Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г. В.,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Б.Ш. Карпель,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Поповой П.В.,
в присутствии представителей:
от заказчика - Шатохина Е.А.,
от ООО "Геостройпроект" - Затона О.В., Голубова Р.А.,
У С Т А Н О В И Л А :
В Ставропольское УФАС России из Администрации Курского МО СК поступили сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков участника закупки - ООО "Геостройпроект" по факту осуществления закупки путём проведения открытого конкурса в электронной форме N 0321300178320000012 "Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Реконструкция здания под детский сад в хуторе Привольном Курского района Ставропольского края".
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ООО "Геостройпроект" в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений, поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
Комиссия Ставропольского УФАС России, выслушав пояснения сторон, проанализировав представленные материалы, установила следующее:
24.03.2020 года между ООО "Геостройпроект" (далее - Поставщик) и Администрацией Курского МО СК (далее - Заказчик) заключен муниципальный контракт N 19 на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Реконструкция здания под детский сад в хуторе Привольном Курского района Ставропольского края" (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения (статья 709 ГК РФ).
Цена заключенного контракта составила - 3 000 000 руб. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 016 505,26 руб.
В соответствии с нормами пункта 2 статьи 702 и статьи 708 ГК РФ начальный и конечный срок выполнения работ является существенным условием договора подряда.
Согласно п. 1.1. главы 1 Контракта: "По настоящему Контракту Подрядчик берет на себя обязательства на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Реконструкция здания под детский сад в хуторе Привольном Курского района Ставропольского края" (далее - работы) в соответствии с заданием на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Реконструкция здания под детский сад в хуторе Привольном Курского района Ставропольского края" (далее - задание на проектирование) (приложение 1 к Контракту), являющимся неотьемлемой частью настоящего Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить работы в соответствии с условиями настоящего Контракта".
В соответствии с п. 7.1. Контракта - Срок выполнения работ: до 25 мая 2020 года.
02 июня 2020 года в адрес Общества Заказчиком произведена оплата на сумму 1 500 000 (Один миллион пятьсот) рублей 00 копеек.
Согласно пункту 4 статьи 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляется актом, подписанным обеими сторонами.
Пунктом 2 статьи 763 ГК РФ предусмотрено, что по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Пунктом 1 статьи 766 ГК РФ предусмотрено, что государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Под государственным (муниципальным) контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, который заключается в порядке, предусмотренном ГК РФ и федеральными законами.
Законом N 44-ФЗ регулируются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).
Согласно п. 3.4 (пп. 3.4.1. пп. 3.4.2.) контракта Подрядчик обязан - выполнить предусмотренные настоящим Контрактом работы надлежащим образом, качественно и в установленные сроки в полном соответствии с условиями настоящего Контракта и всех приложений к нему.
Нести ответственность перед Заказчиком за надлежащее исполнение работ по настоящему Контракту и отвечать за достоверность и качество представляемой информации и других материалов.
В свою очередь, Заказчик вправе требовать от Подрядчика информацию об объемах и качестве выполненных работ, проводить проверку на соответствие технической документации требованиям задания на проектирование, правильности оформления документов, подтверждающих выполнение работ. В целях осуществления контроля за выполнением работ Заказчиком. (п. 3.1.1 контракта).
В соответствии с п. 4.3. Контракта - по завершению работ Подрядчик передает Заказчику, за десять рабочих дней до срока окончания работ, согласно календарному плану (приложение 2 к Контракту) инженерные изыскания и проектную документацию на рассмотрение на бумажном носителе в одном экземпляре. За два рабочих дня до срока указанного в календарном плане (приложение 2 к Контракту) представляет акт сдачи-приемки выполненных работ с приложенной к нему накладной и четыре экземпляра технической документации на бумажном носителе, кроме того, один комплект - в электронном виде. По истечении двух рабочих дней со дня передачи Заказчику технической документации и в случае неполучения от Заказчика мотивированного отказа от ее приемки Подрядчик вправе считать техническую документацию принятой.
Согласно пояснениям представителя Заказчика, с момента заключения контракта Подрядчик вел работы по контракту отставанием от графика выполнения работ, что подтверждается претензионными письмами, направленными в адрес Подрядчика в рамках исполнения контракта.
Также Подрядчиком нарушен срок сдачи выполненных работ.
По состоянию на 13 ноября 2023 г. работы по контракту не сданы. При сроке выполнения работ по контракту до 25 мая 2020 года, подрядчиком только 01 марта 2021 года направлено в адрес администрации гарантийное письмо о предполагаемом сроке сдачи проектной документации по объекту "Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Реконструкция здания под детский сад в хуторе Привольном Курского района Ставропольского края" на проверку в АУ СК "Государственная экспертиза в сфере строительства" (исх. М. 469 от 01.03.2021).
Однако доверенность на предоставление полномочий на заключение, изменение, исполнение, расторжение договора о проведении государственной экспертизы была запрошена Подрядчиком только в июне 2021 года (исх. N 559 от 07.06.2021).
В адрес подрядчика неоднократно направлялись претензии (исх. N 2820 от 11.06.2020 г, исх. N 3234 от 08.07.2020 г, исх. N 4230 от 11.09.2020; исх. N 5062 от 09.11.2020, исх. N 2375 от 08.04.2021, исх. N 6638 от 06.10.2021, исх. N 2904 от 16.05.2022, исx. N 4853 от 10.08.2022, исх. N 443 от 30.01.2023, исх. N 3299 от 15.05.2023, исх. N 5778 от 11.08.2023, исх. N 7328 от 20.10.2023), однако Подрядчиком, меры по устранению нарушений условий Контракта не были предприняты.
В ноябре 2022 г. Заказчиком принималось решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое было отменено. В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона N44-ФЗ - Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком Администрация Курского муниципального округа Ставропольского края (АКМО СК) Школьный пер., д. 12, ст-ца Курская, 357850 тел. (879-64) 6-55-80, факс (879-64) 6-51-93 e-mail: econom-akmr-sk@yandex.ru ОГРН !REGNUMDATESTAMP] 1202600015034; ИНН/КП 2612020536/261201001 355000, Достоевского, 75 оф. 32 000 Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. "ГеоСтройПроект" Директору О.В. Затона 2 (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. ООО "ГеоПроектСтрой" по состоянию на 24 ноября 2023 года не сданы работы по контракту, нарушения условий контракта не устранены. В части оплаты частично выполненных работ сообщаем следующее:
Согласно п. 1.4. Контракта - Работы выполняются Подрядчиком в соответствии с требованиями нормативных документов и условиями настоящего Контракта. Результат работ - отчет по результатам инженерных изысканий, отчет по обследованию зданий и сооружений проектная документация с положительным заключением государственной экспертизы по инженерным изысканиям, проектной документации, положительным заключением о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости :строительства объекта, рабочая документация, сметная документация (далее - техническая документация). По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать се результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (ст. 702 Гражданского кодекса РФ). В соответствии со ст. 711 Гражданского кодекса РФ - если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно. Представленные Вами документы не являются окончательным результатом работ по контракту и не представляют для Заказчика интереса ввиду того, что выполнение строительных работ по ним не представляется возможным.
B соответствии с п. 10.1. Контракта - Расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков (п. 2 ст. 405 ГК РФ); указанные в п. 2 ст. 405 гК РФ последствия просрочки: исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков (п. 3 ст. 708 ГК РФ).
В связи с ненадлежащим исполнением Подрядчиком своих обязательств Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 10.1. Контракта, ст. 95 Федерального Закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ и пунктом 2 статьи 715 Гражданского кодекса РФ, принимает решение о расторжении в одностороннем порядке контракта N 19 на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Реконструкция здания под детский сад в хуторе Привольном Курского района Ставропольского края", заключенного 24.03.2020 г.
В соответствии с п. 10.1 Контракта, расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда либо в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 715 ГК РФ предусмотрено что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Из материалов дела, а также решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчика следует, что ООО "Геостройпроект" прекратило выполнение работ, предусмотренных Контрактом, не предпринимал необходимых мер, способствовавших выполнению обязательств, предусмотренных Контрактом.
В свою очередь, согласно статьям 309, 310 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом, в соответствии с условиями контракта, требованиями закона.
Под неисполнением обязательств понимается, например, отказ от выполнения контракта, выполнение его условий не в полном объеме, нарушение сроков выполнения контракта и другие обстоятельства.
В силу статей 432, 766 Гражданского кодекса Российской Федерации условие о сроках выполнения работ является существенным условием государственного или муниципального контракта (Постановление Верховного суда РФ от 27 февраля 2019 г. N 15-АД19-2 Постановление Верховного суда РФ от 20.03.2020 г. по делу N 44-АД20-3).
Частью 8 статьи 95 Закона N44-ФЗ предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
При указанных обстоятельствах на основании п. 1, 2 ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, п. 10.1 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Статьей 12.1 Закона N44-ФЗ установлено что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю).
Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно информации из ЕИС- zakupki.gov.ru решение об одностороннем отказе от исполнения контракта получено ООО "Геостройпроект" 13.11.2023 г.
Частью 13 статьи 95 Закона N44-ФЗ установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона N44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении, об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
ООО "Геостройпроект" не устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием заказчику для принятия решения об одностороннем расторжении контракта.
Следовательно, решение заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым 24.11.2023 г.
Действия ООО "Геостройпроект", выразившиеся в неисполнении условий контракта, привели к нарушению права Заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке. Невыполнение в данном случае участником закупки требований закона влечет невозможность исполнения контракта, что приводит к нарушению интересов не только Заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц ООО "Геостройпроект" также не предоставлено.
Согласно п. 15 Правил N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
На заседание Комиссии обстоятельства, предусмотренные п. 15 Правил N 1078, не установлены, на рассмотрение сторонами не представлены.
При этом, Комиссия установила:
а) не выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с ч. 8 ст. 104 Закона N 44-ФЗ информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Таким образом, документальных подтверждений неисполнения контракта по объективным причинам в материалы дела не представлено. При этом решение принято исходя из представленных доказательств и имеющейся информации.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2, 8 ст. 104, ст. 95 Закона N 44-ФЗ и Правилами N 1078 Комиссия
Р Е Ш И Л А :
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения в отношении ООО "Геостройпроект" ИНН: 2634809758 (директор Затона Олег Викторович ИНН: 263513289267), в связи с ненадлежащим исполнением обязательства, предусмотренного муниципальным контрактом N 19 от 24.03.2020 г. на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Реконструкция здания под детский сад в хуторе Привольном Курского района Ставропольского края" сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения информации об участнике закупки или поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр считается дата, следующая за датой размещения реестровой записи в реестре согласно п.17 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078, в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Г. В. Золина
Б.Ш. Карпель
Члены комиссии
П.В. Попова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 4 декабря 2023 г. N 026/10/104-2670/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2023