Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
СПБ ГКУ "Организатор перевозок" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "АНТАРЕС" (далее - Участник, Исполнитель): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 30344-ЭП/23 от 22.11.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по комплексному обслуживанию объектов СПб ГКУ "Организатор перевозок", для государственных нужд Санкт-Петербурга в 2023-2024 годах (извещение N 0372200004523000115),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 05.06.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на оказание услуг по комплексному обслуживанию объектов СПб ГКУ "Организатор перевозок", для государственных нужд Санкт-Петербурга в 2023-2024 годах (извещение N 0372200004523000115) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 37 874 832,18 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.06.2023 N ИЭА1 (далее - Протокол) победителем Аукциона признано ООО "АНТАРЕС".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "АНТАРЕС" заключен государственный контракт N 03722000045230001150001 от 29.06.2023 на сумму 18 748 042,02 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 9.3 и 9.4 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 10.11.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "АНТАРЕС".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по комплексному обслуживанию объектов СПб ГКУ "Организатор перевозок", для государственных нужд Санкт-Петербурга в 2023-2024 годах (далее - Услуги) (п. 1.1 Контракта).
В соответствии с п. 4.2 Контракта срок оказания Услуг - со следующего дня после даты заключения Контракта, но не ранее 01.07.2023 по 30.06.2024 включительно.
Пунктом 4.3 Контракта предусмотрено, что Исполнитель оказывает услуги в соответствии с требованиями к количественным характеристикам услуг согласно п. 1 разд. 2 Технического задания (Приложение N1 к Контракту), к качеству и безопасности, согласно п. 2 разд. 2 Технического задания (Приложение N1 к Контракту), в соответствии с требованиями к техническим характеристикам, согласно п. 3 разд. 2 Технического задания (Приложение N1 к Контракту), а также в соответствии с требованиями и нормами законодательства РФ, регулирующего оказание данного вида услуг.
Согласно п. 6.3.1 Контракта Исполнитель обязуется оказывать Услуги в сроки, согласно п. 4.2 Контракта, по адресам согласно п. 4.1 Контракта.
В соответствии с п. 6.3.2 Контракта Исполнитель обязался оказать Услуги в соответствии с требованиями к количественным характеристикам, согласно п. 1 разд. 2 Технического задания (Приложение N1 к Контракту), к качеству и безопасности Услуг, согласно п. 2 разд. 2 Технического задания (Приложение N1 к Контракту), требованиям к техническим характеристикам Услуг, согласно п. 3 разд. 2 Технического задания (Приложение N1 к Контракту), а также требованиям и нормам действующего законодательства, регулирующего оказание данного вида услуг.
Пунктом 1.1 п. 1 разд. 2 Технического задания (Приложение N1 к Контракту) предусмотрено, что уборка проводится в соответствии с адресным списком оказания Услуг (Приложение N 1 к Техническому заданию), перечнем вида и объемов услуг (Приложение N3 к Техническому заданию), с учетом сведений об объемных и количественных характеристиках объектов по содержанию мест общего пользования (туалеты, умывальные) по адресам оказания услуг (Приложение N4 к Техническому заданию).
В нарушение п.п. 4.3, 6.3.2 Контракта Исполнитель не оказал и/или оказал не в полном объеме Услуги, предусмотренные разд. 2 Технического задания (Приложение N1 к Контракту) в период с 01.07.2023 по 31.07.2023, с 01.08.2023 по 31.08.2023, с 01.09.2023 по 30.09.2023 и с 01.10.2023 по 16.10.2023.
В Акте о выявленных несоответствиях от 18.08.2023 N1 отражены нарушения п. 6.3.2, 6.3.4 Контракта и пп. 1.1, 1.3.15, 2.1.3 п. 1 разд. 2 Технического задания (Приложение N1 к Контракту). В этой связи Исполнителю была направлена претензия от 29.08.2023 N 01-18-4870/23-0-0.
В Акте о выявленных несоответствиях от 20.09.2023 N2 отражены нарушения п. 6.3.2, 6.3.4 Контракта и пп. 1.1, 1.3.15, 2.1.3 п. 1 и пп. 5 п. 2 разд. 2 Технического задания (Приложение N1 к Контракту). В этой связи Исполнителю была направлена претензия от 27.09.2023 N 01-18-5546/23-0-0.
В Акте о выявленных несоответствиях от 17.10.2023 N3 отражены нарушения пп. 4.3, 6.3.2 Контракта и пп. 2.1.5, 2.1.9, 2.2, 2.3.4 п. 1 разд. 2 Технического задания (Приложение N1 к Контракту).
В Акте о выявленных несоответствиях от 19.10.2023 N4 отражены нарушения пп. 6.3.1, 6.3.2 Контракта, п. 1.1, 1.3 п. 1 разд. 2 Технического задания (Приложение N1 к Контракту) и абз. 3 пп. 2.2 п. 1 Раздела 2 Технического задания (Приложение N1 к Контракту).
Ввиду допущенных Исполнителем нарушений условий Контракта Заказчиком было принято решение от 25.10.2023 N 01-18-6174/23-0-0 об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Исполнитель письмом от 07.11.2023 Nб/н (вх. от 08.11.2023 N01-10-10053/23-0-0) уведомил Заказчика о своём намерении оказать услуги в соответствии с условиями Контракта.
Принимая во внимание поступившее уведомление ООО "Антарес" и учитывая, что Решение Заказчика не вступило в законную силу, Заказчик руководствуясь п. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе принял решение об отмене решения от 25.10.2023 N 01-18-6174/23-0-0 об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В ходе контроля за соблюдением Исполнителем условий Контракта, осуществляемого Заказчиком в соответствии с п. 6.2.5 Контракта, за период с 01.10.2023 по 20.10.2023 были выявлены нарушения пп. 4.3, 6.2.3, 6.3.2 Контракта (пп. 1.1, 1.3, 2 п. 1 раздела 2 Технического задания), о чём составлен акт о выявленных несоответствиях от 30.10.2023 N5.
Таким образом, Заказчиком зафиксировано неоднократное нарушение условий Контракта, неоднократное не устранение несоответствий условий Контракта, оказание Услуг с несоответствиями, которые не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок и являющихся существенными, неустранимыми.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 9.3 и п. 9.4 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 10.11.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 21.11.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
В соответствии с Актами приемки оказанных услуг за июль - октябрь 2023, июль-сентябрь 2023, которые подписаны со стороны Заказчика и оплачены в полном объеме, к Актам приложены отчеты об оказанных Услугах, таким образом стороны были заинтересованы в сотрудничестве, а Исполнитель оказывал Услуги в соответствии с Контрактом, Заказчик оказанные Услуги оплачивал.
Контракт предусматривает производство уборки и технического обслуживания на 45 объектах Заказчика, что подтверждается Приложением N 13 к Техническому заданию к Контракту.
В Решении от 25.10.2023 перечислены такие нарушения как:
В нарушение п.п. 4.3, 6.3.2 Контракта Исполнитель не оказал и/или оказал не в полном объеме услуги, предусмотренные разд. 2 Технического задания в период с 01.07.2023 по 31.07.2023, с 01.08.2023 по 31.08.2023, с 01.09.2023 по 30.09.2023 и с 01.10.2023 по 16.10.2023.
В Акте о выявленных несоответствиях от 18.08.2023 N1 отражены нарушения п. 6.3.2, 6.3.4 Контракта и пп. 1.1,1.3.15, 2.1.3 п. 1 разд. 2 Технического задания (Приложение N 1 к Контракту). В этой связи Исполнителю была направлена претензия от 29.08.2023 N 01-18-4870/23-0-0.
В Акте о выявленных несоответствиях от 20.09.2023 N2 отражены нарушения п. 6.3.2, 6.3.4 Контракта и пп. 1.1,1.3.15, 2.1.3 п. 1 и пп. 5 п. 2 разд. 2 Технического задания. В этой связи Исполнителю была направлена претензия от 27.09.2023 N 01-18-5546/23-0-0.
В Акте о выявленных несоответствиях от 17.10.2023 N3 отражены нарушения пп. 4.3, 6.3.2 Контракта и пп. 2.1.5, 2.1.9,2.2, 2.3.4 п. 1 разд. 2 Технического задания. При этом работы по 25 заявкам Заказчика на момент составления акта не выполнены.
В Акте о выявленных несоответствиях от 19.10.2023 N4 отражены нарушения пп. 6.3.1,6.3.2 Контракта, п. 1.1,1.3 п. 1 разд. 2 Технического задания и абз. 3 пп. 2.2 п. 1 Раздела 2 Технического задания.
Согласно п. 4.7 Контракта при обнаружении в ходе исполнения Контракта несоответствий Заказчик направляет Исполнителю посредством электронной почты и/или иными средствами связи акты контроля соблюдения требований технического задания по комплексному содержанию в надлежащем санитарном состоянии помещений объектов (далее - Акт контроля), составленные Заказчиком по форме Приложения N 12 к Техническому заданию и приложенные к ним материалы фотофиксации.
В случае не устранения Исполнителем несоответствий по Акту контроля в установленный срок, Заказчик составляет акт о выявленных несоответствиях с участием Исполнителя.
При обнаружении несоответствий требованиям Контракта в ходе приемки оказанных услуг за отчетный период на основании Журнала учёта (в соответствии с Приложениями N 6 к Техническому заданию) Заказчик составляет акт о выявленных несоответствиях в присутствии Исполнителя.
В случае неявки или отказа (уклонения) Исполнителя от составления акта выявленных несоответствий, акт выявленных несоответствий направляется ему по почте заказным письмом с уведомлением и/или иными средствами связи.
Все обнаруженные несоответствия устраняются Исполнителем без привлечения Заказчика и без дополнительного финансирования со стороны Заказчика по требованию последнего в установленные им сроки, а в случае отсутствия конкретного срока - в течение 24 (двадцати четырех) часов с момента получения соответствующего требования.
В соответствии с п.п. 1.2 и п.п. 1.2.1 п. 1 раздела 2 Технического задания (Приложение N 1 к Контракту), допустимый временной интервал для оказания Услуг по уборке помещений и периодичность: на конечных станциях, модульных типовых диспетчерских станций наземного городского пассажирского транспорта Санкт-Петербурга:
- при трехразовой уборке в день ежедневно - с 6.00 часов до 09.00 часов; с 12.00 часов до 15.00 часов, с 18.00 часов до 22.00 часов;
- при двухразовой уборке в день ежедневно - с 6.00 часов до 12.00 часов, с 16.00 часов до 22.00 часов;
- при разовой уборке в день ежедневно - с 6.00 часов до 22.00 часов
Как следует из претензии от 29.08.2023 N 01-18-4870/23-0-0 Исполнитель не в полном объеме оказал Услуги по комплексной уборке и санитарному состоянию объектов заказчика на 5 объектах из 45; не оказаны Услуги по заявке от 04.07.2023; не оказаны услуги по замене грязезащитных ковриков входных групп; не проведены частично еженедельные осмотры внутренних коммуникаций по некоторым адресам.
В претензии 27.09.2023 Заказчик указал, что Исполнитель не в полном объеме оказал Услуги по комплексной уборке и санитарному состоянию объектов заказчика на 5 объектах из 45; не оказаны Услуги по заявке от 31.07.2023; не заменены грязезащитные коврики на некоторых объектах единично; не проведены еженедельные осмотры коммуникаций на 3 объектах.
Однако в последующие дни подобные замечания отсутствуют, поскольку на устранение недостатков дается 24 часа, при этом Заказчик не привлекается, а уборка и замена ковриков на объектах Заказчика производится каждый день по 2-3 раза, соответственно каждая последующая уборка устраняет недостатки предыдущей, замена ковриков производилась, осмотры производились, что подтверждается отчетами по комплексной уборке и актами оказанных услуг.
По услугам, оказанным в октябре 2023, согласно письму - мотивированному отказу от 21.11.2023, замечание только к отсутствию отчетов, а не к Услугам.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "АНТАРЕС" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, включение сведений в отношении ООО "АНТАРЕС" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "АНТАРЕС" (ИНН: 7811720034), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 ноября 2023 г. N РНП-78-1666/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.12.2023