Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Силичева М.В. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов Комиссии: Манакова С.М. - старшего государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Ким Бок Сун - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
рассмотрев материалы дела N065/06/104-800/2023 о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Промстрой",
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила информация Государственного казенного учреждения "Управление транспорта и дорожного мониторинга Сахалинской области" (ИНН 6501281755) о включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Промстрой" (ИНН 38040447734), в том числе в отношении директора Трояна Евгения Викторовича (ИНН 380407907680) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контрактов (договоров), по результатам электронных аукционов в электронной форме по объекту: "Оказание услуг по удалению затонувшего имущества" (извещения N 0361200015023000144, 0361200015023000125, 0361200015023000162, 0361200015023000108) (далее - аукцион).
В представленных сведениях заказчик указывает, что по результатам вышеуказанных закупок между сторонами заключены муниципальные контракты на оказание услуг по удалению затонувшего имущества. Однако работы по контракту в срок не исполнены. В этой связи, учитывая, что заказчик не удовлетворен выполненной работой, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, о чем соответствия информация направлена в адрес Сахалинского УФАС России.
Уведомлением-требованием от 23.11.2023 N ЕО/4306/23 рассмотрение представленной информации назначено на 28.11.2023 в 11 часов 30 минут, в связи с необходимостью получения дополнительных материалов рассмотрение дела перенесено на 30.11.2023 в 14 часов 15 минут.
Комиссия Сахалинского УФАС России, изучив представленные в материалы дела документы, а также информацию, размещенную на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок установила следующее.
В соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области рассматривает информацию о включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения (часть 7 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы (часть 8 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 9 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), в частности: порядок рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо об отказе в таком включении.
В п.п. "а, б" п. 13 разд. III. "Порядок рассмотрения обращения органом контроля, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо об отказе в таком включении" указанного выше постановления, сказано, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Изменение, расторжение контракта регулируется статьей 95 Закона о контрактной системы.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: 1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте; 2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель); 3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе гласит, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении, об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 1 статьи 15 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона) и (или) поставляемому товару.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно представленной информации между сторонами были заключены государственные контракты: N12 от 14.02.2023, N11 от 14.02.2023, N10 от 17.02.2023, N6 от 13.02.2023 на оказание услуг по удалению затонувшего имущества.
В соответствии с п.4.2 Контрактов, Исполнитель принимает на себя обязательства оказать услуги по удалению затонувшего имущества с даты заключения контракта до 02.10.2023 г.
Не смотря на это, исполнителем не исполнены обязательства в полном объеме в установленный срок.
Заказчиком в адрес Исполнителя были направлены уведомления N4.10-2861/23, N4.10-2863/23, N4.10-2859/23, N4.10-2862/23 о ненадлежащем исполнении обязательств, которые по состоянию на 10.11.2023 не исполнены.
Согласно пояснениям Общества в соответствии с пунктом 1.2 Контракта, его предметом являются услуги по удалению затонувшего судна, находящегося в акватории Татарского пролива, у населенного пункта Яблочное.
Услуги по удалению затонувшего судна включают в себя работы по водолазному обследованию, извлечению судна из акватории, его буксировке на берег, водолазные работы по обследованию дна водного объекта с целью установления отсутствия остатков с дна и сдача его на утилизацию в специальную организацию.
В соответствии с п. 212 Правил по охране труда при проведении водолазных работ (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.12.2020 г. N922н) (далее - Правила) водолазный спуск должен немедленно прекращается в случаях ухудшения погодных условий (усиление ветра и волнения) или наступления других критических условий, установленных перед спусками.
Нормальными условиями для выполнения водолазных работ является сила ветра до 12 м/с (п. 133 Правил). В иных случаях выполнение работ является сложным и особо сложным (п. 133 Правил).
Согласно п. 429 Правил запрещается выполнять судоподъемные работы при волнении поверхности воды в месте производства работ свыше 2 баллов, а также проводить водолазные спуски до завершения полной продувки судна или понтонов, полной откачки воды из судна.
Волнение поверхности воды напрямую зависит от силы ветра.
Согласно справки о погодных условиях ФГБУ "Сахалинское УГМС" ОТ 28.11.2023 г. В период действия Контракта в месте выполнения работ продолжительное время действовали неблагоприятные погодные условия, в том числе сильный ветер и очень сильные дожди, которые относятся к опасным природным явлениям.
В целях обеспечения безопасного выполнения работ, а также предотвращение угрозы жизни и здоровью работников, директором ООО "Промстрой" в период действия неблагоприятных погодных условий было принято решения не проводить работы по подъему судна.
Таким образом, в связи с длительными неблагоприятными погодными условиями, исполнения контракта в установленные сроки не представлялось возможным.
Общество обращалось в адрес Заказчика, с предложим о продлении срока выполнения работ, поскольку нарушение срока было связанно, с причинами не зависящими от Общества обстоятельствам, Заказчиком было отказано в продлении срока выполнения работ и выставлена в адрес Общества претензия об уплате неустойки.
Выставленная неустойка оплачена Обществом в полном объеме, о чем свидетельствует представленные в материалы дела платежные поручения.
Последовательно проанализировав взаимоотношения сторон в рамках заключенных контрактов, Комиссия Сахалинского УФАС не усмотрела в действиях Общества недобросовестного поведения, направленного на несоблюдение срока выполнения работ либо иного умышленного уклонения от выполнения государственного контракта, поскольку термин "уклонение от исполнения (заключения) контракта предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестных характер поведения победителя аукциона.
Представленные по делу доказательства свидетельствуют о принятии Обществом всех зависящих от него мер по исполнению условий контрактов и отсутствии фактов неисполнения своих обязательств вследствие недобросовестного поведения, совершения умышленных действий (бездействия), приведших к невозможности надлежащего исполнения контрактов, при этом достаточных и достоверных доказательств обратного заказчиком на заседание Комиссии не представлено.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 (ред. 02.07.2021) N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 года N 1078,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Государственным казенным учреждением "Управление транспорта и дорожного мониторинга Сахалинской области" (ИНН 6501281755) о включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Промстрой" (ИНН 38040447734), в том числе в отношении директора Трояна Евгения Викторовича (ИНН 380407907680) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контрактов (договоров), по результатам электронных аукционов в электронной форме по объекту: "Оказание услуг по удалению затонувшего имущества" (извещения N 0361200015023000144, 0361200015023000125, 0361200015023000162, 0361200015023000108) - не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
М.В. Силичев |
Члены комиссии: |
|
|
|
|
С.М. Манакова |
|
|
Бок Сун Ким |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 30 ноября 2023 г. N 065/06/104-800/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2023