Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУК "Петербург-концерт" (далее - Заказчик):
ООО "А-ЭКСПЕРТ" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 30349-ЭП/23 от 22.11.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение обмерных работ и работ по разработке проектно-сметной документации (в том числе проведение историко-культурной экспертизы) для выполнения работ по устройству гидроизоляции стен подвала, благоустройству дворовой территории и капитальному ремонту инженерных сетей в здании объекта культурного наследия федерального значения "Дом Ильиных (Кочневой О.А.)" (извещение N 0372200268521000010),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 15.11.2021 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение обмерных работ и работ по разработке проектно-сметной документации (в том числе проведение историко-культурной экспертизы) для выполнения работ по устройству гидроизоляции стен подвала, благоустройству дворовой территории и капитальному ремонту инженерных сетей в здании объекта культурного наследия федерального значения "Дом Ильиных (Кочневой О.А.)" (извещение N 0372200268521000010) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 7 769 829,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 02.12.2021 N 0372200268521000010-3 победителем Аукциона признано ООО "А-ЭКСПЕРТ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "А-ЭКСПЕРТ" заключен государственный контракт N 0372200268521000010 от 13.12.2021 (далее - Контракт) на сумму 3 226 442,65 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 7.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 24.08.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, заключенного с ООО "А-ЭКСПЕРТ".
Ввиду устранения Участником нарушения условий Контракта, послужившего основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, Заказчик 07.09.2023 отменил не вступившее в законную силу решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Однако 08.11.2023 Заказчик повторно принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение).
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить обмерные работы и работы по разработке проектно-сметной документации (в том числе проведение историко-культурной экспертизы) для выполнения работ по устройству гидроизоляции стен подвала, благоустройству дворовой территории и капитальному ремонту инженерных сетей в здании объекта культурного наследия федерального значения "Дом Ильиных (Кочневой О.А.)" (далее - Работы), расположенного по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 41, лит. А (далее - Объект), в срок, с даты заключения Контракта по 30.06.2022.
Сроки отдельных этапов определены сторонами Контракта Графиком выполнения этапов и финансирования работ (Приложение N 4 к Контракту) (п. 2.2 Контракта).
Работы, предусмотренные Контрактом, Подрядчик обязался выполнять в соответствии со Сметой (Приложение N 2 к Контракту), Техническим заданием (Приложение N 3 к Контракту), Графиком выполнения этапов и финансирования работ (Приложение N 4 к Контракту), а также иными условиями Контракта.
Техническим заданием к Контракту сторонами Контракта предусмотрены Требования к Проекту, Требования к комплексным научным исследованиям, к проектной и рабочей документации, Требования к конструктивным решениям и материалам конструкций, Требования к архитектурным решениям, Требования к разработке сметной документации.
Помимо названных требований Техническим заданием к Контракту предусмотрен состав необходимой разрабатываемой документации, а также необходимость выполнения историко-культурной экспертизы с последующим согласованием разработанной проектной документации в Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП).
Согласно Графику выполнения этапов и финансирования работ сторонами Контракта предусмотрено исполнение Контракта в два этапа:
Этап 1: Инженерно-геологические изыскания; Обследование зданий и проект гидроизоляций; Обследование и проект благоустройства; Проведение комплексных научных исследований и проект реставрации и приспособления. Срок выполнения - до 25.12.2021. Стоимость - 2 848 948, 86 рублей.
Этап 2: Получение положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы (далее - ГИКЭ). Получение согласования проектной документации в КГИОП на основании положительного заключения ГИКЭ. Срок выполнения - с 25.12.2021 по 30.06.2022. Стоимость - 377 493,79 рублей.
Общий срок выполнения Работ - до 30.06.2022.
Таким образом, результат выполненных Работ должен быть в виде выполненных обмерных работ и работ по разработке проектно-сметной документации (в том числе проведение историко-культурной экспертизы) для выполнения работ по устройству гидроизоляции стен подвала, благоустройству дворовой территории и капитальному ремонту инженерных сетей в здании объекта культурного наследия федерального значения "Дом Ильиных (Кочневой О.А.)", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 41, лит. А, согласованной в КГИОП на основании положительного заключения ГИКЭ.
Работы по Этапу 1 оплачены Заказчиком в полном объеме в сумме 2 848 948, 86 рублей.
На момент принятия решения Заказчиком об отказе от исполнения Контракта в одностороннем порядке Участником принятые на себя обязательства не выполнены. С момента нормативного срока окончания выполнения Работ прошло более 15 месяцев.
Изложенное указывает на значительное превышение сроков выполнения Работ, что свидетельствует о невозможности исполнения обязательств Участником в порядке, предусмотренным Контрактом.
Факт неисполнения Участником Контракта подтверждается также Письмом КГИОП исх. N 01-43-22461/23-0-1 от 26.09.2023, в котором указано, что Участнику дважды отказано в согласовании проектной документации КГИОП, один раз Участник сам отозвал поданную на согласование проектную документацию, после чего повторно Участник проектную документацию на согласование в КГИОП не представил.
В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ, если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
На основании вышеизложенного Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
08.11.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "А-ЭКСПЕРТ" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 21.11.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что по не зависящим от ООО "А-ЭКСПЕРТ" причинам, ООО "А-ЭКСПЕРТ" не смогло в установленный в Контракте срок получить согласование проектной документации в КГИОП, в связи с чем, между Заказчиком и Участником было достигнуто соглашение о продлении сроков исполнения Этапа 2 Работ по Контракту до 31.12.2023, что подтверждается гарантийным письмом Участника исх. N АЭ 426 от 07.09.2023.
Кроме того, Заказчик извещением N 01-07/358 от 28.08.2023 отменил свое же раннее вынесенное решение об односторонним отказе от исполнения контракта, в связи с устранением нарушений условий Контракта Участником, в срок до 07.09.2023.
В дальнейшем, Участник подготовил всю необходимую документацию и подал пакет документов на согласование в КГИОП, что подтверждается регистрационным номером пакета документов от 08.11.2023 N 01-24-2936/23-0-0, размещенном на официальном сайте Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, размещенном в сети интернет. При этом срок рассмотрения обращения указан 29.11.2023
08.11.2023 исх. N 01-07/506 Заказчик направил в адрес Участника Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Вместе с тем помимо указанных выше обстоятельств, действий Участника, направленных как на продление срока действия Контракта, так и на исполнение Контракта (подача подготовленного пакета документов в КГИОП для завершения Этапа 2 и, соответственно, полного исполнения Контракта), Участник одновременно с исполнением Контракта пытался урегулировать возникшие разногласия с Заказчиком (письмо ООО "А-ЭКСПЕРТ" N АЭ532 от 13.11.2023).
Таким образом, представитель Участника полагает, что:
- в настоящее время Участником выполнены обязательства по Контракту и после согласования подготовленной документации в КГИОП, Контракт будет исполнен полностью;
- Участником приняты исчерпывающие меры к исполнению Контракта, что подтверждается принятием Заказчиком Этапа 1 (из двух) работ, и совершены действия, направленных на полное исполнение Контракта;
- доказательства, указывающие на недобросовестное поведение ООО "А-ЭКСПЕРТ" при выполнении Работ по условиям Контракта, Заказчиком не представлены.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "А-ЭКСПЕРТ" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что ООО "А-ЭКСПЕРТ" предпринимало активные действия, направленные на исполнение Контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что Участником предпринимались активные действия для исполнения Контракта, а включение сведений в отношении ООО "А-ЭКСПЕРТ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "А-ЭКСПЕРТ",(ИНН: 7702635332), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 ноября 2023 г. N РНП-78-1671/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2023