Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя Администрация Центрального района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):;
в отсутствие представителей ООО "СтройСервисПроект" (далее - Заявитель), при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 31028-ЭП/23 от 28.11.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытых конкурсов в электронной форме на оказание услуг по комплексному обслуживанию помещений государственных бюджетных образовательных учреждений, подведомственных администрации Центрального района Санкт-Петербурга в период 2024 и 2025 года (извещения N 0172200002723000202) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса размещено 27.10.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения, 0172200002723000202. Начальная (максимальная) цена контракта - 17 798 969,11 рублей.
В жалобе Заявитель на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении правил описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
На основании п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В силу пунктом 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия УФАС отмечает, что Правительством РФ не определены требования к формированию лотов при осуществлении закупок, следовательно, заказчик осуществляет формирование лота в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Из совокупности норм статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Комиссия УФАС сообщает, что возможно объединение в один лот товаров, работ, услуг, если такие товары, работы, услуги технологически и функционально взаимосвязаны, а также при отсутствии ограничения доступа хозяйствующих субъектов к участию в закупках.
Объектом закупки являются услуги по комплексному обслуживанию помещений государственных бюджетных образовательных учреждений, оказание которых являются предметом контракта.
В соответствии с Приложением N1 к извещению "Описание объекта закупки" комплексное обслуживание помещений учреждений включает в себя следующие услуги:
Техническое обслуживание автоматики ИТП;
Промывка системы отопления при подготовке здания к отопительному сезону;
Гидравлические испытания ИТП при подготовке здания к отопительному сезону;
Химическая промывка и гидравлические испытания теплообменников при подготовке здания к отопительному сезону;
Обслуживание наружных сетей, водоотведения (Промывка спецмашинами канализационных трубопроводов);
Очистка колодцев жироуловителей;
Техническое обслуживание технологического оборудования, поверка и ремонт весового оборудования;
Техническое обслуживание узлов учета тепловой энергии (УУТЭ);
Замер сопротивления изоляции;
Техническое обслуживание КСОБ.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 12 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений является лицензируемым видом деятельности.
Перечень работ (услуг), составляющих данный вид деятельности (далее - Перечень), утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
Перечень включает в себя следующие виды работ (услуг):
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах;
- выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании, ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией.
Таким образом, в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик обязан установить требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.
Если законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательного наличия у лица, выполняющего работы или оказывающего услуги, лицензии, свидетельства или иного документа, то заказчик не вправе требовать наличия такого документа у участника закупки.
В случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.
Услуги, включенные в Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, в рассматриваемом случае не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся предметом контракта, следовательно, при его исполнении подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию (аналогичная позиция отражена в письме Минфина России от 21 февраля 2018 г. N 24-02-03/11100 "О рассмотрении обращения").
Также из пояснений представителя Уполномоченного органа следует, что техническое обслуживание КСОБ, являясь по своей сути технологически и функционально связанными работами с, например, замером сопротивления изоляции, техническим обслуживанием технологического оборудования, техническим обслуживанием узлов учета тепловой энергии, техническим обслуживанием автоматики ИТП, соответственно, является одним из видов услуг в составе комплексного обслуживания помещений.
Так, в описании объекта закупки в п.п. 2.4.16.2.1 раздела 6 Оказание услуг по техническому обслуживанию систем КСОБ Приложения N1 к техническому заданию установлено, что при плановом техническом обслуживании проверяется техническое состояние систем, включая состояние электрических соединений, работоспособность основных и резервных источников электропитания, состояние монтажа, крепление и внешний вид оборудования, что является схожим с работами/услугами, указанными в таблице раздела 1 Перечень услуг, выполняемых по техническому обслуживанию автоматики ИТП, а именно, работы по анализу, сравнение оборудования, автоматики ИТП с проектным перечнем, осмотру оборудования теплового пункта, контрольно-измерительных приборов. В таблице "Замер сопротивления изоляции" также установлены схожие работы по измерению сопротивления изоляции, проверке наличия цепи между заземлителями и заземленными элементами и так далее.
Таким образом, техническое обслуживание КСОБ входит в состав услуг, которые необходимо оказать в соответствии с предметом контракта, не является самостоятельным объектом закупки и должно оказываться исполнителем наряду с иными услугами по обслуживанию помещений учреждений.
Заявитель на заседании Комиссии УФАС участие своих представителей не обеспечил, доказательств, свидетельствующих об обратном, не представил.
На основании изложенного Комиссия УФАС нарушений требований Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не усматривает.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СтройСервисПроект" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 декабря 2023 г. N 44-5099/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2023