Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г. В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.,
В присутствии представителей:
от заказчика - в отсутствие представителя,
от заявителя - в отсутствие представителя,
У С Т А Н О В И Л А
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Электромед" на действия заказчика - ГБУЗ СК "КДКБ" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321200032623000228 "Поставка изделий прочего назначения для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края "Краевая детская клиническая больница".
Жалоба в порядке ст. ст. 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) принята к рассмотрению и назначена на 05.12.2023 г. с вызовом сторон по делу.
05.12.2023 г. комиссия, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила следующее:
24.11.2023 г. Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки N 0321200032623000228 "Поставка изделий прочего назначения для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края "Краевая детская клиническая больница".
Согласно ч. 1 ст. 42 Закона N44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В силу п. 1, п. 3 ч. 1 ст. 42 Закона N44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона N44-ФЗ заказчик в случаях при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Предметом закупки является поставка изделий медицинского назначения для обеспечения нужд Ставропольского края.
Из буквального толкования названной нормы следует, что заказчик, осуществляющий закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должен таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки
Включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе в отсутствии надлежащего обоснования в потребности именно в такого товара с такими характеристиками, а так же доказательств отсутствия аналогичных товаров иных производителей, является нарушением положений статьи 33 Закона N44-ФЗ.
При этом в материалы не представлены документы свидетельствующие о потребности приобретения именно такого товара с такими характеристиками. Заказчик документально не подтвердил потребность в товаре с указанными характеристиками.
Исходя из вышеизложенного, включение заказчиком в извещение об осуществлении закупки требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, такого товара, является нарушением положений статьи 33 Закона N 44-ФЗ (пункт 2 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Указанный выводы подтверждены так же Определением Верховного Суда РФ от 03.09.2021 N 308-ЭС21-19597 по делу N А63-5786/2020 Постановлением арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу NА63-5786/2020.
Согласно доводам жалобы, Заказчик в техническом задании и описании параметров товара установил технические требования к оборудованию, которые ограничивают конкуренцию.
В техническом задании (далее - Т3) Заказчика в описание параметров сейфа-термостата указано:
Наименование показателя |
Значение показателя |
Единица измерения показателя |
Инструкция по заполнению характеристик в заявке |
Источник обеспечения тепловых режимов хранения |
Полупроводниковый термоэлектрический модуль |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Вместе с тем, согласно доводу Заявителя, в Российской Федерации сейфы-термостаты для хранения наркотических препаратов на основе полупроводниковых термоэлектрических модулей изготавливает только один производитель - ООО "НПО Промет", в то время, как сейфы-термостаты для хранения наркотических препаратов на основе компрессорной системы изготавливают несколько производителей.
На заседание Комиссии доказательств того, что к закупке подходят товары как минимум двух производителей Заказчиком не представлено.
Включение Заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе в отсутствии надлежащего обоснования в потребности именно такого товара с такими характеристиками, а так же доказательств отсутствия аналогичных товаров иных производителей, является нарушением положений статьи 33 Закона N44-ФЗ.
Кроме того, в другом пункте Т3, Заказчик, по мнению Заявителя, указал некорректную формулировку:
Наименование показателя |
Значение показателя |
Единица измерения показателя |
Инструкция по заполнению характеристик в заявке |
Устанавливаемый температурный диапазон хранения |
от +3,0° до Т внешняя |
|
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Комиссией установлено, что в данном условии Заказчик указал на возможность хранение объектов при температуре воздуха окружающей среды.
Вместе с тем, согласно ГОСТ Р 57266-2016 5.3.1.1 В рабочей камере сейфа-термостата должны обеспечиваться следующие тепловые режимы хранения лекарств:
- в холодильнике при температуре от 2°С до 8°С (не допуская замораживания);
- хранение в прохладном месте при температуре от 8°С до 15°С.
Таким образом, сейф-термостат должен обеспечивать диапазон температурных режимов от +2 до +15 °С.
Следовательно, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком указана некорректная формулировка значения показателя температурного диапазона хранения.
Таким образом, Комиссия признает доводы жалобы обоснованными. В действиях Заказчика установлены нарушения требований ч.1, 2 ст. 8, ч. 1 ст. 33, ст. 23, ст 42 Закона N44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А :
1. Признать жалобу жалоба ООО "Электромед" на действия заказчика - ГБУЗ СК "КДКБ" по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321200032623000228 "Поставка изделий прочего назначения для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края "Краевая детская клиническая больница" - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - ГБУЗ СК "КДКБ" нарушившими требования ч.1, 2 ст. 8, ч. 1 ст. 33, ст. 23, ст 42 Закона N44-ФЗ, в связи с тем, что заказчиком закупка отменена, обязательное для исполнения предписание не выдавать.
3. Передать должностному лицу Ставропольского УФАС России материалы данного дела для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Е. В. Вишневская
Члены комиссии
Б.Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 5 декабря 2023 г. N 026/06/106-2719/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2023