Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
СПБ ГКУ "Дирекция по закупкам комитета по здравоохранению" (далее - Уполномоченное учреждение);
ООО "Прайм" (далее - Заявитель),
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 31021-ЭП/23 от 28.11.2023) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий (шприцы) (Лот N 2) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 20.11.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200219623000373. Начальная (максимальная) цена контракта - 34 877 114,00 рублей.
В жалобе ООО "Прайм" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении порядка описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Уполномоченное учреждение с доводами жалобы не согласно и считает ее необоснованной.
Согласно п. 3.32 Административного регламента по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв. При объявлении перерыва лицам, присутствующим на заседании Комиссии, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии. Письменное уведомление о месте, дате и времени рассмотрения жалобы после перерыва не направляется. При объявлении перерыва срок рассмотрения жалобы не приостанавливается и не продлевается.
После окончания перерыва заседание Комиссии продолжается с момента, на котором заседание было прервано. В случае если после окончания перерыва изменился состав Комиссии, то рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки начинается заново.
04.12.2023 Комиссией УФАС принято решение об объявлении перерыва в заседании, после которого рассмотрение жалобы продолжилось тем же составом Комиссии УФАС.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей стороны Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 5 ст. 24 Закона о контрактной системе электронный аукцион является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров, и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, с другой стороны не ограничить количество участников закупки.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
По мнению Заявителя, извещение противоречит положениям Закона о контрактной системе в виду установления по позициям 45 и 46 описания объекта закупки требование о наличии в комплекте со шприцами общего назначения игл тупоконечных, т.к. шприцы общего назначения, укомплектованные иглой тупоконечной (с плоской заточкой), производятся в Российской Федерации единственным производителем - ООО "Паскаль Медикал" (Московская обл., г. Дубна), по регистрационному удостоверению от 01.02.2021 года N РЗН 2018/7245.
В описании объекта закупки по позициям 45 и 46 Заказчиком установлено следующее:
Заказчиком по данным позициям применен код КТРУ 32.50.13.110-00004579 "Шприц общего назначения".
Уполномоченное учреждение в представленном возражении сообщает следующее:
Исходя из положений статьи 33 Закона о контрактной системе, при формировании описания объекта закупки заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, работе, услуге.
Соответственно, на основании действующего законодательства в сфере закупок Заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций, детализируя в необходимой степени предмет закупок, то есть при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры к объекту закупок, которые являются определяющими для него.
При формировании требований к закупаемым медицинским изделиям, Заказчик исходил из собственных потребностей, основываясь на опыте работы и потребности специалистов, оказывающих медицинскую помощь в учреждениях, требованиях Закона о контрактной системе, а также руководствовался, в том числе, данными "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от "28" июня 2017 года.
По мнению суда, указание Заказчиком особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки", а именно, указано, что в силу ст. 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции. Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В Приложении N 1 к описанию объекта закупки "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям или эквивалентности предлагаемого к поставке товара" такая характеристика как "наличие в комплекте со шприцами общего назначения игл тупоконечных (с плоской заточкой)" отсутствует. Заказчиком установлено требование к наличию в комплекте "две и более" иглы, с правом выбора для типа игл "приложенной" и "надетой" значений характеристики из двух вариантов "тупоконечная" или "инъекционная".
Помимо этого, следует отметить, что на сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения размещено 215 записей о зарегистрированных различных шприцах инъекционных, в которых нет информации на указание типа игл, а указано наличие в комплекте несколько игл или по одной.
Кроме того, к закупаемому товару "Шприц общего назначения" с оспариваемой характеристикой наряду с указанными в жалобе также соответствуют товары иных производителей: ООО "Группа СТК" (ФСР 2010/08843), ООО "СТЕРИН" (ФСР 2008/03253), "Becton Dickinson" (ФСЗ 2011/11157) и ООО "МЕДПРОМ БОБЕНИ ПРОДАКШЕН" (ФСР 2010/07710).
Шприцы с требуемыми характеристиками представлены на рынке различными производителями, что подтверждается коммерческими предложениями и количеством заявок, поданных на участие в электронном аукционе, в том числе с товарами производителей российского происхождения.
Так, на участие в аукционе подано 4 заявки со следующими регистрационными удостоверениями:
РЗН 2018/7131 от 10.05.2018 Тяньцзинь Медик Медикал Эквипмент Ко., Лтд, Китай;
2010/06410 от 31.05.2022 Хуайань сити Хэнчунь Медикал Продакт Ко., Лтд, Китай;
РЗН 2022/18223 от 08.09.2022 ООО "Парамед Консалтинг", площадки производства Китай и Российская Федерация;
2008/02301 от 30.12.2022 Чангджоу Джинлонг Эпплиансе Ко., ЛТД, Китай;
2009/06214 от 04.12.2020 ООО "ВЕБ-МЕДИКАЛ", Российская Федерация;
РЗН 2018/7245 от 01.02.2021 ООО "Паскаль Медикал", Российская Федерация;
2009/05590 от 10.06.2021 СФМ "Госпитал Продактс ГмбХ", Германия;
2010/07710 от 13.06.2018 ООО "МЕДПРОМ БОБЕНИ ПРОДАКШЕН", Российская Федерация;
ФСР 2008/03253 от 12.01.2015 ООО "СТЕРИН", Российская Федерация;
ФСР 2008/03888 от 17.07.2019 ООО МПК "Елец", Российская Федерация;
РЗН 2019/9116 от 07.11.2022 ООО "ПРЕМЬЕР-МЕД", Российская Федерация;
РЗН 2017/6650 от 15.07.2019 ООО "МИМ", Российская Федерация;
ФСЗ 2012/11803 от 22.03.2012 ТОО "БРАНДО", Казахстан;
ФСР 2010/07477 от 17.11.2020 АО "Медполимер", Российская Федерация;
РЗН 2022/16912 ООО "Снабполимер Медицина", Российская Федерация;
ФСР 2010/08843 от 18.03.2020 ООО "Группа СТК", Российская Федерация;
ФСЗ 2009/03803 от 08.09.2022 Уси Юймоу Медикал Эплаенсиз Ко., ЛТД, Китай;
РЗН 2017/6650 от 15.07.2019 ООО "МИМ", Российская Федерация;
ФСЗ 2011/09587 от 17.11.2022 Бейджинг Форнерс Медикал Эквипмент Ко., Лтд, Китай.
Предметом закупки является поставка, а не производство товара. Предъявленные Заказчиком требования к поставляемому товару в равной степени распространялись на всех участников аукциона, ввиду чего любое лицо обладало возможностью закупить и поставить требуемый товар.
Представленные в составе жалобы письма и выдержи из открытых данных сети "Интернет" не могут рассматриваться как достаточные доказательства, поскольку на товарном рынке имеется масса производителей.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 4 ст. 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В день рассмотрения жалобы по существу участник закупки, подавший жалобу, вправе ее отозвать непосредственно при рассмотрении.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия УФАС отмечает, что подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих доводы Заявителя о том, что Заказчиком нарушены правила описания объекта закупки, а также доказательств, свидетельствующих о предоставлении преимуществ одному из участников закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС не находит достаточных оснований для удовлетворения жалобы заявителя.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Прайм" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 декабря 2023 г. N 44-5069/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2023