Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
СПБ ГКУ "Городской центр рекламы и праздничного оформления" (далее - Заказчик);
ООО "Рентранс" (далее - Заявитель),
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 30846-ЭП/23 от 27.11.2023) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на (Б-1) Оказание услуг по централизованному оформлению Санкт-Петербурга баннерами, флагами на опорах, стенах зданий, стационарных и перевозных флагштоках, композициями, подвесами и эмблемами на опорах освещения и тросовых конструкциях ко Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 17.11.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0872500000423000074. Начальная (максимальная) цена контракта - 39 727 600,00 рублей.
В жалобе ООО "Рентранс" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении порядка описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей стороны Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров, и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, с другой стороны не ограничить количество участников закупки.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно доводам Заявителя, отсутствует возможность поставить товар, полностью соответствующий требованиям Заказчика по причине того, что в извещении указаны требования к наименованию "Кислородный сенсор", однако, по мнению Заявителя, производителем требуемого к поставке монитора не предусмотрен кислородный сенсор.
В описании объекта закупки Заказчиком к требуемым видам работ и товарам установлены следующие коды ОКПД 2:
32.99.59.000 Изделия различные прочие, не включенные в другие группировки;
43.29.19.190 Работы монтажные прочие, не включенные в другие группировки.
Положениями проекта контракта установлено:
"4.5.23. Подтвердить наличие предоставляемого Исполнителем Оборудования в течение десяти рабочих дней с момента заключения контракта составлением двухстороннего акта осмотра с приложением фотофиксации по согласованию с Заказчиком. Отсутствие у Исполнителя предоставляемого Заказчику Оборудования или нахождение такого Оборудования в неисправном состоянии, при котором использование Оборудования в целях контракта не представляется возможным, является существенным нарушением условий контракта, вследствие которого становится явно невозможно оказание услуг в соответствии со сроками, установленными контрактом, что является основанием для Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 13.8 контракта.
4.5.24. Предоставить по требованию Заказчика в течение трех рабочих дней действующие сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие качество предоставляемого Исполнителем Оборудования. При этом качественные, функциональные и технические характеристики Оборудования должны соответствовать условиям контракта, Технического задания, а также требованиям, которые обычно предъявляются к оборудованию для оказания такого рода услуг."
По мнению Заявителя, Заказчик ограничивает круг участников закупки, требуя оказать услугу по предоставлению оборудования, помимо поставки товара и выполнения работ, и установив необоснованно короткие сроки оказания услуг в рамках отдельных этапов исполнения контракта.
Заказчик в представленном возражении сообщает следующее:
В силу положений статьи 33 Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению соответствующих требований, в том числе в отношении сроков и порядка оказания услуг, которые бы в наибольшей степени удовлетворяли его потребности.
Сроки исполнения отдельных этапов контракта, а также порядок осуществления проверки хода оказания услуг исполнителем определены Заказчиком, исходя из практической целесообразности с учетом особой государственной и общественной значимости подготовки города к мероприятиям, связанным с 80-летием полного освобождения Ленинграда от блокады, и относительно непродолжительных сроков размещения праздничного оборудования.
Условиями закупки не установлено требование о необходимости изготовления такого оборудования силами исполнителя, равно как и не установлены требования о том, что предоставляемое оборудование должно быть новым, не бывшем в употреблении, в ремонте и о его соответствии иным аналогичным критериям. Предоставляемое при оказании услуг оборудование может быть, по усмотрению исполнителя, приобретено им в собственность, получено в аренду либо на ином праве в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, пунктом 4.4.1 проекта контракта установлено, что исполнитель вправе привлекать к исполнению своих обязательств по контракту других лиц с соблюдением положений действующего законодательства Российской Федерации.
Также условиями закупки не предусмотрена передача используемого при оказании услуг оборудования в аренду Заказчику, в частности отсутствует обязанность сторон составлять какие-либо акты приема-передачи такого оборудования. Соответствующие доводы Заявителя не соответствуют фактическим обстоятельствам.
Доводы Заявителя о невозможности исполнения контракта носят исключительно предположительный характер. При этом при подготовке к закупке Заказчиком проведено определение начальной (максимальной) цены контракта посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) с учетом направления потенциальным участникам закупки сведений об объекте планируемой закупки, в том числе о сроках и порядке оказания услуг. Определение начальной (максимальной) цены контракта осуществлено на основании источников ценовой информации, полученных от трех потенциальных исполнителей. Непосредственно на участие в самой закупке подали заявки также трое участников, двум из которых соответствующие запросы ценовой информации Заказчиком ранее не направлялись, что также подтверждает отсутствие каких-либо ограничений конкуренции.
Заявителем, вопреки его собственной позиции, была подана заявка на участие в закупке, что также подтверждает необоснованность доводов, изложенных в жалобе, либо свидетельствует об изначальном отсутствии у Заявителя намерения добросовестно исполнить контракт.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 4 ст. 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В день рассмотрения жалобы по существу участник закупки, подавший жалобу, вправе ее отозвать непосредственно при рассмотрении.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия УФАС отмечает, что подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих доводы Заявителя о том, что Заказчиком нарушены правила описания объекта закупки, а также доказательств, свидетельствующих о предоставлении преимуществ одному из участников закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС не находит достаточных оснований для удовлетворения жалобы заявителя.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Рентранс" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 декабря 2023 г. N 44-5062/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2023