе при направлении информации и документов и их рассмотрении в соответствии с частями 12, 12.1 и 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Указанные дополнительные требования, а также перечень информации и документов, подтверждающих соответствие участников закупок таким требованиям, установлены Постановлением N 2571.
Пунктом 2 Правил взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2019 N 1202 "О порядке взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки" (далее - Правила взаимодействия) установлено, что в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке, специализированной электронной площадке закупках, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, участник закупки после идентификации и аутентификации на электронной площадке, специализированной электронной площадке направляет оператору соответствующей площадки информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе, путем формирования и подписания электронной подписью, вид которой предусмотрен Законом о контрактной системе, информации и документов, предусмотренных пунктом 4 Постановления N 2571, а также указанных в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" приложения к Постановлению N 2571.
При этом:
а) документы формируются в форме электронного документа или образа бумажного документа с указанием даты подписания документа;
б) при формировании информации и документов, предусмотренных приложением к дополнительным требованиям в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", участник закупки указывает:
номера позиции приложения к дополнительным требованиям;
цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг по договору (контракту), предусмотренному приложением к дополнительным требованиям в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", определяемую с учетом абзаца четвертого подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571;
в) в случае наличия правопреемства участник закупки также формирует и подписывает информацию и (или) документы, подтверждающие такое правопреемство.
Также согласно пункту 4 Правил взаимодействия Оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки рассматривают информацию и документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 Правил взаимодействия:
а) на предмет наличия информации и документов, предусмотренных Правилами взаимодействия;
б) наличия информации об участнике закупки (с учетом информации и документов, предусмотренных подпунктом "в" пункта Правил взаимодействия) в таких информации и документах, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации указание такой информации не предусмотрено;
в) непревышения ценой поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг по договору (контракту), предусмотренной абзацем третьим подпункта "б" пункта 2 Правил взаимодействия, цены такого договора (контракта);
г) соответствие информации и документов, сформированных и предусмотренных приложением к дополнительным требованиям в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", положениям абзацев шестого, восьмого и одиннадцатого подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571.
В соответствии с абзацем шестым подпункта "б" пункта 3 Постановления 2571 установлено, что договором, предусмотренным пунктом 1 позиции 2, пунктом 1 позиции 9, пунктом 1 позиции 10, пунктом 1 позиции 11, пунктом 1 позиции 12, позицией 14, пунктами 1 и 2 позиции 15, пунктом 2 позиции 17, пунктами 1 и 2 позиции 18, позициями 32 - 36, пунктом 1 позиции 37, пунктом 1 позиции 39, позициями 40 и 41 приложения в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2021 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Подпунктом "б" пункта 5 Правил взаимодействия оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки по результатам рассмотрения информации и документов в соответствии с пунктом 4 Правил взаимодействия в срок, установленный частью 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, принимают решение об отказе в размещении таких информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в реестре участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке, в том числе в случае формирования информации и документов с нарушением Правил взаимодействия.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно принявшего решение о размещении информации и документов Участника в реестре участников закупок в соответствии с Постановлением N 2571, поскольку Участником в качестве опыта выполнения работ, предусмотренного пунктом 1 графы 2 позиции 18 приложения к Постановлению N 2571, представлен договор, не относящийся к контракту или договору, предусмотренным абзацем шесть подпункта "б" пункта Постановления N 2571, в результате чего Оператором электронной площадки неправомерно допущена заявка Участника на участие в Аукционах NN 1 - 3.
Согласно Извещениям NN 1 - 3 к участникам Аукционов NN 1 - 3 установлены требования в соответствии с позицией 18 приложения к Постановлению N 2571.
В соответствии с позицией 18 приложения к Постановлению N 2571 работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги требуют наличие у участника закупки одного из видов опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
При этом цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 графы 2 позиции 18 приложения к Постановлению N 2571,цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 графы 2 позиции 18 приложения к Постановлению N 2571, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссией установлено, что согласно протоколам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.04.2023 N ИЭА1,от 18.09.2023 N ИЭА1, от 23.10.2023 N ИЭА1 по Аукционам NN 1 - 3 заявки Участника отклонены на основании пункта 3 части 12 статьи 48 ввиду несоответствия требованиям, установленным позицией 18 приложения к Постановлению N 2571.
Согласно сведениям государственной информационной системы "Независимый регистратор", предназначенной для фиксации действий участников закупок в процессе проведения торгов на электронных площадках и в ЕИС, 27.03.2023 Оператором электронной площадки принято решение о размещении информации и документов Участника в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Комиссией установлено, что Оператором электронной площадки в реестре участников закупки, аккредитованных на электронной площадке, в качестве подтверждения наличия опыта выполнения работ в соответствии с пунктом 1 графы 2 позиции 18 приложения к Постановлению N 2571 размещена в том числе копия договора субподряда от 10.01.2020 N 08512000000061900779, заключенного с ООО "ИНВЕСТ-УРАЛ" с ценой договора в размере 15 236 796,22 руб.
на выполнение работ по содержанию кольцевых развязок в Новосибирском районе Новосибирской области (далее - Договор субподряда).
Вместе с тем Комиссия отмечает, что исходя из содержания пункта 1 графы 2 позиции 18 приложения к Постановлению N 2571 и абзаца шестого подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571 следует, что при рассмотрении информации и документов участников оператор электронной площадки принимает в качестве подтверждающих документов один исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе или договор, заключенный в соответствии с Законом о закупках.
На заседании Комиссии установлено, что представленный Участником Договор субподряда заключен не в рамках Закона о контрактной системе и Закона о закупках, что не соответствует абзацу шестому подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки, неправомерно разместившего информацию об Участнике и документы в реестре участников закупок в соответствии с Постановлением N 2571, нарушают часть 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 10 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
2. В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий,которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Комиссией установлено, что 21.11.2023 Заявителем в адрес Оператора электронной площадки направлено обращение о признаках нарушения Оператором электронной площадки требований Закона о контрактной системе, Постановления
N 2571, Правил взаимодействия при проведении Аукционов NN 1 - 3 (далее - Обращение), а также просьба принять меры по устранению Оператором электронной площадки выявленных Заявителем нарушений.
Оператор электронной площадки в письменных пояснениях сообщил,а также представил сведения, согласно которым в ответ на Обращение Оператором электронной площадки осуществлено аннулирование информации об Участнике и документов в реестре участников закупок в отношении соответствия пункту 1 графы 2 позиции 18 приложения к Постановлению N 2571.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что Законом о контрактной системе, Постановлением N 2571, Правилами взаимодействия не предусмотрен односторонний порядок аннулирования информации и документов участников закупок, аккредитованных в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, реестре участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки, неправомерно осуществившего аннулирование информации об Участнике и документов в реестре участников закупок в отношении соответствия пункту 1 графы 2 позиции 18 приложения к Постановлению N 2571, нарушают часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.31.1 КоАП.
Вместе с тем Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания об устранении нарушения части 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе, поскольку выявленное нарушение устранено Оператором электронной площадки самостоятельно и не повлияло на результаты определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушения части 2 статьи 8, части 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении нарушения части 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку выявленное нарушение устранено Оператором специализированной электронной площадки самостоятельно.
3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 30.11.2023 по делу
N П-387/23 для рассмотрения вопросов о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 30 ноября 2023 г. N П-387/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2023