Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
СПБ ГБУЗ "Родильный дом N 6 им. проф. В.Ф. Снегирева" (далее - Заказчик),
АО "Фирма Флоридан" (далее - Заявитель),
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 31159-ЭП/23 от 29.09.2023) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание комплексной услуги по организации горячего питания пациентов, находящихся на лечении в СПб ГБУЗ "Родильный дом N 6 им. проф. В.Ф. Снегирева" в 2024 году (извещение N 0372200030123000097) (далее - запрос котировок), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 13.11.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200030123000097. Начальная (максимальная) цена контракта - 14 691 600,00 рублей.
В жалобе АО "Фирма Флоридан" обжалует действия Заказчика, в нарушении правил описания объекта закупки.
Заказчик с доводами Заявителя не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, а также сведения, размещенные в ЕИС, подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании объекта закупки должен обеспечить использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации, параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи.
В соответствии с п.п. "д" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать, в том числе: информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса.
В соответствии с п.п. "г" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона, заявка Участника должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 настоящей статьи предложение по критериям, предусмотренным пунктами 2 и (или) 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 32 Закона, для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерий: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки.
Предметом закупки является оказание комплексной услуги по организации горячего питания пациентов, находящихся на лечении в СПб ГБУЗ "Родильный дом N 6 им. проф. В.Ф. Снегирева" в 2024 году.
Заказчиком в Приложении N 3 к извещению об осуществлении закупки "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению" установлено:
"В соответствии с частью 2 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заявка на участие в закупке состоит из трех частей.
Первая часть должна содержать:
1. Предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
2. Предложение о качественных, функциональных и экологических характеристиках объекта закупки.
При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке."
В п. 3 раздела II "Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке" Приложения N 4 к извещению об осуществлении закупки "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" содержится следующая информация:
В п. 4.1 "Детализирующий показатель оценки: Характеристика N 1 Обеспеченность цикличными семидневными меню по диетам и технологическими картами приготовления блюд" раздела III "Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа" Приложения N 4 к извещению об осуществлении закупки "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" указано:
"По настоящему детализирующему показателю оценивается предложение о качественном свойстве объекта закупки - обеспеченность Цикличными семидневными меню по диетам и технологическими картами приготовления блюд. Сведения по показателю "Качественные характеристики объекта закупки" могут быть представлены по рекомендуемой форме "Качество услуг", установленной в "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкция по ее заполнению" к извещению об осуществлении закупки. Для подтверждения сведений по настоящему детализирующему показателю учитываются меню и их обеспеченность технологическими документами (технологические карты на продукцию общественного питания и/или технико-технологические карты на новую продукцию общественного питания), соответствующими требованиям, изложенным в "Описание объекта закупки"".
Представленное предложение участника закупки о качественном свойстве объекта закупки, содержащее все документы (могут быть представлены в виде копий и/или электронных образов документов) в соответствии со всеми требованиями, установленными в настоящем порядке оценки, будет являться предоставлением "Предложения о качественных характеристиках объекта закупки" необходимым и достаточным при оценке заявок, свидетельствующем о наличии у Участника конкурентных качеств в виде соблюдения при оказании услуг (исполнении контракта) всех требований "Описание объекта закупки". Представленное предложение участника закупки о качественном свойстве объекта закупки, содержащее не все документы (могут быть представлены в виде копий и/или электронных образов документов) в соответствии со всеми требованиями, установленными в настоящем порядке оценки или содержащее все документы (могут быть представлены в виде копий и/или электронных образов документов), при этом один или более документ не будет соответствовать всем требованиям, установленным в настоящем порядке оценки, будет являться предоставлением "Предложения об отсутствии качественных характеристиках объекта закупки".
Количество присваиваемых баллов
Предложение о наличии характеристики объекта закупки - 100 баллов".
Исходя из вышеуказанного, участник закупки в составе заявки предоставляет цикличные семидневные меню по диетам и технологические карты приготовления блюд, которые включаются в контракт, но не имеют последующего их применения в ходе оказания услуг по Контракту.
В соответствии с п. 2.2. Описания объекта закупки, Исполнитель приготавливает пищу в строгом соответствии с Цикличным семидневным меню для организации лечебного питания больных в СПб ГБУЗ "Родильный дом 6 им. проф. В.Ф. Снегирева" (Приложение N 1 к Техническому заданию) из продуктов, поименованных в Ассортиментный перечень основных групп продовольственных товаров и сырья для обеспечения социального питания в лечебно-профилактических и санаторных учреждениях здравоохранения Санкт-Петербурга (для взрослых) (Приложение N3 к Техническому заданию).
Приложение N 1 к Техническому заданию содержит в себе цикличное семидневное меню для организации лечебного питания больных в Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Родильный дом N 6 им. проф. В.Ф. Снегирева" в виде двух таблиц с аббревиатурой ОВД и НКД.
В соответствии с п. 1.1. проекта Контракта, по настоящему Контракту Исполнитель обязуется в установленный срок оказать комплексные услуги по организации горячего питания пациентов, находящихся на лечении в СПб ГБУЗ "Родильный дом N 6 им. проф. В.Ф. Снегирева" в 2024 году (далее - услуги), в соответствии с Техническим заданием (Приложение N1 к Контракту), Расчетом стоимости контракта (Приложение N 2 к Контракту), а Заказчик обязуется принять оказанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом и оплатить оказанные услуги в соответствии с разделом 3 настоящего Контракта.
В соответствии с п. 5.2. проекта Контракта, готовое питание должно соответствовать меню, указанному в Приложениях N 3 к техническому заданию. При этом, неотъемлемой частью контракта и, как следствие, вменённой обязанностью Исполнителя в соответствии с п. 15.16. проекта Контракта является и Приложение N 4 Предложение участника конкурса о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки (при наличии), то есть меню и технологические карты, разработанные Участником.
При наличии в составе заявки Участника меню и технологических карт, при заключении контракта приложением к контракту будут два меню и технологические карты на одно из них, необходимость реализации и приоритет которых в таком случае не определен.
Данное противоречие является для победителя риском ненадлежащего исполнения контракта в части исполнения обязательств и применения к победителю мер ответственности.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заказчиком допущено нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Пример из цикличного семидневного меню:
Данное меню содержит наименование блюд и их нормы выхода. В описании объекта закупки указаны два сборника рецептур: 2010 - Семидневное меню для основных вариантов стандартных диет оптимизированного состава, применяемых в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения и учреждениях (отделениях) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: практ. ру ководство (нормативный документ) / Сост. БюСЮ Каганов, А.С. Шарафетдинов, Э.Н. Преображенская и др. - М.:2010-496 с.; 2015- Лечебное питание. Практическое руководство для больничных диетологов (в таблицах и схемах) / Э.Н. Преображенская -СПб.: 2015-912с.
Согласно п. 3.2. Описания объекта закупки, объем, содержание оказываемых услуг определяются Приложениями N 1-4 к Техническому заданию.
Помимо вышеуказанных сборников рецептур, Приложением N 4 предусмотрено следующее:
Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания, часть 1 - М.; Хлебпродинформ, 1996 г.;
Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания, часть 2 - М.; Хлебпродинформ, 1997 г.;
Сборник рецептур блюд для диетического питания, М.; Хлебпродинформ, 2002 г.;
Сборник рецептур блюд на торты, пирожные, кексы, рулеты, печенье, пряники, коврижки и сдобные булочки, М.; Хлебпродинформ, 2000 г.;
Сборник нормативных и технических документов, регламентирующих производство кулинарной продукции, М.; Хлебпродинформ, 2003 г.;
Сборник методических рекомендаций по организации питания детей и подростков в учреждениях образования Санкт-Петербурга, СПб: Речь, 2010;
Сборник методических рекомендаций по использованию рецептур блюд повышенной пищевой и биологической ценности при организации питания отдельных социально-значимых категорий граждан в учреждениях Санкт-Петербурга, СПб: Речь, 2012;
Методические рекомендации по организации питания учащихся образовательных организаций Санкт-Петербурга, СПб: Речь, 2013;
Методические рекомендации по организации питания воспитанников образовательных организаций Санкт-Петербурга, СПб: Речь, 2014.
Данные положения извещения могут ввести участников закупки в заблуждение, т.к. требуемые к использованию нормативно-правовые акты потенциально имеют противоречия друг другу.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС констатирует нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
П. 3.1 раздела III "Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа" Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе Заказчиком установлено:
По мнению Заявителя, предмет настоящей закупки не коррелируется с предметом принимаемых к оценке договоров участников закупки в части сопоставимости предметов договоров на оказание услуг по организации питания и поставки продуктов питания.
Определение параметров сопоставимости характера и объема относится к компетенции Заказчика. Заказчик самостоятельно устанавливает сопоставимость, исходя из предмета закупочной процедуры и цели получения наиболее качественного результата поставки. Установленные требования к сопоставимому опыту не направлены на ограничение Заказчиком количества участников закупки, а распространяется на всех участников закупки и является способом реализации своих потребностей в выборе наиболее квалифицированного и опытного поставщика.
Заказчик вправе самостоятельно устанавливать требования к порядку подтверждения наличия опыта у участника закупки, а также раскрывать содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по поставке товара с предметом осуществляемой закупки.
Согласно позиции Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письме от 06.05.2022 N 24-06-07/41956, Заказчик самостоятельно определяет с учетом специфики планируемой закупки необходимые требования к участникам закупки, в том числе к установлению соответствующего опыта у участника закупки, подлежащие оценке заказчиком, необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки.
Учитывая изложенное, Заказчик законно установил требование к предмету представляемых участниками закупки договоров таким образом, чтобы их предмет соответствовал предмету контракта, заключаемого по результатам определения поставщика.
Таким образом, установленный Заказчиком порядок оценки заявок в полной мере соответствует объекту закупки и не противоречит изложенному правовому регулированию, прав и законных интересов участников закупки не нарушает и не приводит к неверному определению победителя закупки.
Доводы Заявителя, касаемо установления предельного максимального количества автотранспортных средств возможного двоякого толкования положений технического задания и контракта, также не нашли своего подтверждения.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 4 ст. 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В день рассмотрения жалобы по существу участник закупки, подавший жалобу, вправе ее отозвать непосредственно при рассмотрении.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия УФАС отмечает, что подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих доводы Заявителя о том, что Заказчиком нарушены правила описания объекта закупки, а также доказательств, свидетельствующих о ограничении количества участников закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "Фирма Флоридан" обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении аукционной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 декабря 2023 г. N 44-5109/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2023