Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПБ ГКУ "Организатор перевозок" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "ТК Сокол" (далее - Участник, Поставщик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 30343-ЭП/23 от 22.11.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку дизельного топлива с доставкой и заправкой для котлов отопления СПб ГКУ "Организатор перевозок" для государственных нужд Санкт-Петербурга в 2023-2024 годах (извещение N 0372200004523000046),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 06.03.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку дизельного топлива с доставкой и заправкой для котлов отопления СПб ГКУ "Организатор перевозок" для государственных нужд Санкт-Петербурга в 2023-2024 годах (извещение N 0372200004523000046) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 630 402,40 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.03.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ТК Сокол".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ТК Сокол" заключен государственный контракт N 03722000045230000460001 от 27.03.2023 (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 5.2.8 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 02.11.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ТК Сокол".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку дизельного топлива с доставкой и заправкой для котлов отопления СПб ГКУ "Организатор перевозок" (далее - Товар).
В соответствии с п. 4.1 Контракта поставка Товара осуществляется с доставкой и заправкой с 01.09.2023 по 31.05.2024, но не позднее окончания отопительного сезона в Санкт-Петербурге.
Согласно п. 4.2 Контракта Поставщик поставляет Товар с доставкой и заправкой на основании письменной заявки Заказчика, подаваемой не менее чем за 2 (два) дня, до потребности в поставке топлива с доставкой и заправкой. Заявка может быть направлена Поставщику посредством электронной почты и/или факсимильной связи. Заказчик в заявке указывает дату, адрес доставки и объем дизельного топлива, подлежащего заправке.
В соответствии с п. 5.3.2 Контракта поставка Товара осуществляется в соответствии с датой, указанной в заявке, в согласованное с Заказчиком время, по адресу и в объеме, согласно заявке.
12.09.2023 Заказчиком в адрес Поставщика была направлена Заявка N1 от на поставку дизельного топлива ЕВРО ГОСТ 32511-2013 (ДТ-3-К5) не позднее 14.09.2023, на сумму 141 960,00 рублей, по адресам:
- Санкт-Петербург, Крестовский пр., д. 25, лит. А;
- Санкт-Петербург, Московское шоссе, д. 45, лит. А
- Санкт-Петербург, Южное шоссе, д. 52, лит. А;
- Санкт-Петербург, Софийская ул., д. 4, лит. Ю;
- Санкт-Петербург, город Ломоносов, Привокзальная ул., д.1, лит. А;
- Санкт-Петербург, город Сестрорецк, Курортная ул., д.2, лит. А.
В нарушение указанных положений Контракта поставка Товара по Заявке N 1 Поставщиком не осуществлена. В связи с чем, в соответствии с п. 4.7 Контракта, Заказчиком составлен акт о выявленных несоответствиях от 15.09.2023 N 1 со сроком устранения до 30.09.2023 и направлен в адрес Поставщика (исх. от 20.09.2023 N 01-18-5377/23-0-0).
Поставщик устранил выявленные ранее несоответствия и осуществил поставку Товара в полном объёме 29.09.2023, допустив просрочку исполнения обязательств на 15 календарных дней (с 15.09.2023 по 29.09.2023).
13.10.2023 Заказчиком в адрес Поставщика была направлена Заявка N 2 на поставку дизельного топлива ЕВРО ГОСТ 32511-2013 (ДТ-3-К5) не позднее 17.10.2023, по адресам:
- Санкт-Петербург, Московское шоссе, д. 45, лит. А;
- Санкт-Петербург, Южное шоссе, д. 52, лит. А;
- Санкт-Петербург, Софийская ул., д. 4, лит. Ю.
В нарушение пп. 4.1, 4.2, 4.3, 5.3.2 Контракта поставка Товара по Заявке N 2 Поставщиком не осуществлена. В связи с чем, в соответствии с п. 4.7 Контракта, Заказчиком составлен акт о выявленных несоответствиях от 18.10.2023 N 2 со сроком устранения до 20.10.2023 и направлен в адрес Поставщика (исх. от 18.10.2023 N 01-18-6012/23-0-0).
Однако, по состоянию на 30.10.2023 выявленные несоответствия не устранены, поставка Товара Поставщиком не осуществлена.
В соответствии со ст. 506, 516 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору поставки поставщик, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок товары покупателю, а последний обязуется оплатить поставляемые товары в сроки, предусмотренные договором поставки.
Согласно ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абз. 4 п. 2 ст. 450).
В силу ч. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 5.2.8 Контракта, в связи с неоднократным нарушением сроков поставки Товара и неисполнением Участником своих обязательств по Контракту Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
02.11.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ТК Сокол" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 14.11.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что основания для включения сведений об ООО "ТК Сокол" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют по той причине, что действия Участника не являлись недобросовестными и обусловлены обстоятельствами, которые не зависели от воли Участника.
По причине роста стоимости оптовых поставок топлива в период исполнения Контракта (с июля 2023 года), который невозможно было предусмотреть в рамках обычного предпринимательского риска, дальнейшее исполнение Контракта стало для Участника невозможным, о чем Участник сообщил Заказчику письмом исх. N393 от 14.09.2023, указав, что:
- на рынке с момента заключения Контракта стал наблюдаться дефицит топлива;
- средняя рыночная стоимость ед. товара возросла на = 45% - такое изменение цены не могло быть предвидено Участником.
Как было указано, с июля 2023 года на топливном рынке наблюдается существенный рост стоимости оптовых поставок топлива, который невозможно отнести к ежегодным сезонным колебаниям стоимости и предусмотреть в рамках обычного экономического риска субъекта предпринимательской деятельности.
Тот факт, что рост стоимости оптовых поставок топлива в текущей ситуации является обстоятельством чрезвычайным и непредотвратимым подтверждается Экспертным заключением N 17-0147 от 26.09.2023, подготовленным Санкт-Петербургской торгово-промышленной палатой. Согласно выводам экспертного заключения:
- В среднем рост стоимости оптовых поставок топлива за период с 01.07.2023 по 15.09.2023 составил - 33,85%;
- Рост стоимости не относится к ежегодным сезонным колебаниям и его нельзя было спрогнозировать, так как в аналогичные периоды времени в предшествующие годы сезонные колебания составляли +/- 5% от стоимости топлива, в связи с чем рост цены более чем на 30% не является типичным.
Также о том, что текущей рост цен стал чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, свидетельствуют и действия Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства от 21.09.2023 N 1537 установлен временный запрет на экспорт бензина и дизельного топлива из Российской Федерации в целях стабилизации ситуации на топливном рынке.
Таким образом, указанную ситуацию нельзя было предвидеть, следовательно, к предпринимательским рискам она не относится.
Вместе с тем, Участник исполнил обязательства по Заявке N1 от 12.09.2023.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ТК Сокол" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "ТК Сокол" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ТК Сокол", (ИНН: 7811699008), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 ноября 2023 г. N РНП-78-1665/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.12.2023