Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок,
членов Комиссии:
Бурбах А.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Сусликовой М.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от заявителя - индивидуального предпринимателя Тожибаева Захиджона Пазилжоновича - не явился, извещен;
от заказчика - ФГБУ "Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Барнаул): Шебалина Владимира Геннадьевича;
рассмотрев жалобу ИП Тожибаева Захиджона Пазилжоновича на действия заказчика по закупке N0317100032923000553 "Услуги частной охраны (Охранный (технический) мониторинг)", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ИП Тожибаева Захиджона Пазилжоновича (далее- заявитель) на действия заказчика по закупке N0317100032923000553 "Услуги частной охраны (Охранный (технический) мониторинг)".
В обоснование жалобы заявитель указывает, что Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" установлено, что в случае осуществления Закупки по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций, Заказчик устанавливает следующие дополнительные требования:
наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий). Цена оказанных услуг должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Однако, извещение таких дополнительных требований не содержит.
Заявитель также указывает, что установленный Заказчиком порядок оценки не соответствует положениям Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604, поскольку, исходя из содержания конкурсной документации, Заказчиком не установлен обязательный показатель оценки "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" в случае осуществления закупки по охране объектов (территорий).
Также, как отмечает заявитель, Заказчиком установлен показатель "наличие опыта работы участника на рынке охранных услуг (с учетом правопреемства)", который не предусмотрен Положением.
На основании изложенного просит: приостановить размещение закупки до рассмотрения жалобы по существу; признать жалобу обоснованной; обязать заказчика привести документацию о закупке в соответствие с законодательством.
Представитель Заказчика не согласен с доводами жалобы.
Заслушав пояснения, изучив представленные документы в ходе внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
09.11.2023 г. в единой информационной системе было размещено извещение о проведении электронного аукциона от 09.11.2023 г. N0317100032923000553 "Услуги частной охраны (Охранный (технический) мониторинг)".
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Позицией 34 Приложения к Постановлению Правительства РФ N 2571 установлено, что в случае осуществления закупки услуг по обеспечению охраны объектов (территорий), заказчик устанавливает следующие дополнительные требования:
- наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий). Цена оказанных услуг должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ N 2571 позиции 24-31 и 33-35 могут не применяться, в случае если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. руб.
Начальная максимальная цена контракта по закупке N0317100032923000553 составляет - 8 300 880,00 руб.
На основании ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Однако, извещение об осуществлении закупки N0317100032923000553 не содержит дополнительных требований к участникам закупки.
Согласно пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно п. 35 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий):
а) подлежит обязательному применению показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения. Величина значимости такого показателя должна составлять не менее 60 процентов суммы величин значимости всех применяемых показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения;
Согласно п. 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно информации, указанной в извещении, Заказчиком не установлен обязательный показатель оценки "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" в случае осуществления закупки по охране объектов (территорий).
Как уточняет заявитель, Заказчиком установлен показатель "наличие опыта работы участника на рынке охранных услуг (с учетом правопреемства)", который не предусмотрен Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604.
Однако, п. 24 Положения устанавливает, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Таким образом, показатель "наличие опыта работы участника на рынке охранных услуг (с учетом правопреемства)" не может быть применен.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией УФАС по Алтайскому краю было установлено, что ИП Тожибаев Захиджон Пазилжонович не обладает лицензией на право осуществления частной охранной деятельности, поэтому нарушения, допущенные Заказчиком не привели к нарушению прав и законных интересов подателя жалобы.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Тожибаева Захиджона Пазилжоновича обоснованной;
2. Признать действия заказчика при проведении электронного аукциона, выразившиеся в нарушении п. 4 ч. 1 ст. 32, п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, п. 34 Постановления Правительства РФ N 2571, п. 35 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 г. N 2604, неправомерными;
3. Предписание не выдавать в связи с нецелесообразностью;
4. Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
А.Ю. Бурбах |
|
_____________________________ |
М.Г. Сусликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 30 ноября 2023 г. N 022/06/42-1497/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2023