Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Сусликовой М.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от заявителя - ООО "Иннованта", Родина Алексея Александровича, с использованием ВКС;
от заказчика - КГБУЗ "Городская больница N2, г. Рубцовск", Шнайдер Анастасии Геннадьевны, Трубчаниновой Юлии Николаевны, с использованием ВКС;
от уполномоченного учреждения - Краевое государственное казенное учреждение "Центр государственных закупок Алтайского края", Горбункова Андрея Васильевича, с использованием ВКС;
рассмотрев с использованием средств ВКС жалобу ООО "Иннованта" на положения аукционной документации по закупке N 0817200000323018260 "Поставка смеси белковой композитной для нужд КГБУЗ "Городская больница N2, г. Рубцовск", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
ООО "Иннованта" (далее - заявитель) обратилось в УФАС по Алтайскому краю с жалобой на положения аукционной документации по закупке N 0817200000323018260 "Поставка смеси белковой композитной для нужд КГБУЗ "Городская больница N2, г. Рубцовск".
В обоснование жалобы заявитель указал что, Заказчиком в положениях аукционной документации применяются следующие варианты применения СБКС: ОВД, ЩД, НКД. Из чего следует что СКБС необходима не для одного вида диеты.
Также заявитель указывает, что из потребности Заказчика и установленных Технических характеристик следует, что необходима СБКС с "Видом применяемого сырья - Белок молока". Следовательно, заказчиком было выбрано КТРУ 10.86.10.910-00000002. В данной позиции есть на выбор следующие виды применяемого сырья: Вид применяемого сырья: Белок молока, Изолированный соевый белок. Исходя, из потребности лечебного учреждения Заказчик не установил в своем извещении данную характеристику с возможностью выбора нескольких значений. Из чего следует, что Заказчику необходима смесь без включения соевых компонентов.
Заказчиком также не установлена необходимость предоставления участниками закупки в составе заявки подтверждения соответствия товара обязательным требованиям, а именно - копии свидетельства о государственной регистрации СБКС.
Заказчиком были даны соответствующие разъяснения, однако не были внесены изменения в извещение об осуществлении закупки.
На основании изложенного, просит признать жалобу обоснованной; признать в действиях Заказчика (организации, осуществляющей размещение) при проведении электронного аукциона 0817200000323018260 нарушение требований Закона о контрактной системе; принять меры к устранению выявленных нарушений, в том числе путем выдачи обязательного для исполнения предписания о приведении аукционной документации в соответствии с требованиями действующего законодательства и размещенными разъяснениями.
Представитель уполномоченного учреждения считает, что описание объекта закупки произведено Заказчиком в соответствии со ст. 33 Закона N 44-ФЗ, а также, что Заказчиком правомерно не включено требование о предоставлении участником на стадии подачи заявок свидетельства о государственной регистрации и внесение сведений о зарегистрированной пищевой продукции в Единый реестр свидетельств о государственной регистрации, нарушений За-кона N 44-ФЗ не допущено.
Представители заказчика считают, что положения извещения об осуществлении закупки, в частности описание объекта закупки, соответствует предъявляемым требованиям, имеет конкретное, объективное содержание, не содержит противоречия в изложении.
Заслушав пояснения представителей, а также изучив представленные документы в ходе внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
17.11.2023 г. уполномоченным учреждением на официальном сайте Единой информационной системы было размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме от 17.11.2023 г. N 0817200000323018260 "Поставка смеси белковой композитной для нужд КГБУЗ "Городская больница N2, г. Рубцовск".
Согласно п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с Правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила), при осуществлении закупки Заказчик применил КТРУ 10.86.10.910-00000002 - "Смесь сухая белковая композитная".
Из описания объекта закупки следует, что Заказчику необходима смесь сухая белковая композитная (СКБС) с "Видом применяемого сырья - Белок молока"
Использованный КТРУ позволяет, в зависимости от потребности Заказчика, сделать выбор по позиции: "Вид применяемого сырья" где указаны следующие виды применяемого сырья: "Белок молока", "Изолированный соевый белок".
Как указывает заявитель согласно ГОСТ 33933-2016 помимо соевого белка при изготовлении СКБС допускается использование иных соевых компонентов как соевое масло и соевый лецитин которые не являются соевым белком, поскольку относятся к жировым составляющим, а не белковым.
Согласно разъяснениям конкурсной документации, Заказчик указал "без включения соевых компонентов", то есть не только без включения соевого белка, но и без включения соевых лецитина и масла, что из положений документации не вытекает.
Исходя, из потребности лечебного учреждения Заказчик не установил в своем извещении данную характеристику с возможностью выбора нескольких значений. Из чего следует, что Заказчику необходима смесь, изготовленная из сырья не на основе изолированного соевого белка, а на основе белка молока.
Дополнительных характеристик Заказчиком не установлено.
В соответствии с п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, а также дополнительных потребительских свойств, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N44-ФЗ), которые не предусмотрены в позиции каталога, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
По КТРУ 10.86.10.910-00000002 имеется описание товара, полностью отвечающее требованиям Заказчика, в связи с чем использование дополнительной информации и ее обоснование Заказчику не требовалось. Участник закупки мог предложить к поставке любой товар, отвечающий требованиям установленным Заказчиком.
Таким образом, Заказчик установил требования к товару в соответствии с собственными потребностями.
По доводу заявителя о том, что СКБС необходима не для одного вида диеты, Заказчик разъясняет, что в лечебно-профилактическом учреждении Заказчика применяются следующие варианты диет: ОВД, ЩД, НКД, исходя из этого данная СКБС закупается и используется Заказчиком для указанных видов диет.
Как указывает заявитель Заказчиком не установлено требование к участникам о предоставлении свидетельства о государственной регистрации товаров в составе заявки.
Согласно с пп. "в" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ, Заказчик не вправе требовать представление документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (вместе с ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции") действительно специализированная пищевая продукция подлежит государственной регистрации, в том числе и смеси белковые композитные сухие.
Однако, в соответствии с указанным регламентом государственная регистрация проводится производителем товара, сведения о полученной регистрации производитель передавать кому-либо не обязан и установление требования к участникам о предоставлении в составе заявки свидетельства о государственной регистрации приведет к ограничению конкуренции в виду того, что данное свидетельство о регистрации имеются непосредственно только у производителя. Кроме того, сведения о государственной регистрации специализированной пищевой продукции вносятся в единый реестр специализированной пищевой продукции, который является общедоступным для ознакомления неограниченным кругом лиц.
Заказчиком в контракте предусмотрено, что поставщик гарантирует качество и безопасность поставляемого товара в соответствии с требованиями контракта, а также в соответствии с техническими регламентами, стандартами, санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативами, являющимися обязательными в отношении данного вида товара в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на дату поставки и приемки товара.
Поставщик в день поставки товара представляет Заказчику следующие документы на русском языке либо точный и достоверный перевод на русский язык: документ о приемке, составленный по форме, с учетом положений Контракта; копию действующего свидетельства о государственной регистрации пищевой продукции.
Помимо этого, Заказчик сам может проверить наличие сведений о государственной регистрации специализированной пищевой продукции в едином реестре специализированной пищевой продукции. Указанные Заказчиком условия позволяют обеспечить требования безопасности пищевой продукции и исключить поставку не допущенной к обороту на территории Российской Федерации продукции.
Таким образом, Заказчиком правомерно не включено требование о предоставлении участником на стадии подачи заявок свидетельства о государственной регистрации и внесение сведений о зарегистрированной пищевой продукции в Единый реестр свидетельств о государственной регистрации, нарушений Закона N 44-ФЗ не допущено.
Согласно ч. 4 ст. 42 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускаются.
Согласно ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Заявителем в адрес Заказчика было направлено 3 запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки, на которые Заказчиком были даны ответы.
Данные разъяснения никак не изменили суть извещения об осуществлении закупки, поэтому у Заказчика отсутствовала необходимость вносить изменения в аукционную документацию.
На основании изложенного, Комиссия не находит в действиях заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе, а также нарушений прав и законных интересов заявителя.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Иннованта" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_______________________ |
А.В. Кочетков |
члены комиссии: |
_______________________ |
О.В. Тетерина |
|
_______________________ |
М.Г. Сусликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 1 декабря 2023 г. N 022/06/42-1521/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2023