Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение (вх. N 18133/23) ГБУЗ ПК "Березниковская стоматологическая поликлиника" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ТехноМед" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку анестетика в карпулах для стоматологии: артикаин+эпинефрин (изв. N 0356300122823000032),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300122823000032, Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку анестетика в карпулах для стоматологии: артикаин+эпинефрин. Начальная (максимальная) цена контракта 673 920,00 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 30.11.2023 в 16:30 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 04.12.2023 с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
10.05.2023 г. между Заказчиком и ООО "ТехноМед" (далее - Поставщик, Общество) заключен контракт N 0356300122823000032 на поставку анестетика в карпулах для стоматологии: артикаин+эпинефрин (далее - Контракт).
В связи с невыполнением условий контракта, 14.11.2023 г. Заказчиком было сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно условиям Контракта:
1.1. В соответствии с Контрактом Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку лекарственных препаратов для медицинского применения АРТИКАИН+ЭПИНЕФРИН; АРТИКАИН+ЭПИНЕФРИН (код ОКПД2 - 21.20.10.231, 21.20.10.231) (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар.
1.2. Номенклатура Товара и его количество определяются Спецификацией (приложение N 1 к Контракту), технические показатели - Техническими характеристиками (приложение N 2 к Контракту).
1.3. Поставка Товара осуществляется с разгрузкой транспортного средства в сроки, определенные Календарным планом (приложение N 4 к Контракту), в следующем порядке:
1.3.1. Поставщик доставляет Товар Заказчику по адресу 618417, Пермский край, Город Березники, улица Юбилейная, дом 37 (далее - Место доставки).
3.1 Поставщик обязан:
3.1.3 незамедлительно информировать Заказчика о сложностях, возникающих при исполнении Контракта, а также обо всех обстоятельствах, препятствующих исполнению Контракта.
Согласно календарному плану поставки приложения N3 Контракта:
N этапа |
Срок поставки товаров |
Срок исполнения контракта |
Сумма этапа, руб.* |
||
Срок начала поставки товаров |
Срок окончания поставки товаров |
Срок начала исполнения этапа контракта |
Срок окончания исполнения этапа контракта |
||
1 |
01.06.2023 г. |
30.06.2023 г. |
01.06.2023 г. |
31.07.2023 г. |
336 960,00 |
2 |
01.10.2023 г. |
31.10.2023 г. |
01.10.2023 г. |
30.11.2023 г. |
336 960,00 |
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ обозначено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено в разделе 3 Контракта.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия Заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления Общества является 14.11.2023 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 27.11.2023 г.
Информация об ООО "ТехноМед" была направлена в адрес Пермского УФАС России посредством функционала единой информационной системы 27.11.2023.
Из представленных Заказчиком документов в составе обращения следует, что этап контракта с 10.05.2023 г. по 31.07.2023 г. исполнен Обществом в полном объеме на сумму 336 960,00 руб.
Вторая партия товара должна была быть поставлена до 31.10.2023 г. Заказчиком в адрес Поставщика была направлена официальная заявка на поставку лекарственного препарата письмом N 156 от 11.10.2023 г.
Поскольку на дату 14.11.2023 г. вторая партия товара так и не была поставлена, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от заключения контракта.
Представитель общества в ходе рассмотрения обращения и в письменных пояснениях указала, что на стадии заключения Контракта, ООО "ТехноМед" был оформлен заказ на получение у ООО "Стоматорг" (Поставщик ООО "ТехноМед") товара в полном объеме. Однако до настоящего времени часть товара от ООО "Стоматорг" не поступила. Сложившаяся ситуация обусловлена тем, что Министерство промышленности и торговли Российской Федерации 15.03.2023 г. приостановило действие лицензии на производство лекарственных средств у производителя поставляемых анестетиков ФПК "Армавирская Биофабрика" в связи с неисполнением лицензионных требований. Действие лицензии было возобновлено 11.05.2023 г. На момент подачи заявки Общество не знало о данных обстоятельствах, так как информации от Поставщиков ООО "ТехноМед" не поступало. Вынужденный "простой" на производстве в совокупности с отсутствием импортной анестезии на фоне санкций в отношении России, спровоцировал лавинообразный спрос на изготовление, что во много раз превышает производственные возможности завода. Кроме того, наблюдается неконтролируемое повышение цен на сырье и удорожание услуг доставки сырья из-за рубежа, которое ведет к значительному увеличению себестоимости продукции, а именно себестоимость анестезии для стоматологии возросла примерно в 2,5 раза и отгружается по 4000,00 рублей-5000,00 рублей. Сложившаяся ситуация усложнена и тем, что фактически ФПК "Армавирская Биофабрика" является единственным производителем анестезии для стоматологии в картриджах. В письме N 968 от 05.10.2023 г. ООО "ТехноМед" сообщило Заказчику о невозможности осуществить отгрузку товара из-за многократного увеличения цены и предложило Заказчику расторгнуть договор в одностороннем порядке, поскольку на момент исполнения Договора из-за возникших обстоятельств, которые не могли быть спрогнозированы Обществом при обычном ведении хозяйственной деятельности, ООО "ТехноМед" не могло отгрузить в адрес Заказчика товар по стоимости, указанной в Договоре.
Представитель Общество также пояснила, что ООО "ТехноМед" осуществляет поставку товаров для нужд государственных и муниципальных Заказчиков с 2012 г. и понимая важность потребности Заказчика на протяжении 2023 г. (отгрузки в мае 2023 г, в июне 2023 г,) осуществляло многие сделки в рамках Договоров заключенных по результатам торгов "в минус". Все это привело к исчерпанию запаса денежных средств на приобретение новой продукции и поддержанию деятельности предприятия.
ООО "ТехноМед" начиная с 2012 г. принимает активное участие в государственных и муниципальных торгах и за весь период этого времени ни разу ни уклонялось от подписания контракта, в адрес ООО "ТехноМед" не выставлялось решение об одностороннем отказе Заказчика от заключения и (или) исполнения контракта, а также не расторгались контракты по решению суда. ООО "ТехноМед" за весь период данного времени, в частности, 11 лет не было включено в Реестр недобросовестных Поставщиков. С данным Заказчиком заключено и исполнено 10 контрактов,. Кроме того, всего заключено порядка 911 договоров (без учета 223-ФЗ) и исполнено 655 договоров. ООО "ТехноМед" с 2015 года имеет лицензию на фармацевтическую деятельность и активно осуществляет поставки анестетиком для оказания стоматологической помощи, которые являлись предметом данной закупки.
В подтверждение своей позиции ООО "ТехноМед" предоставило в материалы обращения переписку с Заказчиком и с Поставщиками в полном объёме.
Комиссия обращает внимание на то, что исходя из анализа материалов одностороннего отказа, пояснений представителя Общества, а также предоставленных Поставщиком документов можно сделать вывод о том, что действия Поставщика были направлены на исполнение положений Контракта, однако по независящим от ООО "ТехноМед" обстоятельствам, поставить товар в полном объеме не представилось возможным.
При принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений ООО "ТехноМед", с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Поставщиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Поставщика или об умысле ООО "ТехноМед", направленном на неисполнение заключенного Контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Поставщиком, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "ТехноМед" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "ТехноМед" в реестр недобросовестных поставщиков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 4 декабря 2023 г. N РНП-59-423
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2023