Резолютивная часть оглашена
05.12.2023 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение ГБУЗ "Самарская городская станция скорой медицинской помощи" (далее - Заказчик) о включении сведений о включении сведений об ООО "Максавто" (далее - Общество, Исполнитель) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская станция скорой медицинской помощи" (извещение N 0142200001323016372, начальная (максимальная) цена контракта - 2 500 000 руб.) (далее - Закупка),
в присутствии представителей Заказчика, Общества, Уполномоченного органа,
УСТАНОВИЛА:
14.08.2023 между Заказчиком и Обществом заключен контракт N 125 на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская станция скорой медицинской помощи".
В соответствии с условиями контракта Исполнитель обязался оказать услуги по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств в следующем порядке и сроки:
- проведение работ осуществляется Исполнителем на основании заказ-наряда Заказчика;
- проведение работ по техническому обслуживанию автомобилей осуществляется в срок, не превышающий 3 дней с момента оформления заказ-наряда;
- проведение любых видов текущего ремонта осуществляется в срок, не превышающий 5 дней с момента оформления заказ-наряда;
- сложный кузовной ремонт осуществляется в срок, не превышающий 10 рабочих дней с момента передачи автомобиля Исполнителю.
При необходимости использования оригинальных запасных частей, поставляемых на заказ, срок выполнения работ может быть увеличен по согласованию с Заказчиком (но не более чем на 15 календарных дня с момента приемки автомобиля Исполнителем).
Однако, по состоянию на 07.11.2023 ООО "Максавто" обязательства по контракту не выполнены, а именно:
В организацию Исполнителя для проведения текущего ремонта были направлены автомобили:
- ГA3-A6BR23, государственный регистрационный знак В 355 BE 763, оформлена заявка на ремонт N 2 от 02.10.2023;
- ГA3-A6BR23, государственный регистрационный знак В 872 АО 763, оформлена заявка на ремонт N 3 от 02.10.2023;
- ГАЗ-221727 Соболь, государственный регистрационный знак В 094 УК 763, оформлена заявка на ремонт N 11 от 04.10.2023;
- ГАЗ-221727 Соболь, государственный регистрационный знак Е 255 НН 763, оформлена заявка на ремонт N 15 от 10.10.2023;
- ЛУИДОР 2250В0, государственный регистрационный знак В 482 АС 82, оформлена заявка на ремонт N 19 от 12.10.2023;
- ГАЗ-174201, государственный регистрационный знак А 133 ВВ 763, оформлена заявка на ремонт N 20 от 13.10.2023.
Заявок на увеличение сроков выполнения работ от Исполнителя не поступало и Заказчиком не согласовывалось.
10.10.2023 Исполнителю было направлено Уведомление о просрочке исполнения обязательств исх.N1728 от 10.10.2023 по срокам ремонта автомобилей ГA3-A6BR23, В 355 BE 763 и автомобилю ГA3-A6BR23, В 872 АО 763 от 10.10.2023 N 1728.
18.10.2023 Заказчиком установлено нарушение условий контракта, выразившееся в нарушении сроков, определенных для проведения текущего ремонта, а именно:
- по автомобилю ГA3-A6BR23, В 355 BE 763, просрочка составляла 11 дней;
- по автомобилю ГA3-A6BR23, В 872 АО 763, просрочка составляла 11 дней;
- по автомобилю ГАЗ-221727 Соболь, В 094 УК 763, просрочка составляла 9 дней;
- по автомобилю ГАЗ-221727 Соболь, Е 255 НН 763, просрочка составляла 3 дня;
- по автомобилю ЛУИДОР 2250ВО, В 482 АС 82, просрочка составляла 1 день;
- срок нахождения в ремонте автомобиля ГАЗ-174201, А 133 ВВ 763, закончился 18.10.2023.
Заявок на увеличение сроков выполнения работ от Исполнителя не поступало и Заказчиком не согласовывалось.
18.10.2023 Исполнителю была направлена Претензия исх.N1765 от 18.10.2023 с требованием в течение пяти дней произвести текущий ремонт указанных автомобилей с последующей уплатой пени в течение 10 календарных дней с момента исполнения требования.
На 17.11.2023 требование не исполнено. Ремонт автомобилей не произведен.
Согласно пункту 3.2 указанного Контракта "Исполнитель обязан "оказать услуги в соответствии с техническим заданием в предусмотренный Контрактом срок".
Согласно пункту 5 Приложения N 1 к Государственному контракту N 125 от 14.08.2023 "Техническое задание", являющегося неотъемлемой частью Контракта, "по требованию заказчика осуществить бесплатную эвакуацию автомобиля, в случае невозможности его доставки своим ходом до Заказчика или до сервисного центра Исполнителя (по согласованию)".
17.10.2023 Заказчиком была оформлена заявка N 27 на ремонт автомобиля ГАЗ A6BR23 государственный регистрационный знак А 904 АХ 763. Доставка своим ходом до сервисного центра Исполнителя была невозможна, в связи с этим в заявке было отражена необходимость осуществления эвакуации. 17.10.2023 Заказчиком было установлено нарушение условий контракта, выразившееся в отказе Исполнителя, в предоставлении эвакуатора. Исполнителю была направлена претензия исх.1825 от 23.10.2023 с требованием уплаты штрафа. Указанное требование на 17.11.2023 Исполнителем не исполнено.
13.10.2023 Заказчиком была оформлена заявка N 21 на ремонт автомобиля ГАЗ 325642 государственный регистрационный знак У 541 ОО 163. Доставка своим ходом до сервисного центра Исполнителя была невозможна, в связи с этим в заявке была отражена необходимость осуществления эвакуации. 13.10.2023 Заказчиком было установлено нарушение условий контракта, выразившееся в отказе Исполнителя в предоставлении эвакуатора. Исполнителю была направлена претензия исх.1857 от 24.10.2023 с требованием уплаты штрафа. Указанное требование на 17.11.2023 Исполнителем не исполнено,
20.10.2023 Заказчиком была оформлена заявка N 32 на ремонт автомобиля ГАЗ 325642 с государственным регистрационным знаком У 463 ОО 163. Доставка своим ходом до сервисного центра Исполнителя была невозможна, в связи с этим в заявке было отражена необходимость осуществления эвакуации. 20.10.2023 Заказчиком было установлено нарушение условий контракта, выразившееся в отказе Исполнителя, в предоставлении эвакуатора. Исполнителю была направлена претензия исх.1856 от 24.10.2023 с требованием уплаты штрафа. Указанное требование на 17.11.2023 Исполнителем не исполнено.
В организацию Исполнителя для проведения текущего ремонта были направлен автомобиль УАЗ 396294, государственный регистрационный знак А 247 СР 163, оформлена заявка на ремонт N 29 от 19.10.2023.
18.10.2023 Заказчиком установлено нарушение условий контракта, выразившееся в нарушении сроков, определенных для проведения текущего ремонта, а именно:
- по автомобилю УАЗ 396294, государственный регистрационный знак А 247 СР 163, просрочка составляла 1 день.
Заявок на увеличения сроков выполнения работ от Исполнителя не поступало и Заказчиком не согласовывалось.
25.10.2023 Исполнителю была направлена Претензия исх.N1870 от 25.10.2023 с требованием в течение пяти дней произвести текущий ремонт указанных автомобилей с последующей уплатой пени в течение 10 календарных дней с момента исполнения требования. На 17.11.2023 требование не исполнено. Ремонт автомобиля не произведен.
02.11.2023 Заказчиком была оформлена заявка на бесплатную эвакуацию автомобиля ЛУИДОР 2250В0 государственный регистрационный знак В 8GG ИР 163, так как доставка своим ходом до сервисного центра Исполнителя была невозможна. 03.11.2023 Заказчиком было установлено нарушение условий контракта, выразившееся в отказе Исполнителя, в предоставлении эвакуатора. Исполнителю была направлена претензия исх.б/н от 03.11.2023 с требованием уплаты штрафа. Указанное требование на 17.11.2023 Исполнителем не исполнено.
В соответствии с подпунктом д) пункта 3.3 Контракта 17.11.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с законодательством на основании части 2 статьи 715 ГК РФ, в соответствии с которой если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта сформировано и подписано в ЕИС 17.11.2023, соответственно, вступило в силу 28.11.2023.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
Согласно пояснениям ООО "Максавто" в адрес Исполнителя поступили заявки N 2 от 02.10.2023, N 3 от 02.10.2023, N 11 от 04.10.2023, N 15 от 10.10.2023 (ошибка в дате заявки в решении, фактическая дата заявки 09.10.2023), N 19 от 12.10.2023, N 20 от 13.10.2023, N 29 от 19.10.2023. По всем автомобилям за весь период оказания услуг Исполнителем осуществлялся текущий ремонт.
Вместе с тем, причины задержек выполнения ремонта были разные: часть запчастей поступала Исполнителю с задержками, в некоторых случаях поставщики поставляли Исполнителю несоответствующие запчасти. Основной причиной увеличения сроков проводимых ремонтов заключалась в проведении сложных ремонтов по двигателям и коробкам передач. Данные виды ремонтов указаны в заявках Заказчика.
Несмотря на это Исполнителем исполнялись свои обязательства по Контракту и все автомобили, указанные в решении Заказчика об одностороннем отказе, были отремонтированы и переданы Заказчику.
Согласно приложению N 1 к Контракту Исполнитель обязан по требованию Заказчика осуществить бесплатную эвакуацию автомобиля, в случае невозможности его доставки своим ходом до Заказчика или до сервисного центра Исполнителя (по согласованию).
При этом, Контракт не содержит сроки эвакуации автомобилей.
По заявкам NN 02.11.2023, N 21 от 13.10.2023, 27 от 17.10.2023, 32 от 20.10.2023 с требованием эвакуации автомобили были частично эвакуированы Исполнителем в день подачи заявки. Эвакуировать остальные автомобили предлагалось Заказчику на следующий рабочий день (в связи с загруженностью эвакуатора), но Заказчик, не дожидаясь назначенной даты, произвёл эвакуацию автомобиля самостоятельно.
Часть автомобилей Заказчика находятся в настоящее время на территории Исполнителя. Решается вопрос о заключении контракта с Исполнителем как с единственным поставщиком для их завершающего ремонта.
Однако, данные пояснения не опровергают факт недобросовестного поведения Общества при оказании услуг по Контракту.
В ходе рассмотрения обращения установлено, что 2 автомобиля Заказчика длительное время находятся в ремонте, поскольку отсутствуют необходимые для ремонта детали. Согласно пояснениям представителя Общества, для ремонта автомобиля по заявке от 02.10.2023 N 2 нужны вложения около 140 000 рублей.
Комиссия Самарского УФАС России отмечает, что в ходе осуществления закупки Обществом была снижена начальная (максимальная) цена единицы услуги и цена единицы работы на 72%.
Факт, что автомобили отремонтированы и могут получены Заказчиком, о чем, как указывает Общество, сообщалось Заказчику, документально не подтвержден. Вместе с тем, Заказчиком акты приемки оказанных услуг не подписаны.
В заявках от 01.11.2023 N 60, N 84 от 22.11.2023, N 87 от 23.11.2023, N 88 от 23.11.2023, N 89 от 23.11.2023 Заказчик указывал на необходимость замены автошин 5 автомобилей. Указанные заявки направлены Заказчиком до вступления в законную силу решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Однако, автошины не заменены, что Обществом не отрицается.
Таким образом, на дату расторжения Контракта услуги, предусмотренные Контрактом, в полном объеме и надлежащего качества Обществом не оказаны.
В рассматриваемом случае Обществом не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
Заказчик в результате действий (бездействий) лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Исполнителя.
Вместе с тем, социальная значимость осуществляемой заказчиком деятельности требует от поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по контрактам большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "Максавто" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений Контракта.
В указанном случае ООО "Максавто" не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "Максавто" (ИНН 6314045902, КПП 631401001; адрес регистрации: 443047, САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ, САМАРА ГОРОД, УТЕВСКАЯ УЛИЦА, ДОМ 20, СТРОЕНИЕ Б; сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица/учредителе: Антонов Алексей Петрович (ИНН 631405602850), в реестр недобросовестных поставщиков (приложение)*.
2. Исключить информацию об ООО "Максавто", сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица/учредителе общества из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр либо ранее по основаниям, установленным частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 8 декабря 2023 г. N РНП-63-307
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2023