Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам.председателя комиссии:
- зам. руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
-специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
- представителя ООО "ОА Гектор", по доверенности;
- представителя ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области", по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО "ОА Гектор",
У С Т А Н О В И Л А:
27.11.2023 года в Единой информационной системе в сфере закупок размещена жалоба ООО "ОА Гектор" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области" при проведении электронного аукциона на оказание охранных услуг для нужд ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области" (извещение N 0340100003923000168).
Заявитель сообщает, что Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при формировании извещения о проведении закупки, поскольку не указана необходимость наличия у Исполнителя оборудованного помещения для хранения оружия, необходимость организациям, зарегистрированным за пределами Кировской области, создавать обособленное подразделение в Кировской области и предоставлять Заказчику разрешения на транспортирование оружия и патронов серии РТЮ, выданное в соответствии с приказом Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 26 сентября 2019 г. N 329, не указаны обязательные к применению требования ГОСТ Р 59588-2021 "Обеспечение безопасности медицинских организаций. Оказание охранных услуг на объектах медицинских организаций. Общие требования".
Указывает, что пункты 1 и 7 ч. 3 ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" являются самостоятельными видами охранных услуг.
Указал, что проект контракта, размещенный Заказчиком, имеет расхождения с типовым контрактом, утвержденным Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 1 июня 2020 г. N 149 "Об утверждении типового контракта на оказание охранных услуг и информационной карты типового контракта на оказание охранных услуг". Так, отдельные положения и пункты типового контракта не включены в полном объеме либо отсутствуют. В частности, в проекте контракта приведен пункт 6.12, которого нет в Типовом контракте, изменен раздел "Порядок урегулирования споров". Пункты 7.6, 7.8 из Типового контракта отсутствуют.
Рассмотрение жалобы назначено на 01.12.2023 г., информация размещена в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены надлежащим образом.
При рассмотрении жалобы представитель Заявителя поддержал доводы жалобы.
Представитель Заказчика пояснил, что описание объекта закупки произведено Заказчиком в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе, при этом в описании объекта закупки указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей Заказчика.
При предъявлении требований к антитеррористической защищенности Заказчик руководствовался Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 года N 1309 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)". Согласно Постановлению N 1309 и паспорту безопасности Заказчика категория угрозы безопасности охраняемого объекта - 2 (выкопировка из паспорта безопасности). Согласно п.16, п.17 Постановления N 1309 требования к организации вооруженной охраны объекта (территории) категории 2 отсутствуют. В связи с чем установление дополнительных требований к участникам закупки в виде наличия у исполнителя оборудованного помещения для хранения оружия, необходимости организациям, зарегистрированным за пределами Кировской области, создавать обособленное подразделение в Кировской области и предоставлять Заказчику разрешение на транспортирование оружия и патронов серии РТЮ, выданное в соответствии с приказом Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 26 сентября 2019 г. N 329 являются неправомерными, так как не соответствуют предмету и целям проводимой процедуры закупки и привели бы к необоснованному ограничению конкуренции.
Указал, что Заказчик является не медицинской организацией, а учреждением здравоохранения. Согласно п.1.1 ГОСТ Р 59588-2021 данный стандарт устанавливает общие требования к порядку организации оказания охранных услуг на объектах медицинских организаций независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности. При этом согласно п.1.3, действие стандарта не распространяется на объекты (территории), требования к антитеррористической защищенности которых утверждены иными актами Правительства Российской Федерации. В данном случае требования к антитеррористической защищенности утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 года N 1309 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)". В связи с вышеизложенным, Заказчик при описании объекта закупки не предъявлял требования ГОСТ Р 59588-2021.
В соответствии с ч. 12 ст. 8 Закона N 360-ФЗ от 02.07.2021 г. условия типовых контрактов и типовые условия контрактов, утвержденные до дня вступления в силу Закона N 360-ФЗ, применяются до утверждения Правительством Российской Федерации типовых условий контрактов в соответствующей сфере в части, не противоречащей Закону о контрактной системе. Таким образом, проект контракта на оказание охранных услуг для нужд Заказчика соответствует типовому контракту, утвержденному Приказом Росгвардии от 01.06.2020 N 149 "Об утверждении типового контракта на оказание охранных услуг и информационной карты типового контракта на оказание охранных услуг" в части, не противоречащей действующему законодательству о контрактной системе.
Представитель Заказчика жалобу считает необоснованной.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе проводится внеплановая проверка.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
20.11.2023 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание охранных услуг для нужд ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области". Начальная (максимальная) цена контракта - 1 761 600,00 руб.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 г. утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ и Правила использования КТРУ (далее - Правила).
Согласно п. 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Раздел 2 "Описание объекта закупки", являющееся неотъемлемой частью извещения, содержит следующее наименование и характеристики объекта закупки:
Наименование услуги по КТРУ 80.10.12.000-00000003 |
Характеристики услуги |
Единица измерения |
Количество |
|
Наименование |
Значение |
|||
Услуги частной охраны (Выставление поста охраны) |
Использование мобильной группы |
да |
Человеко-час (чел. ч) |
8 808 |
Использование специальных средств |
да |
|||
Наличие оружия у сотрудников мобильной группы |
да |
|||
Наличие оружия у сотрудников охраны |
нет |
|||
Вид услуги по охране |
охрана объектов, а также обеспечение внутриобъектового режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности |
Таким образом, данное описание объекта закупки полностью соответствует позиции КТРУ 80.10.12.000-00000003 "Услуги частной охраны (Выставление поста охраны)".
Согласно постановлению Правительства РФ от 03.12.2014 N 1309 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" (далее - постановление N 1309) и паспорту безопасности Заказчика категория угрозы безопасности охраняемого объекта 2.
Согласно п. 16, п. 17 постановления N 1309 требования к организации вооруженной охраны объекта (территории) категории 2 отсутствуют.
Согласно пп. "в" п. 1.3 "ГОСТ Р 59588-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Обеспечение безопасности медицинских организаций. Оказание охранных услуг на объектах медицинских организаций. Общие требования" положения настоящего стандарта не распространяются на объекты (территории), требования к антитеррористической защищенности которых утверждены иными актами Правительства Российской Федерации.
Согласно п. 1.1 ГОСТ Р 59588-2021 настоящий стандарт устанавливает общие требования к порядку организации оказания охранных услуг на объектах медицинских организаций независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности. Требования настоящего стандарта распространяются на частные охранные организации и оказание ими охранных услуг на объектах медицинских организаций с круглосуточным пребыванием пациентов независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности. Требования настоящего стандарта также распространяются на оказание охранных услуг на объектах стационарного типа, являющихся отдельными структурными подразделениями медицинских образовательных организаций высшего образования (клиники), где ведется научная и учебная работа, и амбулаторно-поликлинических лечебно-профилактических организаций, диагностических центров, где лечебная работа ведется методом диагностирования, диспансеризации, профилактической и амбулаторной медицинской помощи, с учетом особенностей отсутствия круглосуточного пребывания пациентов.
Согласно п. 3.3 ГОСТ Р 59588-2021 медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Вместе с тем, согласно сведениям из ЕГРЮЛ, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области" относится к учреждениям здравоохранения, основной вид деятельности указан 86.90.1 деятельность организаций санитарно-эпидемиологической службы.
В связи с вышеизложенным, Заказчик при описании объекта закупки правомерно не предъявлял требования ГОСТ Р 59588-2021.
КТРУ 80.10.12.000-00000003: услуги частной охраны (выставление поста охраны) входит в информационную карту типового контракта на оказание охранных услуг, утвержденного Приказом Росгвардии от 01.06.2020 N 149 "Об утверждении типового контракта на оказание охранных услуг и информационной карты типового контракта на оказание охранных услуг" (далее - Приказ N 149), о чем Заказчиком при размещении в ЕИС извещения о проведении электронного аукциона N 0340100003923000168 от 20.11.2023 года была сделана соответствующая ссылка на применение условий типового контракта N 1400700000520012.
В соответствии с ч. 12 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 360-ФЗ) условия типовых контрактов и типовые условия контрактов, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона), до утверждения Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) типовых условий контрактов.
Согласно информационному письму Минфина России от 14.02.2022 N 24-01-09/10138 после 1 января 2022 г. (и до утверждения Правительством Российской Федерации новых типовых условий) сохраняют свою силу и подлежат применению условия, содержащиеся в ранее утвержденных федеральными органами исполнительной власти типовых контрактах и типовых условиях контрактов, за исключением условий, которые противоречат действующим положениям Закона N 44-ФЗ в редакции Закона N 360-ФЗ.
Установлено, что проект контракта дополнен п. 6.12 следующего содержания: "6.12. Сумма неисполненных Исполнителем требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных Заказчиком может быть удержана из суммы, подлежащей оплате Исполнителю". Данный пункт соответствует пп. "ж" п. 20 ст. 5 Закон N 360-ФЗ.
П. 7.6 типового контракта отсутствует, поскольку касается правил начисления штрафа в общем порядке в зависимости от цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 7.7 - 7.9 типового контракта. Соответственно, пункт 7.7 типового контракта включен в п. 6.6 проекта контракта, поскольку электронный аукцион проводится в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
П. 7.8 типового контракта относится к ситуации, когда контракт заключается с победителем закупки, предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, предусмотренного пунктом 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе. Приказом Росгвардии от 15.02.2021 N 45 "Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок охранных услуг" установлен порядок определение НМЦК при осуществлении закупок охранных услуг, при котором учитываются прямые затраты как общая стоимость часа работы одного работника на одном посту охраны, что свидетельствует о невозможности оказания охранных услуг на сумму ноль рублей.
Раздел 8 "Порядок урегулирования споров" приведен в соответствие с пп. "д" п. 32 ст. 5 Закон N 360-ФЗ.
Таким образом, проект контракта на оказание охранных услуг для нужд ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области" соответствует типовому контракту, утвержденному Приказом N 149 с учетом действующих положений законодательства о контрактной системе.
Довод Заявителя не обоснован.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "ОА Гектор" на действия Заказчика - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области" при проведении электронного аукциона на оказание охранных услуг для нужд ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области" (извещение N 0340100003923000168).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 1 декабря 2023 г. N 043/06/106-1280/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2023