Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
СПб ГБУ "Дирекция по управлению гостиничным и ресторанным комплексом" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "Медицинский центр "МЕДВИР" (далее - Участник, Исполнитель): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 30474-ЭП/23 от 23.11.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по проведению периодических и предварительных медицинских осмотров (извещение N 0372200161923000038),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 20.07.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на оказание услуг по проведению периодических и предварительных медицинских осмотров (извещение N 0372200161923000038) (далее - Запрос котировок).
Максимальное значение цены контракта - 1 300 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.07.2023 N ИЗК1 (далее - Протокол) победителем Запроса котировок признано ООО "Медицинский центр "МЕДВИР".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Медицинский центр "МЕДВИР" заключен государственный контракт N 226-89/2023 от 03.08.2023 на сумму 1 300 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.5 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 10.11.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Медицинский центр "МЕДВИР".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по проведению предварительного и периодического медицинского осмотра (далее - Услуги).
Согласно п. 3.3.3 Технического задания (Приложение N 1 к Контракту), не позднее чем, через 30 дней после завершения основного периодического медицинского осмотра Исполнителем предоставляется заключительный акт Заказчику с обобщёнными результатами проведённого периодического медосмотра. Данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки (п. 2.2.2 Раздела 2 Технического задания).
Основной периодический медицинский осмотр был проведен 28.08.2023 и 04.09.2023.
Письмом от 02.10.2023 N 01-08-1235/23-0-0 Заказчик уведомил Исполнителя о необходимости предоставить заключительный акт с обобщенными результатами проведенного периодического осмотра в срок до 04.10.2023.
В нарушение принятых на себя обязательств заключительный акт в установленный Контрактом срок Исполнителем представлен не был.
Письмом от 09.10.2023 N 01-08-1256/23-0-0 Заказчик повторно уведомил Исполнителя о необходимости исполнения своих обязательств по Контракту, в связи с чем,
09.10.2023 Исполнителем был представлен заключительный акт в отношении 74 сотрудников Заказчика, прошедших основной периодический медицинский осмотр.
Медицинские книжки работников Заказчика с соответствующими отметками переданы небыли.
Заключительный акт в отношении сотрудников Заказчика, прошедших периодический медицинский осмотр в период с 04.09.2023 по 09.10.2023 Исполнителем представлен не был.
Гарантийным письмом от 11Л0.2023 N Г-1 Исполнитель, сообщил, что обязательства по Контракту в части представления заключительного акта с обобщёнными результатами проведённого периодического медосмотра, прошедших медицинский осмотр после 04.09.2023, а также в части оформления всех медицинский книжек на всех сотрудников, в том числе новых личных медицинский книжек (для сотрудников, прошедших медицинский осмотр с 28.08.2023) в количестве 108 шт. будут исполнены в срок до 27.10.2023.
20.11.2023 Исполнителем сформирован и размещен в ЕИС документ о приемке оказанных услуг по Контракту N226-89/2023 от 03.08.2023. Как следует из сформированного документа, Исполнителем оказаны услуги по проведению периодических медосмотров в отношении 108 сотрудников Заказчика.
Между тем, в рамках исполнения обязанностей по Контракту, Исполнителем представлен заключительный акт по результатам проведенного периодического осмотра (обследования) от 04.10.2023, только в отношении 74 сотрудников Заказчика, в то время, как 21.11.2023 Заказчиком получено всего 48 личных медицинских книжек сотрудников Заказчика с записями о прохождении периодического медицинского осмотра.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 9.5 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 10.11.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 22.11.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
В соответствии с условиями пункта 2.1.11 Технического задания (Приложение N 1 к Контракту), периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам (далее - поименные списки), с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ, предусмотренных приказом Минздравсоцразвития России.
В соответствии с условиями пункта 2.1.12 Технического задания (Приложение N1 к Контракту), поименные списки составляются и утверждаются Заказчиком и не позднее чем за 2 (два) месяца до согласованной с Исполнителем датой начала проведения периодического осмотра направляются Заказчиком в медицинскую организацию Исполнителя.
Вышеуказанные списки были направлены Заказчиком Участнику в следующие сроки:
- 24.08.2023 - 72 человека, из них 52 на периодический осмотр:
- 04.09.2023 - 141 человек, из них 115 на периодический осмотр;
- 04.10.2023 - 134 человека:
- 09.10.2023 - 134 человека.
В большинстве списков, в нарушение условий пункта 2.1.11 Технического задания (Приложение N 1 к контракту), не указаны вредные (опасные) производственные факторы, о чем неоднократно сообщалось ответственному представителю Заказчика.
В связи с вышесказанным. Участник не смог согласовать с Заказчиком календарный план проведения периодического осмотра. Медицинские осмотры проводились по факту прихода работников в медицинскую организацию.
В соответствии с условиями пункта 2.1.11 Технического задания (Приложение N 1 к Контракту), Исполнителем предоставляется заключительный акт Заказчику с обобщённым и результатами и проведённого периодическою медосмотра. Учитывая отсутствие полных данных по вышеуказанным спискам работников даже на дату одностороннего отказа Заказчика. Участник не имел возможности получить достоверную информацию о точном количестве работников, которые обязаны пройти периодический осмотр.
Все пришедшие работники Заказчика (108 человек) прошли медицинские осмотры в полном объеме. В своем информационном письме от 23.11.2023 Заказчик указывает, что ему были переданы 48 медицинских книжек работников, однако по условиям пункт 2.2.5 Технического задания (Приложение N 1 к Контракту) медицинская книжка может быть выдана на руки самому работнику, что и было сделано Участником в отношении некоторых работников, оставшиеся медицинские книжки были переданы Заказчику 27.11.2023.
Также в вышеуказанном информационном письме Заказчик указывает на якобы допущенные Участником нарушения при оформлении медицинских книжек, однако факт нарушения не зафиксирован в акте, который должен был быть составлен комиссией Заказчика.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Медицинский центр "МЕДВИР" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "Медицинский центр "МЕДВИР" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Медицинский центр "МЕДВИР" (ИНН: 7838095155), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 ноября 2023 г. N РНП-78-1679/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2023