Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей:
СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 25 Невского района" (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС;
ООО "Инженерно-Архитектурная студия" (далее - Участник, Подрядчик): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС; представил письменные пояснения,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 30351-ЭП/23 от 22.11.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на разработку ПСД на капитальный ремонт фасада (извещение N 0372200113122000055),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 17.06.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на разработку ПСД на капитальный ремонт фасада (извещение N 0372200113122000055) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 468 375,79 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.07.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Инженерно-Архитектурная студия".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Инженерно-Архитектурная студия" заключен государственный контракт N 0372200113122000055 от 14.07.2022 на сумму 466 033,91 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 7.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в соответствии с ч. 2 ст. 407 ГК РФ и ч. 2 ст. 450.1 ГК РФ, ст. 95 Закона о контрактной системе и потребовать возмещения причиненных убытков в случае следующих существенных нарушений Подрядчиком условий настоящего Контракта:
- Подрядчик не приступил к исполнению Контракта или оказывает услуги настолько медленно, что окончание к сроку становится явно невозможным;
- если отступления в выполняемых работах от условий Контракта или иные недостатки в их результате в установленные Заказчиком сроки не были устранены Подрядчиком, либо являются существенными и неустранимыми;
- если по результатам экспертизы выполненных работ, отдельного этапа работ в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий Контракта, действующих строительных норм и правил.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 09.11.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Инженерно-Архитектурная студия".
На заседание Комиссии УФАС Заказчик представил сведения, согласно которым в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по разработке ПСД на капитальный ремонт фасада (далее - Работы) в течение 80 рабочих дней с момента подписания сторонами Контракта акта передачи объекта для выполнения работ (п. 3.2 Контракта).
Датой окончания выполнения Работ по Контракту является дата размещения Заказчиком в соответствии с п. 6 ч. 13 ст. 94 Закона о контрактной системе документа о приемке выполненных работ в единой информационной системе в сфере закупок в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Подрядчик.
Акт передачи объекта для выполнения работ был подписан сторонами Контракта 22.07.2022. Таким образом, дата окончания выполнения Работ - 11.11.2022.
Однако по состоянию на 11.11.2022 Работы Подрядчиком выполнены не были.
Между Заказчиком и Подрядчиком было заключено дополнительное соглашение от 06.12.2022 N 1, на основании которого стороны Контракта приняли решение внести изменения в раздел "3.СРОКИ КОНТРАКТА":
3.1. Настоящий Контракт считается заключенным в день размещения Контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, в единой информационной системе в соответствии с ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе и действует до 31.12.2022. Прекращение срока действия Контракта не влечет прекращение обязательств, принятых на себя сторонами при его исполнении. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращение обязательств сторон по Контракту, включая исполнение гарантийных обязательств.
Подрядчику неоднократно указывалось на существенное отставание в выполнении Работ (исх. N 1144 от 11.11.2022, исх. N 1155 от 14.11.2022, исх. N 1167 от 16.11.2022, исх. N 1246 от 13.12.2022, исх. N 1308 от 26.12.2022, исх. N 69 от 27.01.2023, исх. N 79 от 30.01.2023, исх. N 123 от 14.02.2023, исх. N 197 от 03.03.2023, исх. N 326 от 04.04.2023).
По состоянию на 09.11.2023 Подрядчиком не были исполнены обязательства по Контракту. Просрочка исполнения обязательств составила 364 дней, сумма пени - 84 818,17 рублей.
В связи с необоснованным и существенным нарушением Подрядчиком сроков выполнения Работ, Заказчик пришел к выводу, что окончание Работ к сроку стало невозможно и очевидно, что Работы не будут выполнены надлежащим образом.
На основании вышеизложенного Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 7.4 Контракта, ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
09.11.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Инженерно-Архитектурная студия" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 21.11.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседание Комиссии УФАС Участник представил письменные пояснения, в которых указал, что ООО "Инженерно-Архитектурная студия" действовало добросовестно и было заинтересовано в исполнении Контракта, что, помимо прочего, подтверждается неоднократными попытками сдать результат выполненных Работ, который соответствовал условиям Контракта, на согласование. Добросовестно исполняя принятые на себя Контрактом обязательства, Участник четырежды осуществлял действия, направленные на согласование в КГА выполненных Работ, что подтверждается соответствующими документами, и четырежды получал незаконный и необоснованный отказ от приемки выполненных Работ несмотря на то, что выполненные Работы полностью соответствовали Приложению N 1 к Контракту "Техническое задание".
Решение Заказчика Участник не считает законным и обоснованным ввиду следующего.
Участник неоднократно связывался с Заказчиком, предоставляя объяснения и иные доказательства того, что предлагаемые выполненные Работы полностью соответствуют требованиям Приложения N 1 к Контракту. Так, от КГА Заказчику было направлено информационное письмо с подробным разъяснением по каждому из пунктов отказа. При повторной попытке согласования выполненных Работ в КГА, КГА снова отказался от приемки согласовывать выполнение Работ, и указал те же причины отказа.
Для урегулирования сложившейся ситуации Участник посредством телефонной связи связался с Заказчиком и изложил свои доводы по каждому из пунктов замечаний от КГА, просил оказать содействие, направленное на приемку документации, которая полностью соответствовала требованиям Приложения N 1, Приложения N 2 к Контракту.
Так же согласно письменным пояснения Участника, причины отказа КГА от приемки выполненных Работ, изложенные в извещение на портале государственных услуг, являются незаконными и необоснованными.
На основании Технического задания Приложения N 1 и Приложения N 2 к Контракту Участником был выполнен выезд на объект для обследования и обмерных работ входной группы и фасада здания. На основании обмерных работ, обследования конструкций, фотофиксации и пожеланий Заказчика Участником была разработана проектная документация, которая была направлена на проверку Заказчику и согласована им.
Заявление по согласованию проекта благоустройства фасада было направленно на официальном сайте портала государственных услуг по Санкт-Петербургу. Комитет по градостроительству и архитектуре после проверки проектной документации ответил отрицательным решением.
Участник неоднократно просил Заказчика об изменении технического задания из-за некорректного его изложения, что и послужило отказом КГА. Техническое задание Приложение N 1 и Приложение N 2 к Контракту друг другу противоречат.
Заказчик отвечал Участнику, что не может изменить техническое задание, а также рекомендовал связаться с техническим надзором для решения сложившейся ситуации.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Инженерно-Архитектурная студия" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что ООО "Инженерно-Архитектурная студия" предпринимало активные действия, направленные на исполнение Контракта, однако ввиду сложившейся ситуации не смогло исполнить Контракт в соответствии с его условиями. Указанное подтверждается представленной на заседание Комиссии УФАС перепиской с Заказчиком и техническим надзором.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что Участником предпринимались все возможные меры для исполнения Контракта, а включение сведений в отношении ООО "Инженерно-Архитектурная студия" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Инженерно-Архитектурная студия", (ИНН: 9722006618), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 ноября 2023 г. N РНП-78-1673/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.12.2023