Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Председателя комиссии:
- руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области;
Членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
- ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
в отсутствие сторон;
рассмотрев материалы КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница" (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "КАМИ" (далее - Поставщик, Общество) в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
01.12.2023 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещено обращение КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница" о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "КАМИ" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку изделий медицинского назначения (извещение N 0340200003323001221).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение указанного заявления и материалов назначено на 07.12.2023 г. стороны извещены надлежащим образом. ООО "КАМИ", извещенное о времени и месте рассмотрения материалов РНП, явку представителя не обеспечило, ходатайств не направило. Заказчиком направлено ходатайство о рассмотрении материалов РНП в отсутствие своего представителя.
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков.
Согласно ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - Реестр недобросовестных поставщиков, РНП, Реестр) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно п. 9 Правил при проведении электронной процедуры:
г) орган контроля размещает (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" настоящего пункта) не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, информацию о проведении внеплановой проверки в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона;
д) не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно представленным документам Заказчика установлено, что по направленной в адрес Поставщика заявке Обществом неоднократно не был поставлен товар, в связи с чем 09.08.2023 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, которое размещено в ЕИС.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.
08.02.2023 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий. По результатам проведенного электронного аукциона Обществом допущено снижение НМЦК в размере 71.9527119966 %.
03.03.2023 г. между Заказчиком и ООО "КАМИ" заключен контракт на поставку набора белья для осмотра/хирургических процедур, стерильный, одноразового использования (далее - Контракт).
В соответствии с п. 1.1. Контракта Поставщик обязуется поставить Заказчику медицинские изделия (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией, являющейся Приложением N 1 к настоящему Контракту, а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный Товар, в срок, установленный Контрактом.
Поставка товара осуществляется по заявке Заказчика в течение 10 календарных дней с момента направления заявки. Поставка товара без заявки Заказчика не допускается. Датой поставки товара считается дата поставки товара с предоставлением документов, указанных в п. 2.2.3., 3.5., 3.6. При невыполнении данного условия, товар считается не поставленным, принятию и оплате не подлежит. Направление заявки осуществляется по факсу, электронной почте, указанных в разделе "Адреса и реквизиты сторон" (п. 3.4 Контракта).
В соответствии с пунктом 7.5 Контракта Заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта в одностороннем внесудебном порядке в случаях:
7.5.1. Поставки Товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок;
7.5.2. Нарушение поставщиком сроков поставки товара, предусмотренных контрактом, более чем на 14 календарных дней;
7.5.3. В иных случаях, предусмотренных гражданским законодательствам.
Согласно спецификации поставке подлежат наборы белья для осмотра/хирургических процедур, стерильный, одноразового использования в общем количестве 900 шт.
10.08.2023 г. Заказчик направил в адрес Поставщика заявку на поставку товара в общем объеме 150 шт. В соответствии с условиями п. 3.4 Контракта поставка товара должна быть осуществлена не позднее 21.08.2023 г.
31.08.2023 г., 12.09.2023 г. и 25.09.2023 г. в адрес Поставщика направлены претензии N 4818, N 5075, N 5278, согласно которым товар не поставлен, в связи с чем Заказчик просит произвести поставку товара.
12.10.2023 г. Заказчик направил в адрес Поставщика заявку на поставку товара в общем объеме 300 шт. В соответствии с условиями п. 3.4 Контракта поставка товара должна быть осуществлена не позднее 23.10.2023 г.
02.11.2023 г. и 10.11.2023 г. в адрес Поставщика направлены претензии N 6056 и N 6211, согласно которым товар не поставлен, в связи с чем Заказчик просит произвести поставку товара.
По состоянию на 20.11.2023 года товар Заказчику не поставлен, в связи с чем Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в связи с существенным нарушением условий Контракта.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно п. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора Поставщиком предполагается существенным в случаях поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 20.11.2023 г. сформировано, подписано и размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в связи с существенным нарушением условий Контракта. Согласно информации, размещенной в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта получено Поставщиком 20.11.2023 г. в 09:13 ч.
Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Таким образом, датой надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика является 20.11.2023 г.
Учитывая, что в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения условий контракта, послужившие основаниями для принятия указанного решения, не устранены, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона вступило в законную силу 01.12.2023 г.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Кировского УФАС России в установленный законом срок - 01.12.2023 г.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в статье 1 Закона о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
При этом такими действиями (бездействием) нарушаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и сроков исполнения контракта, исключается (умаляется) эффективность использования бюджетных средств, обеспечение публичных интересов в рамках соответствующих правоотношений. Участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в размещении заказа и претендующий на заключение государственного (муниципального) контракта и его надлежащее исполнение, обязан учесть специфику заключения и исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в РНП.
Следует учитывать, что лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий/бездействия в противоречие требованиям этого Закона, в том числе, в случае ненадлежащего исполнения контракта. При этом такими действиями/бездействием не соблюдаются права заказчика относительно условий (выявленные им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Поставщик, извещенный о рассмотрении материалов РНП, пояснения и документы, подтверждающие принятие мер для надлежащего исполнения условий контракта в полном объеме, не представил. Также не представлены документы, обосновывающие невозможность исполнения контракта в связи с возникновением обстоятельств непреодолимой силы.
При участии в закупке действия Общества по значительному снижению НМЦК (71,9 %) могли привести к ненадлежащему исполнению Контракта.
Заказчик при заключении контракта рассчитывал на поставку медицинских изделий, следовательно, ООО "КАМИ" не проявило той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства.
При рассмотрении материалов РНП Поставщик обязан представить доказательства, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, он принял все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Таким образом, на момент заключения контракта Поставщик не оценил свою возможность исполнить принятые по контракту обязательства. Материалы дела не содержат доказательств, указывающих на объективную невозможность выполнить условия контракта, что свидетельствует о недобросовестном поведении общества при исполнении Контракта.
Недобросовестность поведения подтверждается также неоднократным включением данного Поставщика в Реестр недобросовестных поставщиков (7 записей).
Согласно п.п. б) п. 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
В силу п. 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Таким образом, при рассмотрении обращения не выявлены нарушения требований Закона о контрактной системе при принятии Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта; подтвержден факт существенного нарушения условий контракта и заказчиком представлены информация и документы, подтверждающие основания для одностороннего отказа от исполнения контракта. При этом Поставщиком не представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, а также, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
В данном случае характер допущенного Поставщиком нарушения условий контракта и наличие в его действиях вины, свидетельствуют о необходимости применения данной меры ответственности в отношении ООО "КАМИ". Применение в рассматриваемом случае соответствующей санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.
Руководствуясь ст. 99, 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) следующую информацию об ООО "КАМИ":
1) Наименование: ООО "КАМИ", 420091, РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН, КАЗАНЬ ГОРОД, ХИМИКОВ УЛИЦА, ДОМ 45А, ОГРН: 1041626841728, Дата присвоения ОГРН: 20.10.2004, ИНН: 1658058499, КПП: 165801001;
2) Учредитель и директор:, ИНН:; учредитель:, ИНН:;
3) ИКЗ: 232434601121143450100100680011412244.
Согласно п. "б" ч. 9 ст. 104 Закона о контрактной системе информация исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет в случае получения решения суда о признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 7 декабря 2023 г. N 043/10/104-1300/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2023