Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя СПб ГКУ "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителя ООО "Изделия медицинского назначения" (далее - Участник): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС; представил письменные пояснения,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 30350-ЭП/23 от 22.11.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку мусорных мешков (извещение N 0372200129823000065),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 14.07.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку мусорных мешков (извещение N 0372200129823000065) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 454 460,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.07.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Изделия медицинского назначения".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Изделия медицинского назначения" заключен государственный контракт N 0372200129823000065-01 от 07.08.2023 (далее - Контракт) на сумму 223 208,90 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 4.4.7, 12.9 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 25.10.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Изделия медицинского назначения".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить единовременную поставку мусорных мешков (далее - Товар) в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня заключения сторонами Контракта в рабочее время Заказчика по предварительному согласованию (п. 3.1 Контракта).
В соответствии с условиями Контракта Участник должен был поставить мешки для мусора в обусловленном Контрактом количестве 20 000 шт., голубого цвета, толщиной 85 мкм и повышенной прочности.
В нарушение условий Контракта Участником была осуществлена поставка мусорных мешков, не соответствующих условиям описания объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту) и Спецификации (Приложение N 2 к Контракту), о чем составлен акт несоответствия поставленного Товара по исполнению Контракта от 16.10.2023, а именно:
1. Цвет мешков: поставлены серые мешки, по условиям Контракта требовались голубые.
2. Толщина, группа прочности: поставлены бытовые тонкие мешки.
3. Общее количество: поставлено 8000 шт., по условиям Контракта - 20 000 шт.
Согласно п. 3.1 Контракта поставка Товара осуществляется единовременно в соответствии с условиями Контракта по количеству и качеству Товара, определённом описанием объекта закупки и спецификацией.
В связи с вышеизложенным, на основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 4.4.7 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
07.11.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Изделия медицинского назначения" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 21.11.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседание Комиссии УФАС Участник представил письменные пояснения, в которых указал, что, действуя добросовестным образом, ООО "Изделия медицинского назначения" незамедлительно, после признания его победителем закупки, приступило к исполнению обязательств, в связи с чем, заказало и оплатило медицинские изделия, предусмотренные Контрактом.
Согласно Спецификации (Приложение N 1 к Контракту) страной происхождения Товаров является Российская Федерация.
Однако, по причине возросшего спроса на продукцию, а также срыва сроков поставки оборудования, оснастки и комплектующих со стороны как зарубежных, так и отечественных поставщиков, возник дефицит мешков мусорных российских производителей, что неизбежно привело к задержке сроков исполнения обязательств по Контракту.
Одновременно, понимая, что Участником допускается просрочка поставки Товара по указанным выше причинам, ООО "Изделия медицинского назначения" изыскало дополнительные источники и 13.10.2023 организовало срочную отгрузку Товара на общую сумму 223 208,90 рублей, что составляет 100 % исполнения Контракта, и подтверждается товарной накладной N 303 от 13.10.2023.
Действуя добросовестным образом, Участник незамедлительно приступил к формированию поставок в адрес Заказчика, однако, по причинам независящим от ООО "Изделия медицинского назначения" произошла задержка доставки Товара, о чем было сообщено Заказчику посредством электронной почты и Почты России в письмах N 40 от 23.08.2023 и N 108 от 15.09.2023.
14.08.2023 Участник известил Заказчика, что Товар заказан и оплачен.
21.08.2023 ООО "Изделия медицинского назначения" направило Заказчику письмо посредством электронной почты о том, что Товар находится на изготовлении у завода и поедет напрямую от производителя.
31.08.2023 из информации от завода-изготовителя Участнику стало известно, что Товар готов к поставке. ООО "Изделия медицинского назначения" оплатило счет и известило Заказчика.
05.09.2023 от ООО "Микрон" в адрес Участника поступила информация, что Товар не изготовлен, предполагаемые сроки - 7 дней. Данная информация была доведена до Заказчика.
15.09.2023 ООО "Изделия медицинского назначения" направило в адрес Заказчика посредством электронной почты и Почты России официальное письмо N 108 с гарантией исполнения Контракта 03.10.2023 и приложением письма от поставщика ИП Никтиной Л.B.
27.09.2023 Участник направил Заказчику переписку с заводом-изготовителем ООО "Микрон" о сроках поставки Товара, в которой завод поставил срок 29.09.2023.
13.10.2023 ООО "Изделия медицинского назначения" посредством электронной почты известило Заказчика об отгрузке Товара, предоставив трек- номер для отслеживания груза.
16.10.2023 Заказчик разместил на Официальном сайте акт несоответствия поставленного Товара.
25.10.2023 Участник направил накладную на возврат.
26.10.2023 Заказчик запросил дату и время прибытия Транспортной компании для забора груза.
27.10.2023 Участник направил письмо Заказчику, в котором указал, что был уверен в верном количестве направленного Товара, завод-изготовитель дезинформировал ООО "Изделия медицинского назначения". В этот же день Участник попросил Заказчика рассмотреть возможность расторжения Контракта по соглашению сторон.
30.10.2023 ООО "Изделия медицинского назначения" повторно описало ситуацию с недобросовестным исполнением договора заводом ООО "Микрон", еще раз попросив рассмотреть возможность расторжения Контракта по соглашению сторон. При этом, Участник признал свою вину и готов был оплатить штрафы.
07.11.2023 Заказчику в очередной раз было предложено заключить дополнительное соглашение о расторжении Контракта с выплатой штрафа в размере 10 % от суммы Контракта. Ответа на вышеуказанные письма не в адрес Участника поступило.
07.11.2023 Заказчик разместило односторонний отказ от исполнения Контракта на Официальном сайте.
08.11.2023 Участник изыскал дополнительных поставщиков и организовал отгрузку Товара на всю сумму Контракта.
08, 10, 13, 16 ноября ООО "Изделия медицинского назначения" в письмах по электронной почте запрашивало у Заказчика информацию о готовности принять Товар.
16.11.2023 Заказчик ответил, что в поставке по Контракту не нуждается.
17.11.2023 Заказчик известил Участника о том, что принято решение расторгнуть Контракт в одностороннем порядке, приемку Товара производить не будет.
17.11.2023 Товар прибыл на терминал в Санкт-Петербурге, о чем Заказчик был извещен. Ответа в адрес Участника не поступило.
В силу п. 3.6 Контракта не позднее 5 (пяти) рабочих дней после получения от Поставщика документов, указанных в настоящем разделе Контракта Заказчик осуществляет приемку Товара по количеству единиц Товара, упаковок Товара, комплекту, явным видимым повреждениям упаковки и качеству Товара.
Согласно п. 4.3.5 Контракта Заказчик обязан обеспечить своевременную приемку поставленного Товара, соответствующего условиям Контракта, в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, провести экспертизу поставленного Товара для проверки его соответствия условиям Контракта в соответствии с Законом о контрактной системе и Контрактом".
А так же в соответствии с пп. "б" п. 13, ст. 95 Закона о контрактной системе после подписана членами приемочной комиссии в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта документа о приемке или мотивированного отказа от подписания документа о приемке заказчик подписывает документ о приемке или мотивированный отказ от подписания документа о приемке усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика,и размещает их в единой информационной системе. Если члены приемочной комиссии в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта не использовали усиленные электронные подписи и единую информационную систему, заказчик прилагает подписанные ими документы в форме электронных образов бумажных документов.
Однако, в нарушение указанного выше пункта Контракта и требования Закона о контрактной системе Заказчик свои обязанности не исполнил. Вместе с тем мотивированный отказ от приемки Товара на Официальном сайте не был размещен Заказчиком.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Изделия медицинского назначения" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что ООО "Изделия медицинского назначения" предпринимало активные действия, направленные на исполнение Контракта, однако ввиду сложившейся ситуации не смогло исполнить Контракт в соответствии с его условиями.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что Участником предпринимались все возможные меры для исполнения Контракта, а включение сведений в отношении ООО "Изделия медицинского назначения" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Изделия медицинского назначения", (ИНН: 5904403884), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 ноября 2023 г. N РНП-78-1672/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.12.2023