Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ОСФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Заказчик):
ООО "ЦТБ-Лидер" (далее - Участник, Исполнитель): рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 30995-ЭП/23 от 28.11.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание образовательных услуг по дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации по теме "Управление государственными и муниципальными закупками" (извещение N 0245100001623000325),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 12.09.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание образовательных услуг по дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации по теме "Управление государственными и муниципальными закупками" (извещение N 0245100001623000325) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 510 999,93 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.09.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ЦТБ-Лидер", предложившее цену контракта на 86,5% ниже начальной (максимальной) цены контракта.
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ЦТБ-Лидер" заключен государственный контракт N Ф.2023.206082/1332 от 03.10.2023 на сумму 68 985,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 12.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 16.11.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ЦТБ-Лидер".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать образовательные услуги по дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации по теме "Управление государственными и муниципальными закупками" (далее - Услуги) в период со дня заключения Контракта по 30.11.2023 (п. 3.1 Контракта).
Также согласно п. 3.1 Контракта период проведения обучения: октябрь-ноябрь 2023 года. Конкретные сроки проведения обучения согласовываются Заказчиком и Исполнителем при заключении Контракта на условиях Заказчика.
Численность слушателей - 21 человек.
Форма обучения - очная-заочная с применением дистанционных образовательных технологий, продолжительностью 108 академических часов.
Учебные занятия в очной форме обучения (с отрывом от работы, обучение при непосредственном взаимодействии обучающихся и педагогических работников) должны составлять 40 академических часов.
Конкретные сроки проведения обучения были согласованы между Заказчиком и Исполнителем (письмо Заказчика от 31.10.2023 N АО-78-26/452653):
- очная форма обучения с 13 по 17 ноября 2023 года;
- заочная форма обучения с 20 по 30 ноября 2023 года.
Пунктом 3.2 Контракта предусмотрено, что учебные занятия в очной форме обучения проводятся в г. Санкт-Петербурге в оборудованных учебных помещения Исполнителя.
Помещения должны соответствовать нормам Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 N 40 "Об утверждении санитарных правил СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2020 N 61893). В помещении для каждого слушателя должно быть предусмотрено отдельное учебное место, оборудованное мебелью (стол, стул) и техническими средствами (персональный компьютер/ ноутбук и проч.).
В соответствии с п. 4.3.5 Контракта Исполнитель не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня заключения Контракта направить с сопроводительным письмом Заказчику на рассмотрение проект дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации (далее - ППК), (Приложение N 1 к Техническому заданию).
С нарушением срока, установленного п. 4.3.5 Контракта, 09.10.2023 Исполнителем по электронной почте в адрес Заказчика (057-1502@057.pfr.gov.ru) было направлено ППК.
Исполнитель в пункте Календарного учебного графика ППК указал, что нормативное количество часов освоения программы: 108 учебных часов обучения, из них 40 часов практическая часть с преподавателем в режиме ВКС.
18.10.2023 Заказчиком по электронной почте в адрес Исполнителя ( HYPERLINK "ctb-lider@yandex.ru) было направлено уведомление с замечаниями о доработке ППК, в том числе замечания об исполнении п. 3.2 Контракта, с указанием адреса в г. Санкт-Петербург для проведения в очной форме обучения.
18.10.2023 Исполнителем по электронной почте в адрес Заказчика (057-0508@057.pfr.gov.ru) был направлен ППК с внесенными изменениями, в том числе пункта Календарного учебного графика ППК, в котором был указан адрес для проведения учебных занятий в очной форме: г. Санкт-Петербург, Красносельский район, мкр. Горелово, ул. Коммунаров 188/3.
По условиям п. 4.1.2 Контракта Заказчик имеет право проверять ход, объём и качество оказания услуг, в том числе требовать предоставление отчёта.
24.10.2023 Заказчиком по электронной почте в адрес Исполнителя ( ctb-lider@yandex.ru) было направлено уведомление с замечаниями о доработке ППК, в том числе просьба об представлении информации:
- номера аудитории, в которой должны были проходить учебные занятия в очной форме по представленному адресу;
- телефон для связи с организацией, которая представляет учебную аудиторию с целью визита оценки бытовых условий и соответствия условий Контракта для обучения слушателей.
24.10.2023 Исполнителем по электронной почте были направлены файлы в адрес Заказчика (057-0508@057.pfr.gov.ru):
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121 О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19);
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24.08.2023 N 909 О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121.
26.10.2023 Заказчиком было направлено официальное письмо от 26.10.2023 N 78-26/446248 о предоставлении информации о месте проведения занятий в очной форме в объёме 40 академических часов.
30.10.2023 Исполнителем по электронной почте в адрес Заказчика (057-0508@057.pfr.gov.ru) был направлен ответ в виде Извещения об отказе арендодателя в предоставлении помещения для проведения очного обучения, со ссылкой на нарушение требований нормативных правовых актов Правительства Санкт-Петербурга (вх. N 24/450158 от 30.10.2023).
30.10.2023 Заказчиком было направлено в ответ официальное письмо от 30.10.2023 N АО-78-24/451780 об исполнении государственного Контракта, в котором сообщалось, что п. 2.1.1 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121 исключён 30.04.2020 Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.04.2020 N 269, проведение очного обучения не является нарушением требований.
01.11.2023 Исполнителем в адрес Заказчика (057-0508@057.pfr.gov.ru) направлено письмо о поиске альтернативного помещения для проведения занятий в очной форме в срок до 07.11.2023, исх. N 109 от 01.11.2023.
08.11.2023 Заказчиком по электронной почте Исполнителя ( ctb-lider@yandex.ru) был направлен запрос об указании адреса в г. Санкт-Петербурге.
08.11.2023 Исполнителем в адрес Заказчика (057-0508@057.pfr.gov.ru) направлено письмо о невозможности предоставления помещения по адресу в г. Санкт-Петербург для очного обучения и об отказе чтения лекций в очной форме преподавателем в г. Санкт-Петербург (исх. N 112 от 08.11.2023).
В соответствии с п. 4.3.6 Контракта Исполнитель не менее 15 (пятнадцати) рабочих дней до начала обучения группы слушателей направляет с сопроводительным письмом Заказчику на рассмотрение расписание занятий (Приложение N 2 к Техническому заданию).
Однако в нарушение условий Контракта расписание занятий в адрес Заказчика направлено не было.
По условиям п. 3.2 Контракта оказание Услуг осуществляется в соответствии с Расписанием занятий (Приложение N 2 к Техническому заданию) после их согласования в соответствии с Техническим заданием (Приложение 1 к Контракту).
Начало занятий было запланировано с 13.11.2023.
По состоянию на 16.11.2023 расписание занятий в адрес Заказчика не направлено, адрес для проведения учебных занятий в очной форме в г. Санкт-Петербурге в оборудованных учебных помещениях не представлен, тем самым Исполнитель нарушил п. 1.1 Контракта.
Согласно п. 12.4 Контракта основаниями для одностороннего отказа являются случаи:
- отступление исполнителя от условий Контракта или иные недостатки результата выполненной услуги, которые не были устранены в установленный заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми.
На основании п. 12.5 Контракта стороны признают все условия Контракта существенными и при нарушении любого из условий одной Стороной другая вправе требовать расторжения Контракта.
Учитывая изложенное, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
16.11.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ЦТБ-Лидер" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 28.11.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что в рамках заключенного Контракта ООО "ЦТБ-Лидер" в адрес Заказчика направило письмо о наименовании адреса места проведения очного обучения, находящееся по адресу: г. Санкт-Петербург, Красносельский район, мкр. Горелово, ул. Коммунаров 188/3, на что со стороны Заказчика началось затягивание исполнения очного обучения в форме телефонных переговоров с формулировкой того, что далеко находится и долго ехать (около 3 часов), хотя в рамках Контракта точного адреса места положения не было указано, все в пределах г. Санкт-Петербурга. Благодаря затянувшимся переговорам ООО "ЦТБ-Лидер" нарушило сроки согласовании адреса проведения очного обучения, т.к. программа подразумевала согласование адреса проведения очного обучения.
Также в период переговоров между Заказчиком и ООО "ЦТБ-Лидер" собственник помещения, находящегося по адресу: г. Санкт-Петербург, Красносельский район, мкр. Горелово, ул. Коммунаров 188/3, отказал ООО "ЦТБ-Лидер" в его предоставлении, ссылаясь на информацию, которая прошла в средствах массовой информации об ужесточении мер в г. Санкт-Петербурге, связанных с распространением новой коронавирусной инфекцией (COV1D-19). Данную информацию ООО "ЦТБ-Лидер" проверило и установило, что действительно вышло постановление правительства N 909 от 24.08.2023 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121", о чем незамедлительно Заказчик был оповещен. ООО "ЦТБ-Лидер" предложило провести обучение в форме онлайн вебинара с преподавателем. Заказчик не согласился и предложил найти и предоставить другие варианты помещений в шаговой доступности.
По словам представителя Участника, ООО "ЦТБ-Лидер" предпринимало решить сложившуюся ситуацию, однако всячески получало отказ со ссылкой на постановление по COVID-19, либо помещения были заняты, либо не соответствовали требованиям Контракта.
При этом Заказчику неоднократно предлагалось провести онлайн обучение, которое, по мнению Участника, по своей сути ничем не отличается от живого общения, только имеет плюс - исключает заражение инфекционными заболеваниями. Заказчик при этом отвечал отказами. Даже когда ООО "ЦТБ-Лидер" предоставило последний вариант в шаговой доступности и параметрам, согласно Контракту, Заказчик отказался, мотивируя тем, что площадь не соответствует потребностям Заказчика. Вместе с тем помещение подбирал преподаватель, который должен был проводить обучение и учел количество людей, а также параметры, указанные в Контракте.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, представитель Участника считает, что ООО "ЦТБ-Лидер" совершало попытки исполнить Контракт.
Вместе с тем на заседании Комиссии УФАС Участником не подтверждено соответствующими доказательствами утверждение о том, что неисполнение Контракта ООО "ЦТБ-Лидер" произошло по причине указанных представителем Участника обстоятельств.
Кроме того, на заседание Комиссии УФАС Участник не представил документы, подтверждающие добросовестное поведение ООО "ЦТБ-Лидер" при исполнении своих контрактных обязательств.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов Комиссия УФАС установила, что ООО "ЦТБ-Лидер" со своей стороны не рассчитало свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, осуществив демпинг начальной (максимальной) цены контракта, стало победителем Аукциона, однако не исполнило условия Контракта, что по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ЦТБ-Лидер", ИНН: 7455041973; сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: Панурко Юлия Михайловна, ИНН: 742503051803, сведения об участниках (учредителях) юридического лица: Титов Александр Николаевич, ИНН: 744609044550, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "ЦТБ-Лидер" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
28.11.23 |
30.11.23 |
28.11.23 |
0 |
28.11.23 |
05.12.23 |
05.12.23 |
0 |
08.12.23 |
08.12.23 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 декабря 2023 г. N РНП-78-1705/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2023