"04" декабря 2023 г. г. Барнаул
Комиссией управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Сусликовой М.Г. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок
с участием представителей:
от заявителя - Р.<_> не явилась, к видеоконференции не подключилась, уведомлена,
от заказчика - КГБУЗ "Краевая клиническая больница" Скачкова Дмитрия Павловича путем видеоконференции,
от уполномоченного учреждения - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края" Полковниковой Натальи Сергеевны путем видеоконференции,
по обращению Р.<_> о нарушении уполномоченным учреждением - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края", заказчиком - КГБУЗ "Краевая клиническая больница" требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона N 0817200000323006759 "Поставка медицинского расходного материала для проведения процедур гемодиализа" проведена внеплановая документарная проверка соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) уполномоченным учреждением и заказчиком.
Проверка начата: 29.11.2023 г., окончена 04.12.2023 г.
Место нахождения проверяемых организаций:
656024, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Ляпидевского, д. 1;
656049, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Интернациональная, 122.
Место проведения контрольного мероприятия: 656015, Алтайский край, г. Барнаул, пр-т Ленина 81.
Проверяемый период: 04.05.2023 года по 23.05.2023 года.
УСТАНОВИЛА:
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение Р.<_> ( далее - заявитель), в котором содержится информация о проведении закупки N 0817200000323006759 "Поставка медицинского расходного материала для проведения процедур гемодиализа" с нарушениями Закона о контрактной системе, поскольку в заявке победителя закупки содержалась недостоверная информация о характеристиках товара и комиссии следовало отклонить такую заявку.
Представитель уполномоченного учреждения, представитель заказчика с доводами заявителя не согласились, представили письменные и устные пояснения.
Ознакомившись с пояснениями сторон, а также изучив представленные документы, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю закупок пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
04.05.2023 года в единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0817200000323006759 "Поставка медицинского расходного материала для проведения процедур гемодиализа", а также описание объекта закупки, проект контракта и др.
Согласно описанию объекта закупки к поставке требуются диализаторы для гемодиализа с полыми волокнами, одноразового использования двух типов.
В описании объекта закупки к диализаторам установлены требования к материалу капилляров, площади поверхности мембраны, объему заполнения, типу стерилизации, коэффициенту ультрафильтрации, а также к клиренсным характеристикам по мочевине, креатинину, фосфатам, витамину В12, а именно:
N п/п |
Наименование товара |
Наименование показателя (характеристики) товара |
Единица измерения показателя (характеристики) товара |
Значение показателя (характеристики) товара, которое не может изменяться участником закупки при подаче заявки |
Значение показателя (характеристики) товара, при определении которого участником закупки используются только точные цифровые или иные параметры |
1 |
Диализатор для гемодиализа с полыми волокнами, одноразового использования |
Описание |
|
Сухие (без заполнения жидкостями). Материал капилляров - синтетика. |
|
Площадь поверхности мембраны |
кв.м. |
|
не менее 2,5 и не более 2,7 |
||
Клиренсовые характеристики при скорости кровотока 300 мл/мин, потоке диализата 500 мл/мин, ультрафильтрации 0-10 мл/мин: |
|
|
|
||
- по мочевине |
мл/мин |
|
не менее 286 |
||
- по креатинину |
мл/мин |
|
не менее 279 |
||
- по фосфатам |
мл/мин |
|
не менее 259 |
||
- по витамину В12 |
мл/мин |
|
не менее 199 |
||
Объем заполнения |
мл |
|
Более 100 |
||
Коэффициент ультрафильтрации (in vitro) |
мл/час/мм.рт.ст. |
|
Более 40 |
||
Стерилизация |
|
|
Паровая или радиационная (гамма излучение) |
||
2 |
Диализатор для гемодиализа с полыми волокнами, одноразового использования |
Описание |
|
Сухие (без заполнения жидкостями). Материал капилляров - полностью синтетический, кроме полиакрилонитрила |
|
Площадь поверхности мембраны |
кв.м. |
|
Не менее 1,7 и не более 1,9 |
||
Клиренсовые характеристики при скорости кровотока 300 мл/мин, потоке диализата 500 мл/мин, ультрафильтрации 0 мл/мин: |
|
|
|
||
- по мочевине |
мл/мин |
|
не менее 276 |
||
- по креатинину |
мл/мин |
|
не менее 254 |
||
- по фосфатам |
мл/мин |
|
не менее 203 |
||
- по витамину В12 |
мл/мин |
|
не менее 125 |
||
Коэффициент ультрафильтрации (in vitro) |
мл/час/мм.рт.ст. |
|
менее 20 |
||
Объем заполнения |
мл |
|
более 100 |
||
Стерилизация |
|
|
Паровая или радиационная (гамма излучение) |
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.05.2023 г. на участие в закупке была подана одна заявка N 114199521, которая была признана соответствующей требованиям извещения о проведении закупки.
Комиссия установила, что в составе заявки N 114199521 по позиции N 2 к поставке были предложены помимо прочих диализаторы одноразовые половолоконные А-80 (Китайская Народная Республика) без указания производителя. В составе заявки было представлено регистрационное удостоверение N РЗН 2021/16193 от 30.12.2021 г. на диализатор одноразовый половолоконный, производитель "Гуангдонг Байхе Медикал Текнолоджи Ко., Лтд", Китай.
Согласно инструкции по применению диализатора одноразового половолоконного "Гуангдонг Байхе Медикал Текнолоджи Ко., Лтд", Китай, размещенной в реестре медицинских изделий (www.roszdravnadzor.gov.ru ), клиренс (мл/мин) 20% Qв =300 мл/мин по мочевине, креатинину, фосфатам, витамину В12 для диализатора А80 составляет 247, 227, 193, 123 соответственно; коэффициент ультрафильтрации составляет 22 мл/час/мм.рт.ст. с допустимой погрешностью
20% ( стр. 12-13 инструкции).
В заявке участника закупки были представлены следующие сведения о товаре:
Клиренсовые характеристики при скорости кровотока 300 мл/мин, потоке диализата 500 мл/мин, ультрафильтрации 0 мл/мин: |
|
|
- по мочевине |
мл/мин |
296,4 |
- по креатинину |
мл/мин |
272,4 |
- по фосфатам |
мл/мин |
231,6 |
- по витамину В12 |
мл/мин |
147,6 |
Коэффициент ультрафильтрации (in vitro) |
мл/час/мм.рт.ст. |
17,6 |
Таким образом, сведения в отношении клиренсных характеристик, указанные в заявке участника закупки, коэффициента ультрафильтрации не соответствуют значениям, представленным в инструкции на диализатор. Значения клиренсных характеристик были представлены с учетом погрешности в 20% в сторону увеличения значения, в значение коэффициента ультрафильтрации - с учетом погрешности в 20% в сторону уменьшения значения.
Вместе с тем, Комиссия считает, что в инструкции на диализатор указано среднее значение клиренсов, коэффициента ультрафильтрации а определенная производителем погрешность является величиной вероятностной и может быть как в большую , так и в меньшую сторону, в связи с чем невозможно утверждать, что значения клиренсных характеристик, в каждом случая проведения процедуры гемодиализа будут соответствовать установленным в описании объекта закупки значениям.
Таким образом, Комиссия считает, что согласно официальной инструкции на диализатор производителя "Гуангдонг Байхе Медикал Текнолоджи Ко., Лтд", Китай, данный диализатор не соответствует требованиям описания объекта закупки.
Согласно пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Поскольку заявка победителя закупки содержала недостоверную информацию в отношении значения клиренсных характеристик, коэффициента ультрафильтрации комиссии уполномоченного учреждения следовало отклонить данную заявку.
В действиях комиссии имеются нарушения требований п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
К тому же согласно п. 2.3.1. письма ФАС России от 18.04.2011 г. N АК/14239 ( далее - письмо ФАС России) анализ данных, представленных участниками рынка, врачебным сообществом, главными специалистами с учетом клинической практики позволяет сделать вывод о том, что основным элементом расходного материала для проведения процедуры диализа, осуществляющим функцию фильтрации крови, является диализатор, в котором происходит очищение крови от токсинов. Крепление диализатора к АИП универсально, т.е. любой диализатор можно закрепить на любом АИП. Диализаторы являются важнейшим и наиболее дорогостоящим компонентом расходного материала, эффект лечения в существенной степени зависит от характеристик диализатора и его мембраны. Диализаторы различаются по следующим показателям: материал мембраны, объем заполнения контура крови диализатора, коэффициент ультрафильтрации (КУФ), площадь поверхности мембраны, стерилизация диализатора. Таким образом, в результате анализа ФАС России установила, что при определении взаимозаменяемости диализаторов, в том числе для целей государственных закупок, допустима следующая детализация характеристик и параметров: по коэффициенту ультрафильтрации (КУФ); по материалу изготовления мембраны; по площади поверхности мембраны; по способу стерилизации; по объему заполнения.
Согласно п. 3.1 письма ФАС России детализация технических характеристик расходного материала, в т.ч. указание заказчиком в документации требований к клиренсам по мочевине, креатинину, фосфатам, витамину В12, исключает участие в закупке хозяйствующих субъектов, предлагающих продукцию других производителей. У каждого производителя диализаторов имеются указанные характеристики, но они могут отличаться в верхних и нижних значениях, тем самым несоответствие хотя бы одному параметру делает невозможным участие в таком аукционе.
В соответствии с п. 1.2, 1.3 письма ФАС России по данным Росздравнадзора о продукции, зарегистрированной и допущенной к применению (АИП и расходные материалы), данным представительств производителей в Российской Федерации, а также данным иностранных компаний, установлен перечень основных участников рынка, осуществляющих поставку АИП и расходных материалов в Российскую Федерацию: Fresenius, Gambro/Hospal, Baxter, Toray Kawasumi, B. Braun , Nipro , Bellco , Nikkiso Asahi, Етропал.
Учитывая, что рынок расходных материалов для гемодиализа насчитывает только основных участников - девять производителей, Комиссия считает, что установление заказчиком требований к клиренсным характеристикам диализаторов ограничивает возможность поставки расходных материалов других производителей.
В ходе рассмотрения жалобы представителем заказчика не были представлены медицинские исследования, рекомендации медицинского сообщества и т.п., свидетельствующие о влиянии установленных клиренсных характеристик на эффект лечения.
Таким образом, с учетом разъяснений ФАС России установление в описании объекта закупки требований к клиренсным характеристикам является нарушением требований ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно сведениям, размещенным в реестре контрактов ЕИС, контракт по итогам рассматриваемой закупки заключен 23.05.2023 г., исполнен сторонами в большей части, в связи с чем выдавать предписание для устранения нарушения нецелесообразно.
Комиссия УФАС по Алтайскому краю провела внеплановую проверку действий уполномоченного учреждения - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края", заказчика - КГБУЗ "Краевая клиническая больница" при проведении электронного аукциона N 0817200000323006759 "Поставка медицинского расходного материала для проведения процедур гемодиализа" и
РЕШИЛА:
1. в действиях комиссии уполномоченного учреждения при проведении электронного аукциона выявлены нарушения п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе;
2. в действиях заказчика при проведении электронного аукциона выявлены нарушения ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе;
3. предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе уполномоченному учреждению, заказчику не выдавать в связи с нецелесообразностью;
4. передать материалы дела должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение составлено на 3 (трех) листах /6 (шести) страницах.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
О.В. Тетерина |
|
_____________________________ |
М.Г. Сусликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 4 декабря 2023 г. N 022/10/99-1513/2023 (ключевые темы: характеристика - расходный материал - гемодиализ - участники закупок - электронный аукцион)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2023