Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя СПб ГУСОН "Центр социальной помощи семье и детям Петродворцового района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей Администрации Петродворцового района
Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), ИП Тожибаева З.П. (далее - Заявитель), уведомленных о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 30829-ЭП/23 от 27.11.2023) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации горячего питания (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 10.11.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200005423000167. Начальная (максимальная) цена контракта - 5 002 256, 76 рублей.
В жалобе ИП Тожибаев З.П. указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок по нестоимостному критерию "Квалификация участников конкурса".
Информация, изложенная в жалобе, пояснения Заказчика, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Пунктом 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
При этом, согласно пункту 3 Положения, для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно п.п. 24-25 Положения, для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Из содержания описания объекта закупки следует, что Заказчиком осуществляется закупка услуг общественного питания.
Согласно извещению о проведении закупки, Заказчиком установлен порядок оценки заявок по критерию квалификация участника закупки, который предусматривает, в том числе, следующий порядок:
Наименование критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки, при применении которого устанавливается положение графой 3 |
Положение о применении критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки |
Критерий оценки: "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" |
Оценка заявки (части заявки) по критерию оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому показателю оценки, умноженного на значимость соответствующего показателя оценки. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов. |
Показатель оценки: "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" |
Оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов. |
Детализирующий показатель оценки: "Общее количество исполненных участником закупки договоров" |
Предмет договора (договоров), оцениваемого по показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя): оказание услуг по организации горячего питания Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта: - исполненный договор (договоры); - акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров). К оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).*(1) Последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ. К оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем вторым настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. Предельное максимальное значение показателя оценки: 20 шт. Цена каждого предоставленного договора должна быть не менее чем 30 % от НМЦК по настоящей закупке. |
Детализирующий показатель оценки: "Наличие у участника закупки материальных ресурсов" |
Показателем "Наличие у участника закупки материальных ресурсов" является наличие комплекса собственных или арендованных материально-технических ресурсов, необходимых для оказания услуг: Значениями по данному показателю являются: - наличие собственных или арендованных автотранспортных средств. Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки материальных ресурсов: - копии следующих документов (копии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 (при наличии указанных объектов в собственности) или копии договоров аренды (лизинга), копии договоров безвозмездного пользования, копии договоров субаренды с приложением актов, копия паспорта транспортного средства, копия свидетельства о регистрации транспортного средства.
В случае выявления в представленных документах, даже в одном из них, недостоверной информации, начисление баллов по данному показателю не производится. |
Анализ указанной части порядка оценки заявок свидетельствует о том, что, как верно указал Заявитель в своей жалобе, в нарушение требований Положения Заказчиком установлено необоснованное требование к цене контрактов, представляемых в качестве подтверждения квалификации участника закупки, которая должна быть не менее 30% от НМЦК, в том числе, с учётом того, что Заказчиком не использованы такие показатели оценки, как: общая цена исполненных участником закупки договоров; наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Такое требование лишает возможности предоставления контрактов с незначительно меньшей ценой, при этом, количество контрактов у отдельного участника закупки может быть значительно выше, нежели у участника закупки, имеющего меньшее количество контрактов, но стоимость которых удовлетворяет требованию Заказчика.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что в указанной части установленный Заказчиком порядок оценки заявок на участие в конкурсе также не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, что является нарушением п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. При этом, Комиссия УФАС отмечает, что Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих, что указанное нарушение повлияло на его права и законные интересы.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия УФАС приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований для выдачи предписания об устранении выявленного нарушения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Тожибаева З.П. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
-------------------------------------------
*(1) В случае, если производится закупка оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций, то указывается "исполненного договора (договоров), предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций"., при этом перечень документов излагается в следующем виде: - исполненный договор (договоры);
- акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).
К оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры).
Последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
К оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем вторым настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Предельное максимальное значение показателя оценки: 20 шт.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 декабря 2023 г. N 44-5055/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2023