Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Бурбах А.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
с участием представителей (средствами видеоконференцсвязи):
от заказчика - КБУ "Издательский дом "Регион" - Романова Николая Николаевича,
от ООО "Альфа Школа" - Юминова Филиппа Андреевича (после перерыва),
при проведении внеплановой документарной проверки по обращению заказчика - КБУ "Издательский дом "Регион" о включении сведений об ООО "Альфа Школа", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту уклонения от заключения контракта по итогам закупки N 0817200000323017008 "Оказание услуг по дизайну, верстке и печати номеров журнала "Местное самоуправление на Алтае" для нужд краевого бюджетного учреждения "Издательский дом "Регион" на 2024 год", согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
23 ноября 2023 года в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - КБУ "Издательский дом "Регион" о включении сведений об ООО "Альфа Школа", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту уклонения от заключения контракта по итогам закупки N 0817200000323017008 "Оказание услуг по дизайну, верстке и печати номеров журнала "Местное самоуправление на Алтае" для нужд краевого бюджетного учреждения "Издательский дом "Регион" на 2024 год".
В заседании Комиссии 28 ноября 2023 года объявлен перерыв до 30 ноября 2023 года. После перерыва заседание Комиссии продолжено, присутствует представитель ООО "Альфа Школа".
Представитель заказчика указал, что по рассматриваемой закупке победитель был признан уклонившимся. Победитель закупки в установленный срок не подписал проект контракта, представил независимую гарантию в установленный срок, но за пределами рабочего времени заказчика. Проект контракта направлен участнику закупки, чье предложение заняло второе место.
Представитель ООО "Альфа Школа" против удовлетворения заявления возражает. Пояснил, что проект контракта не был подписан по техническим причинам, повлекшим необходимость повторного получения электронной подписи. Между тем, обществом получена независимая гарантия, которая была предоставлена заказчику и размещена в установленном порядке. О возникновении непредвиденной ситуации заказчик был проинформирован письменно.
Заслушав представителей, исследовав материалы дела, Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам.
30 октября 2023 года в единой информационной системе было размещено извещение об осуществлении закупки N 0817200000323017008 "Оказание услуг по дизайну, верстке и печати номеров журнала "Местное самоуправление на Алтае" для нужд краевого бюджетного учреждения "Издательский дом "Регион" на 2024 год". Начальная (максимальная) цена контракта - 1 200 000 руб.
На участие в закупке были поданы 4 заявки. Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 10 ноября 2023 года победителем закупки была признана заявка N 115265136 (ООО "Альфа Школа"), с ценовым предложением 984 000 руб. Снижение суммы цен единиц товара составило 18,0 %.
13 ноября 2023 года заказчиком размещен проект контракта.
Согласно пунктам 1 и 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи.
20 ноября 2023 года от победителя закупки поступил протокол разногласий к проекту контракта.
Кроме того, в тот же день победитель закупки направил заказчику по электронной почте проект независимой гарантии.
Пунктом 2 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе определено, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи.
21 ноября 2023 года заказчик разместил доработанный проект контракта.
22 ноября 2023 года заказчик по электронной почте уведомил подрядчика, что независимая гарантия должна быть размещена в Реестре независимых гарантий ЕИС.
В соответствии с частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи).
В установленный срок - 22 ноября 2023 года победитель закупки проект контракта не подписал, вечером 22 ноября 2023 года полученная победителем закупки независимая гарантия была размещена в Реестре независимых гарантий.
Представитель общества в заседании Комиссии пояснил, что проект контракта не был подписан по не зависящей от победителя закупки причине - портал ЕСИА "Госуслуги" не позволял участнику осуществить вход на площадку по ЭЦП Руководителя. Новый сертификат электронной подписи был получен только 23.11.2023 г.
Согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Поскольку победитель закупки не подписал проект контракта, заказчиком 23 ноября 2023 года размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта.
В тот же день победитель закупки письменно уведомил заказчика о причинах не подписания проекта контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 5 вышеназванной статьи определено, что в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Вместе с тем, по смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, о добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078, не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки обстоятельств дела в каждом конкретном случае.
Согласно пункту 14 Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Комиссия не находит оснований для включения информации об ООО "Альфа Школа" в реестр недобросовестных поставщиков в связи тем, что в срок до признания его уклонившимся от заключения контракта им были осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта - в установленный законом срок победитель получил и разместил в Реестре независимых гарантий полученную им гарантию, а также письменно уведомил заказчика о причинах не подписания проекта контракта.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Не включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об обществе с ограниченной ответственностью "Альфа Школа".
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________
_____________________________ |
А.Ю. Бурбах
М.Н. Кудельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 30 ноября 2023 г. N 022/10/104-1491/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2023