Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Администрации Калининского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик): ;
ООО "Современные технологии сервиса" (далее - Заявитель):;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 30852-ЭП/23 от 27.11.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по уборке помещений и прилегающей территории администрации Калининского района Санкт-Петербурга (извещение N 0172200004323000286) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 11.11.2023 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200004323000286.
Начальная (максимальная) цена контракта - 12 610 427,28 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились: в неверном выборе способа определения поставщика, в установлении ненадлежащих требований к составу заявки на участие, в нарушении правил описания объекта закупки, в размещении в ЕИС недостоверной информации.
Заказчик считает жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно ч. 6 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.
Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р установлен перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень).
Комиссия УФАС отмечает, что Закон о контрактной системе и иное федеральное законодательство или законодательство субъекта РФ не содержат положений, ограничивающих возможность Заказчика в самостоятельном определении кода ОКПД проводимых закупок.
Так же, Закон о контрактной системе не регламентируют правила отнесения тех или иных товаров, работ или услуг к конкретному коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности.
Таким образом, Заказчик, определяя коды ОКПД, должен указывать наиболее подходящие по предмету закупки.
При этом, не допускается выбор Заказчиком кода по ОКПД 2 с целью изменения способа определения поставщика или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть в случае указания неверного кода.
В составе жалобы Заявитель указывает на то, что в объект закупки включены услуги, относящиеся к коду ОКПД 2 81.22.11 "Услуги по мытью окон", 81.21.10 Услуги по общей уборке зданий", 96.01.19 "Услуги по чистке текстильных изделий прочие", в следствии чего, по мнению заявителя, заказчик обязан был проводить открытый электронный аукцион.
В силу ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы по существу.
Из возражений Заказчика следует, что объектом закупки является оказание услуг по ежедневной комплексной уборке помещений и прилегающей территории, и указанные Заявителем по жалобе коды ОКПД2 в полной мере не соответствует объекту закупки и не отвечает потребностям Заказчика.
Услуги, входящие в состав объекта закупки, дополняют и совмещают друг друга; оказание всех услуг одним Исполнителем позволит добиться более качественного результата.
Определение кода ОКПД 2 в соответствии с законодательством о контрактной системе, а также в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.09.2019 N 1279 "Об установлении порядка формирования, утверждения планов-графиков закупок, внесения изменений в такие планы-графики, размещения планов-графиков закупок в единой информационной системе в сфере закупок, особенностей включения информации в такие планы-графики и требований к форме планов-графиков закупок и о признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации" является правом Заказчика.
Выбранный Заказчиком код ОКПД 2 81.29.19.000 не включен в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р.
Таким образом, Заказчик вправе осуществить определение исполнителя указанных услуг путем проведения открытого конкурса в электронной форме с учетом требований Закона о контрактной системе.
Аналогичная позиция Министерства финансов России, изложена в Письме от 09.06.2017 N 24-03-08/36404. Как указано в Письме, Перечень содержит наименования объектов закупок, кодов ОКПД2, заказчики для цели выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) самостоятельно определяют код ОКПД2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки в области применения.
Согласно ч. 2. ст. 106 Закона о контрактной системе лица, имеющие право действовать от имени участника закупки, подавшего жалобу, от имени субъекта (субъектов) контроля, действия (бездействие) которого (которых) обжалуются, вправе участвовать в рассмотрении жалобы по существу, в том числе с использованием систем видео-конференц-связи при наличии в контрольном органе в сфере закупок технической возможности осуществления видео-конференц-связи.
В силу ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Ни в доводах жалобы, ни на заседании Комиссии УФАС Заявитель надлежащих доказательств, подтверждающих обоснованность довода не представил, в связи с чем довод жалобы не находит своего подтверждения и признается необоснованным.
2. В силу п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, при: проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей
Согласно ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
В соответствии с Извещение об осуществлении закупки Заказчиком установлено преимущество в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что в нарушение положений Закона о контрактной системе Заказчиком не установлено требование о необходимости предоставления в составе заявки на участие в закупке документов и сведений, предусмотренных п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пп."л" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать информацию и документы об участнике закупки, в том числе декларацию о принадлежности участника закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления преимущества, предусмотренного ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 43 Закона о контрактной системе информация и документы, предусмотренные пп."а" - "л" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие информация и документы в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки путем информационного взаимодействия с единой информационной системой.
Электронным документом "Приложение_3_-_Требования_к_содержанию,_составу_заявки_Уборка_кабинетов. docx" к извещению об осуществлении закупки предусмотрены требования к составу заявки.
Между тем, в вышеуказанном Электронном документе Заказчикос не установлено, что заявка на участие в закупке должна содержать декларацию о принадлежности участника закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям.
Учитывая вышеизложенное, в действиях Заказчика содержится нарушение п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении требования к содержанию заявок участников закупки, предусмотренного пп. "л" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
3. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание объекта закупки предусмотрено электронным документом "Приложение_1_-_описание_объекта_закупки_Уборка_кабинетов_13.11.2023 .docx".
Вышеуказанным документом предусмотрено условие, согласно которому при оказании услуг исполнитель обязан соблюдать требования:
- Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18.12.1998 года N51 "Об утверждении правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты";
- ГОСТ 12.0.004-2015 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения;
- Правила противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановлением правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390);
- "Типовые нормы выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики (Утвержден постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 30.12.1997 г. N 69);
- Федеральный закон N 181-ФЗ от 17.07.1999 "Об основах охраны труда в РФ и "Рекомендациям Министерства труда и социального развития РФ".
На заседании Комиссии установлено, что вышеуказанные нормативные акты, утратили силу.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, нарушают п.1 ч.2 ст.42 (п.2 ч.1 ст.33) Закона о контрактной системе.
4. Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.
Пункт 2.2. раздела 2 Проекта контракта установлено:
"- срок прибытия сотрудников Исполнителя для оказания услуг в случаях, не предусмотренных в Приложении N 4 к контракту - в течение 3 часов с момента подачи Заказчиком заявки.".
При этом, в соответствии с разделом III Порядок и условия оказания услуг Приложения N2 к Контракту установлено:
"- срок прибытия сотрудников Исполнителя для оказания услуг в случаях, не предусмотренных в Приложении N 4 к контракту - в течение 1 часа с момента подачи Заказчиком заявки."
Из возражений Заказчика следует, что в рассматриваемой части была допущена техническая ошибка.
Исходя из изложенного, Комиссией УФАС усматривает в действиях Заказчика нарушение ч.3 ст.7 и п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
5. Пунктом 2.3. раздела 2 Проекта контракта установлено:
"Исполнитель выставляет счета за фактически оказанные услуги Заказчику в течение 10 (десяти) рабочих дней".
В соответствии с пунктом 5.1. установлено:
"Исполнитель в срок не более 5 рабочих дней с даты окончания услуг за месяц формирует в единой информационной системе в сфере закупок, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Исполнителя, и размещает в единой информационной системе документ о приемке, содержащий информацию, указанную в пункте 1 части 13 статьи 94 Закона N 44-ФЗ.
К документу о приемке прилагаются: счет, счет-фактура (при необходимости)."
По мнению Заявителя, проект контракта в рассматриваемой части содержит существенные противоречия.
Из возражений Заказчика следует, что в п. 2.3 Проекта контракта говорится про печатную форму документов, а в п. 5.1 Проекта контракта говорится про формирование в ЕИС документа о приемке.
Заявитель надлежащих доказательств, подтверждающих обоснованность довода не представил, в связи с чем довод жалобы не находит своего подтверждения и признается необоснованным.
5. Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 31, 42, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Современные технологии сервиса" обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.3 ст.7,п.1 ч.2 ст.42 (п.2 ч.1 ст.33), п. 3 ч. 2 ст. 42, п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе
3. Выдать Заказчику, его комиссии по осуществлению закупок и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении членов конкурсной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 декабря 2023 г. N 44-5077/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2023