Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБОУ СОШ N 310 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "ЧЕБ-ПРОЕКТ" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 30689-ЭП/23 от 24.11.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт системы электроснабжения в ГБОУ школа N 310 "Слово" Фрунзенского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, проспект Славы, дом 35, корпус 2, литер А в 2023 году (извещение N 0372200157423000009),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 04.05.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт системы электроснабжения в ГБОУ школа N 310 "Слово" Фрунзенского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, проспект Славы, дом 35, корпус 2, литер А в 2023 году (извещение N 0372200157423000009) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 205 189,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.05.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ЧЕБ-ПРОЕКТ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ЧЕБ-ПРОЕКТ" заключен государственный контракт N 03722001574230000090001 от 29.05.2023 (далее - Контракт) на сумму 205 189,00 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 6.5 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в случае нарушения Подрядчиком условий настоящего контракта, в том числе:
6.5.1. Отказа Подрядчика от выполнения работ;
6.5.2. В случае нарушения Подрядчиком срока начала или окончания выполнения работ более чем на 3 календарных дня;
6.5.3. В случае систематического (2-х и более раз) невыполнения или ненадлежащего выполнения Подрядчиком обязательств по Контракту;
6.5.4. Если отступления в выполненной работе от условий Контракта или иные недостатки в ее результате в установленные Заказчиком сроки не были устранены Подрядчиком, либо являются неустранимыми;
6.5.5. В случае отсутствия у Подрядчика членства в саморегулируемой организации, необходимой для исполнения обязательств по Контракту;
6.5.6. В случае нарушения Подрядчиком срока предоставления Заказчику обеспечения гарантийных обязательств по Контракту более чем на 3 календарных дня;
6.5.7. По другим основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 13.11.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ЧЕБ-ПРОЕКТ".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Подрядчик обязался выполнить работы по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт системы электроснабжения в ГБОУ школа N 310 "Слово" Фрунзенского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, проспект Славы, дом 35, корпус 2, литер А (далее - Работы) в течение 150 календарных дней с начала выполнения Работ (начало выполнения Работ: в течение 5 календарных дней с момента подписания Контракта) (п.п. 2.1, 2.2 Контракта).
02.11.2023 в адрес Подрядчика было направлено письмо о нарушении сроков выполнения Работ, ответа на которое не последовало.
По состоянию на 13.11.2023 Работы не были выполнены Подрядчиком. Таким образом, Подрядчик не выполнил Работы в предусмотренный условиями Контракта срок, что является основанием для одностороннего отказа от исполнения Контракта.
Учитывая изложенное, в соответствии с п. 6.5.2 Контракта и на основании п. 1 ст. 450.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации, ч. 9, ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
13.11.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ЧЕБ-ПРОЕКТ" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 24.11.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что 02.06.2023 согласно п. 2.1 Контракта ООО "ЧЕБ-ПРОЕКТ" начало выполнение Работ продолжительностью 150 календарных дней в соответствии с п. 2.2 Контракта, которые должно было окончить в срок до 02.11.2023.
25.10.2023 исх. N 1176 Подрядчик сообщил Заказчику о ходе выполнения Работ по Контракту и уведомил, что Работы выполнены в полном объеме, а также в соответствии с п. 4.3.2 Контракта об обнаружении не зависящих от Подрядчика обстоятельств, которые создали невозможность завершения Работ в срок, а именно: отсутствие ответа от ПАО "Россети Ленэнерго" на обращение N 78 от 12.09.2023.
09.11.2023 исх. N 1181, отвечая на претензию Заказчика от 02.11.2023 N 614-23, Подрядчик, в частности, сообщал, что согласно п. 4.3.1 Контракта Подрядчик обязан выполнить предусмотренные настоящим Контрактом Работы, обеспечив их надлежащее качество в соответствии с заданием на проектирование (Приложение N 1 к настоящему Контракту), сметой Заказчика (Приложение N 2 к настоящему Контракту), не допуская выполнения объемов работ сверх установленной Контрактом стоимости работ.
Затраты на работы и услуги (см. п. 118 Главы VII Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 01.10.2021 г. N 707/пр "Об утверждении методики определения стоимости работ по подготовке проектной документации") согласования разработанной проектной документации с органами государственной власти и органами местного самоуправления, подведомственными им организациями, а также лицами, чьи имущественные интересы затрагиваются при строительстве не предусмотрены сметой (Приложение N 2 к Контракту) и в соответствии с. п. 13.13 Задания на проектирование являются не допустимыми со стороны Подрядчика.
Услуги согласования проектной документации в Филиале ПАО "Россети Ленэнерго" "Кабельная сеть" Заказчик не оплатил.
ООО "ЧЕБ-ПРОЕКТ" представлены полная и исчерпывающая информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий Контракта (п. "в", ч. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации").
Таким образом, по состоянию на 25.10.2023 Подрядчик выполнил работы по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт системы электроснабжения по адресу: Санкт-Петербург, проспект Славы, дом 35, корп. 2, литер А в полном объеме, а Заказчик принял их (письмо от 13.09.2023 N 500-23).
Вместе с тем в отказе КГА указано следующее:
"Пункт 5.1.8.7 Приложения N 3 к Правилам благоустройства - несоответствие проекта благоустройства элементов благоустройства утвержденной электронной форме и составу, установленному настоящим приложением (п.п. 2.3.2, 4.2 Приложения N 3 к Правилам благоустройства, с учетом действующих изменений).
Представленные материалы не дают возможность оценить проектные решения элементов благоустройства на предмет соответствия заданию Комитета архитектурно-градостроительному облику здания и требованиям, установленным Правилами благоустройства".
Согласно полученному заданию КГА N 01-47-18-28502/23 от 08.08.2023 заявителю необходимо разработать проект благоустройства элементов благоустройства, при этом проектирование осуществляется в отношении размещения устройств наружного освещения.
Тогда как предметом (п. 1.1) Контракта является "капитальный ремонт системы электроснабжения", что и было отражено Подрядчиком в переданной проектно-сметной документации на согласование в КГА.
Проектирование благоустройства и его финансирование Контрактом не предусмотрены, о чем Заказчику было известно.
Смета Заказчика (Приложение N 2 к Контракту) рассчитана справочником базовых цен на проектные и изыскательские работы "Нормативы подготовки технической документации для капитального ремонта зданий и сооружений жилищно-гражданского назначения. 2012 г. Таблица N4. Объекты образования, дошкольные учреждения, п.3", с понижающим коэффициентом 0,5.
Пункт 4.1.3 Контракта гласит, что Заказчик по окончании выполнения Подрядчиком Работ обязан организовать и осуществить приемку их результата с участием Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Служба заказчика администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга" (далее - Служба Заказчика)". Однако Заказчик своих обязательств не исполнил.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ЧЕБ-ПРОЕКТ" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что ООО "ЧЕБ-ПРОЕКТ" предпринимало активные действия, направленные на исполнение Контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что учитывая действия ООО "ЧЕБ-ПРОЕКТ", направленные на исполнение Контракта, включение сведений в отношении ООО "ЧЕБ-ПРОЕКТ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ЧЕБ-ПРОЕКТ", (ИНН: 2129022519), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 декабря 2023 г. N РНП-78-1689/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2023