Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
- представителя ООО "Бисмарк", по доверенности;
в присутствии:
- представителей ФКУ КП-21 УФСИН по Кировской области, по доверенностям;
рассмотрев жалобу ООО "Бисмарк",
У С Т А Н О В И Л А:
27.11.2023 года в Единой информационной системе в сфере закупок размещена жалоба ООО "Бисмарк" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - ФКУ КП-21 УФСИН по Кировской области при проведении электронного аукциона на поставку оборудования для системы видеонаблюдения (извещение N 0340100007823000009).
Заявитель считает, что Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), поскольку при размещении разъяснений положений извещения Заказчик сообщал о готовности внести изменения в извещение, однако не внес их. Следовательно, техническое задание по двум позициям 6,7 противоречит фактическому предмету закупки, товар будет не соответствовать описанному с учетом разъяснений, данных Заказчиком. Отсутствует инструкция к заполнению заявок. В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Данные условия влияют на подачу заявки и последующее исполнение заказа, создавая для поставщика ряд неопределенностей по исполнению заказа на стадии выполнения контракта. Просит обязать Заказчика описать предмет закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Рассмотрение жалобы назначено на 01.12.2023 г. Стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
При рассмотрении жалобы представитель Заявителя поддержал доводы жалобы.
Представитель Заказчика подтвердила письменные пояснения, сообщила, что в связи с поступающими в ЕИС запросами на дачу разъяснений положений извещения Заказчиком было принято решение о внесении изменений в извещение об осуществлении закупки, а именно уточнение показателей описания объекта закупки, по которым у участников закупки возникли вопросы. Изменения были готовы и направлены на контроль в Управление Федерального казначейства по Кировской области. После осуществления контроля, у Заказчика остался срок менее 1 рабочего дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, который установлен Законом о контрактной системе для внесения изменений в извещение об осуществлении закупки. Внесение изменений в извещение является правом, а не обязанностью Заказчика.
Доводы Заявителя, что техническое задание составлено с ошибками и противоречит фактическому предмету закупки по двум товарным позициям, Заказчик считает неверными, поскольку в разъяснениях на поступившие запросы качественные и количественные характеристики не были изменены, а лишь уточнены Заказчиком.
Сообщил, что Заказчиком в извещении были указаны все характеристики товара, а именно надлежащим образом заполнена инструкция по заполнению заявки в электронном виде. Также Заказчиком к извещению об осуществлении закупки на поставку оборудования для системы видеонаблюдения была приложена инструкция по заполнению заявки участниками закупки в формате * doc.
Заказчиком планируется приобретение товара, а именно "Модуль" ОКПД2 26.30.11.110. В связи с тем, что в КТРУ отсутствовал товар "Модуль", Заказчиком описание товара было осуществлено в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Просит признать жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения Сторон, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
17.11.2023 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку оборудования для системы видеонаблюдения. Начальная (максимальная) цена контракта - 334 736,55 руб.
Согласно Приложению N 1 к извещению "Описание объекта закупки" по позиции 6,7 к поставке требуются:
6 |
Модуль
ОКПД2: 26.30.11.110 |
Тип: модуль: SFP Количество разъёмов: Тип разъема: SC Тип волокна: одномодовое Форм-фактор: SFP Питание: 3.3В Материал: металл Расстояние передачи: Цвет: серебро Количество используемых волокон: Скорость передачи данных: Рабочая длинна волны: Температура хранения: от -40до70°C Температура эксплуатации: от 0 до 70°C |
шт |
4 |
7 |
Модуль
ОКПД2: 26.30.11.110 |
Тип- модуль: SFP Количество разъёмов: Тип разъема: SC Тип волокна: одномодовое Форм-фактор: SFP Питание: 3.3В Материал: металл Расстояние передачи: Цвет: серебро Количество используемых волокон: Скорость передачи данных: Рабочая длинна волны: Температура хранения: от -40до 70°C Температура эксплуатации: от 0 до 70°C |
шт |
4 |
Относительно первого довода Комиссия Кировского УФАС России сообщает следующее.
Согласно ч. 4 ст. 42 Закона о контрактной системе, Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускаются. При этом срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял:
1) при проведении электронных конкурсов - не менее десяти дней;
2) при проведении электронных аукционов - не менее семи дней;
3) при проведении электронных аукционов, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает два миллиарда рублей, - не менее трех дней;
4) при проведении электронных запросов котировок - не менее трех дней.
Согласно ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе, любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Согласно информации из ЕИС 22.11.2023 г. Заказчиком размещены разъяснения положений извещения, в которых Заказчик сообщал о готовности внести изменения в извещение.
Из пояснений Заказчика следует, что 23.11.2023 г. были подготовлены и направлены изменения в извещение в ЕИС, получено уведомление о соответствии контролируемой информации 24.11.2023 г. (скриншот из личного кабинета), после которого можно было размещать изменения в извещение, срок окончания подачи заявок 27.11.2023 г., вместе с тем Законом о контрактной системе предусмотрен срок для совершения указанных действий не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. В данном случае последним днем размещения информации об изменении извещения являлось 23.11.2023 г., таким образом, у Заказчика отсутствовала возможность изменить извещение, а также продлить срок подачи заявок в связи с пропуском срока для размещение таких изменений.
Из содержания части 4 статьи 42 Закона о закупках можно установить, что внесение изменений в извещение является правом Заказчика, таким образом, не реализовав указанное право, Заказчик не нарушил положение вышеуказанной статьи.
Довод Заявителя не обоснован.
Относительно второго довода Комиссия Кировского УФАС России сообщает следующее.
Согласно ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе, разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Приложением N 1 "Описание объекта закупки" к извещению по позициям 6,7 для модулей установлено, что рабочая длина волны должна быть 1310/1550 нм в количестве 4 шт.
Разъяснениями по позициям 6,7 для модулей указано, что они должны быть парными, установлено, что длина волны должна быть Tx1310/Rx1550 нм в количестве 2 шт, Tx1550/Rx1310 нм в количестве 2 шт.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеприведенные разъяснения положений извещения об электронном аукционе меняют суть самого извещения, поскольку содержат требования о том, что модули должны быть парными с разными tx и rx.
Следовательно, действия Заказчика нарушают требования части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод Заявителя обоснован.
Относительно третьего довода Комиссия Кировского УФАС России сообщает следующее.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
Комиссией Кировского УФАС России установлено, что Приложение N 3 прикреплено в виде файла к извещению, содержит требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению.
При этом Закон не предъявляет каких-либо требований к оформлению такой инструкции (в частности, отсутствует требование, что инструкция оформляется отдельным файлом/документом).
Довод Заявителя не обоснован.
Относительно четвертого довода Комиссия Кировского УФАС России сообщает следующее.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 г. утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ и Правила использования КТРУ (далее - Правила).
Согласно п. 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Заказчиком планируется приобретение товара, а именно "Модуль" ОКПД2 26.30.11.110. В каталоге товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) для данного ОКПД2 отсутствует позиция по данному виду товара.
В силу п. 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Согласно Определению Верховного Суда РФ от 30.12.2021 N 306-ЭС21-25954 по делу N А65-29493/2020 возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
Таким образом, в связи с тем, что в КТРУ отсутствует товар "Модуль", Заказчиком описание товара было осуществлено в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе и своими потребностями.
Довод Заявителя не обоснован.
Согласно дополнению к жалобе Заказчиком установлено по позиции коммутатор КТРУ: 26.30.11.110-00000041 два взаимозависимых параметра "мощность", один параметр прямо коррелирует со вторым. При этом в запросе Заказчиком дан ответ: "чем мощнее коммутатор, тем лучше". Изменение в описание закупки после разъяснений Заказчик не внес, чем ввел в заблуждение участников аукциона. При этом на основании этого же параметра Заказчик отклонил заявку Заявителя. Заказчик данные дополнения не получал.
Комиссией Кировского УФАС России установлено, что Заказчиком были даны следующие разъяснения: "суммарная мощность РоЕ это параметр КТРУ, чем ближе значение к 750 Вт, тем лучше".
Заявка заявителя содержит следующие характеристики:
Наименование товара |
Наименование характеристики |
Значение характеристики, указанное в извещении |
Значение характеристики, предлагаемое участником |
коммутатор ОКПД2: 26.30.11.110 КТРУ: 26.30.11.110-00000053 |
Максимальная потребляемая мощность |
|
120 |
Суммарная мощность PoE |
|
120 |
|
коммутатор ОКПД2: 26.30.11.110 КТРУ: 26.30.11.110-00000041 |
Максимальная потребляемая мощность |
|
300 |
Суммарная мощность PoE |
|
300 |
Таким образом, заявка Заявителя отклонена по параметру "максимальная потребляемая мощность", разъяснения даны по параметру "суммарная мощность PoE", следовательно, данный факт никак не повлиял на заполнение заявки.
По результатам внеплановой проверки, Комиссией Кировского УФАС России установлено следующее.
Заказчиком в ЕИС размещены разъяснения положений извещения от 22.11.2023 NРИ1, от 22.11.2023 NРИ2 (далее - разъяснения).
Вместе с тем, разъяснения размещены в ЕИС без указания предмета запроса, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, не указавшего в разъяснениях предмет запроса разъяснений положений извещения, нарушают требования части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установлено, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.11.2023 г. NИЭА1 по позициям 6,7 модуль, в том числе по характеристике длина волны, заявки участников не были отклонены.
Учитывая, что выявленные нарушения не повлияли на результат закупки, предписание об устранении выявленных нарушений не выдается.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Бисмарк" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства.
5. Обязать Заказчика представить в срок до 25.12.2023 г. в адрес Кировского УФАС России следующую информацию относительно должностного лица, ответственного за вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе:
- паспортные данные (серия и номер паспорта, дата и наименование органа, выдавшего паспорт, дата и место рождения, место регистрации, место фактического проживания);
- приказ о назначения на должность, должностную инструкцию;
- объяснение должностного лица.
Обязать Заказчика обеспечить уведомление ответственного должностного лица о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении.
Составление протокола об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица назначается на 11.01.2024 г. в 13 час. 10 мин. по адресу: по адресу: г. Киров, ул. К.Либкнехта, д.55, каб. 9.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Кировское УФАС России 8(8332) 23-16-46; e-mail: to43@fas.gov.ru).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. Председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 1 декабря 2023 г. N 043/06/106-1273/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2023