Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
ГБУЗ "Городская больница Святого Великомученика Георгия" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "МЕЛИОР" (далее - Участник, Поставщик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 30865-ЭП/23 от 27.11.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку видеоэндоскопической стойки в комплекте (извещение N 0372200219623000067),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 04.04.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку видеоэндоскопической стойки в комплекте (извещение N 0372200219623000067) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 29 682 645,38 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.04.2023 N ИЭА1 (далее - Протокол) победителем Запроса котировок признано ООО "МЕЛИОР".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "МЕЛИОР" заключен государственный контракт N 319-23 от 28.04.2023 на сумму 29 682 645,38 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 13.7 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 13.11.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "МЕЛИОР".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался поставить видеоэндоскопическую стойку в комплекте (далее - Товар).
В соответствии с п. 5.1 Контракта поставка Товара осуществляется Поставщиком в течение 120 рабочих дней с момента заключения Контракта, т.е. в срок до 19.10.2023.
24.10.023 Товар поставлен с нарушением срока, установленного п. 5.1. Контракта.
30.10.2023 сторонами зафиксировано, что Товар и услуги по вводу в эксплуатацию не соответствовали Техническим требованиям (Приложение N 2 к Контракту) и п.1.1, 3.1.2, 7.5 Контракта.
31.10.2023 Заказчик направил мотивированный отказ от приемки поставленного Товара.
Письмом от 02.11.2023 N 969 Заказчик по просьбе Поставщика продлил и установил срок для устранения нарушений - 7 дней со дня получения мотивированного отказа от приемки.
Письмом от 13.11.2023 N 180/23 Поставщик сообщил о невозможности устранения нарушений в разумный срок и попросил вернуть Товар.
По состоянию на 13.11.2023 Поставщиком нарушения не устранены, обязательства по Контракту не исполнены.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 13.7 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 13.11.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 24.11.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
30.10.2023 г. Комиссией заказчика с участием Поставщика составлен Акт о выявленных несоответствиях.
31.10.2023 г. в адрес Поставщика поступил мотивированный отказ от приемки Товара в полном объеме. Отказ мотивирован тем, что Товар поставлен с техническими характеристиками, не соответствующими Техническим характеристикам Контракта (Приложение N 2 Контракта).
Поставщик, не согласившись с отказом и его обоснованием, направил в адрес Заказчика возражения на акт о выявленных несоответствиях от 30.10.2023, мотивированный отказ от приемки (исх. N 960 от 31.10.2023).
Поставщиком были предпринят ряд попыток урегулировать сложившуюся ситуацию, в том числе: проведены переговоры с Заказчиком, представлено обоснование характеристик.
Ввиду того, что оборудование фактически смонтировано и в отношении него может быть проведен контроль, 03.11.2023 Поставщик в целях исполнения Контракта организовал проведение инструментального контроля соответствия выходных параметров Оборудования, для чего заключил с аккредитованной лабораторией - ООО "ИЛ Медтехника" договор N 221 ИЛ от 02.11.2023.
Поставщик предпринял действия для поставки оборудования с улучшенными характеристиками, чтобы удовлетворить повышенные требования Заказчика.
10.11.2023 Поставщик направил Заказчику предложение о заключении дополнительного соглашения на поставку Товара с улучшенными характеристиками.
13.11.2023 от Заказчика поступил отказ (исх. 1004 от 13.11.2023), в тот же день Заказчик разместил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 1 от 13.11.2023. По требованию Заказчика оборудование вывезено с территории Заказчика.
Вместе с тем, с претензиями относительно неисполнения Контракта и поставкой некачественного оборудования Поставщик не согласен. Неисполнение явилось следствием избыточных требований Заказчика. Поставщик при этом предпринимал все возможные усилия в сложившихся обстоятельствах для исполнения Контракта.
При этом, следует отметить, что даже отказ в приемке части спорных позиций не препятствует использованию оборудования по прямому назначению и в полном объеме.
Приложением N 2 к Контракту установлены конкретные технические показатели, которым должно соответствовать поставляемое Оборудование. Показатели указаны в соответствии с извещением электронного аукциона (в части описания объекта закупки).
В части наличия функции "Возможность подключения к сети DICOM" у оборудования по позиции "Видеоинформационный эндоскопический центр CV-190 PLUS":
DICOM (Digital Imaging and Communications in Medicine, цифровые изображения и обмен ими в медицине) - это индустриальный стандарт для передачи радиологических изображений и другой медицинской информации между компьютерами, опирающийся на стандарт Open System Interconnection (OSI).
При размещении извещения аукциона, Заказчиком было заявлено требование к Оборудованию: "Возможность интеграции в сеть стандарта DICOM" - Наличие, основание требования- ГОСТ Р 56278-2014 (Пункт 4.2.4). Для систематизированного хранения данных исследований в ПАКС.
Предметом Контракта является именно поставка Оборудования с определенными техническими характеристиками, и не предусмотрена поставка программного обеспечения (лицензий), выполнение работ по установке (инсталляции) программ, интеграции в уже существующие у Заказчика системы, разработка комплексных решений по управлению всей диагностической информацией Заказчика.
В этой связи поставка Оборудования с функцией "Возможность подключения к сети DICOM" является надлежащим исполнением Поставщиком Контракта. Оборудование с заявленной и фактически функционирующей функцией соответствует техническим требованиям и условиям закупки, Контракта.
Характеристики медицинского изделия "Видеоинформационный эндоскопический центр CV-190 PLUS", Производитель: "Олимпас Медикал Системе Корп.", регистрационное удостоверение N РЗН 2015/3465 от 07.07.2022. о наличии характеристики "возможность интеграции в сеть стандарта DICOM"
При поставке оборудования Заказчику была передана разрешительная и эксплуатационная документация: регистрационное удостоверение N РЗН 2015/3465 от 07.07.2022 г., инструкция по эксплуатации Оборудования эндоскопическое с принадлежностями, письмо производителя относительно свойств оборудования.
Возможность подключения к сети DICOM была продемонстрирована Поставщиком Заказчику во время приемки Оборудования "Видеоинформационный эндоскопический центр CV-190 PLUS" 30.10.2023: продемонстрирован функционал и настройки во время подключения, в том числе к оборудованию, размещенному в другом кабинете.
Требование по поставке ПО, подключению к сети стандарта DICOM, инсталляция какого-либо программного обеспечения, описание функционала и ПО данной сети, как и обязательная совместимость с имеющимся у Заказчика обеспечением в условиях Контракта отсутствует. В этой связи у Поставщика отсутствует обязанность исполнению таких обязательств.
Поставщик организовал поставку дополнительного оборудования для организации передачи данных в систему DICOM (поставлено доп. оборудование "Видеорекордер").
Оборудование позволяет обеспечить процесс интеграции оборудования в сеть DICOM Заказчика. Заказчик отказался внести изменения в Контракт и принять такое оборудование.
Также, от официального представителя Производителя OLYMPUS 30.11.2023 г. получен ответ на запрос о возможности установки также дополнительного программного обеспечения для интеграции оборудования.
Однако, Контракт не предусматривал поставку ПО и услуги по инсталляции, передаче лицензии. Достаточным является наличие функции "Возможность подключения к сети DICOM".
В части замечания об отсутствии "Источника бесперебойного питания, в составе стойки"
По мнению Заказчика, отсутствует "Источник бесперебойного питания, в составе стойки".
Так, согласно Контракта, к поставке в составе оборудования подлежит медицинское изделие "Тележка медицинская компактная ТС-С4", регистрационное удостоверение N РЗН 2022/18119 от 29.08.2022 г., Товарный знак "OLYMPUS", производитель: "КиМед (Медицинское и промышленное оборудование) Лтд."
Тележка медицинская компактная, согласно документации производителя, переданной Заказчику при поставке, обеспечивает стабильную подачу электроэнергии от сети (там, где установлен трансформатор) и служит платформой для применения медицинского оборудования и работы с ним во время диагностических и терапевтических эндоскопических процедур.
Под "источником бесперебойного питания" понимается источник питания, имеющий не менее двух вводов от первичных источников тока и один или несколько выводов, который обеспечивает переход питания нагрузки с одного источника на другой для непрерывного питания потребителей в случае отключения или ухудшения качества электрической энергии на входе от первичного источника. Источник бесперебойного питания используется для обеспечения бесперебойного функционирования рабочих станций пользователей при перебоях и скачках электричества.
Стабильную (бесперебойную) подачу электроэнергии при эксплуатации медицинского изделия "Тележка медицинская компактная ТС-С4" обеспечивает Изолирующий трансформатор, входящий в состав изделия.
Наличие данной характеристики изделия подтверждается письмом производителя, инструкцией и фактическим наличием блока трансформатора, что установлено при осмотре Оборудования Сторонами.
Для осуществления данной функции необходим не источник бесперебойного питания, а источник бесперебойного питания с устройством хранения электрической энергии, что и должно было быть указано в извещении (описании объекта закупки).
Подобные устройства не входят в состав медицинских изделий, а являются самостоятельным оборудованием.
Для обеспечения заявленной Заказчиком дополнительной характеристики Поставщик обеспечил поставку такого дополнительного оборудования.
Не принято Заказчиком, изменения в Контракт не внесены.
В части года выпуска отдельного медицинского изделия.
Поставленное в составе Оборудования изделие "Ирригатор эндоскопический", 4 шт., 2019 выпуска было заменено на изделие 2022 выпуска, однако не принято Заказчиком в связи с наличием дефектов (замятия) этикетки.
Иное оборудование в оперативном доступе на товарном рынке отсутствовало. С поставкой этого товара связаны определенные санкционные сложности в стране производителя, в связи с чем все поставщики могут гарантировать поставку только в пределах 120 дней.
В части поставки медицинских изделий "Клип-аппликатор HX-202LR".
В составе поставленного оборудования Заказчику переданы медицинские изделия "Клип-аппликатор HX-202LR", регистрационное удостоверение N РЗН 2015/3098 от 25.07.2022 г. Данное медицинское изделие, согласно эксплуатационной документации производителя, предназначено для гастроэнтерологических исследований.
Предусмотренные Контрактом клипирующие устройства одноразовые "Клип- аппликатор HX-202UR" используются для тех же целей. Разрешены к обороту согласно тому же регистрационному удостоверению N РЗН 2015/3098 от 25.07.2022 г.
По внешнему виду упаковки являются практически идентичными. Ошибка в отгрузке допущена на складе, в связи со сходством маркировки изделий и пересортицей.
Во вложении информационные письма о задержки поставки данной позиции от ООО "Олимпас Москва".
В итоге данная позицию поступила на склад ОО "Олимпас Москва" 15.11.2023 и была готова к отгрузке.
В части поставки "Нож эндоскопический Q-тип"
В адрес Заказчика поставлен "Нож эндоскопический Q-тип", регистрационное удостоверение N РЗН 2015/3098 от 25.07.2022, что полностью соответствует условиям Контракта и требованиям закупочной документации.
Позиция Заказчика противоречит техническим характеристикам, указанным в эксплуатационной документации на изделие.
Поставленный Нож KD-612U "OLYMPUS", производства "Олимпас Медикал Системе Корп.", имеет шарообразную форму типа "Q" и соответствует характеристикам, указанным в Контракте.
В части поставки "Ирригатора эндоскопический" и "Клип-аппликаторов" в составе комплекса оборудования Поставщик предпринял все зависящие от него усилия для поставки оборудования надлежащего качества, но в результате проблем с поставкой на стороне производителя и дистрибьютора, не смог обеспечить до расторжения контракта поставку.
Поставщик совершил все действия, предусмотренные Контрактом и направленные на исполнение Контракта.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "МЕЛИОР" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, Заказчик не настаивал о включении ООО "МЕЛИОР" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку Участник предпринимал необходимые меры для исполнения Контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "МЕЛИОР" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "МЕЛИОР" (ИНН: 7842187137), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 декабря 2023 г. N РНП-78-1693/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2023