Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Сусликовой М.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок
с участием представителей:
от заявителя - филиала ФГУП "Охрана" Росгвардии по Алтайскому краю не явились, к видеоконференции не подключились, уведомлены,
от заказчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю Резниченко Светланы Александровны путем видеоконференции,
рассмотрев жалобу филиала ФГУП "Охрана" Росгвардии по Алтайскому краю на положения извещения о проведении электронного аукциона N 0217100000423000428 "Оказание охранных услуг" согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба филиала ФГУП "Охрана" Росгвардии по Алтайскому краю (далее - заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона N 0217100000423000428 "Оказание охранных услуг".
Заявитель считает, что заказчику следовало установить требованием о том, что участником закупки не могут быть частные охранные предприятия, поскольку заказчик может рассматриваться как иной государственный орган в понимании Постановления Правительства РФ от 14.08.1992 г. N 587.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласилась, пояснила, что в соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с ч. 1 ст. 11 Конституции РФ, государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 21.01.2020 г. N 21 утверждена структура федеральных органов исполнительной власти. Государственные внебюджетные фонды не входят в указанную структуру.
В пункте 32 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" указано, что ПФР и ФСС выполняя публично-правовые функции, не входят в структуру и систему органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Пункт 17 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2021) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 7 апреля 2021 г.) приравнял Пенсионный фонд РФ к государственным органам в части рассмотрения дел в сфере государственного регулирования обязательного пенсионного страхования, назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению и страховых пенсий по старости в Российской Федерации отметив, что фонд наделен публично-властными полномочиями.
Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в п.3 постановления от 25.06.2001 N 9-П "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы", приравнивая функции Пенсионного фонда к сфере функционирования исполнительной власти, тем не менее, не подразумевает включение Пенсионного фонда РФ в состав органов исполнительной власти, вместе с тем указывает, что "именно законодатель, устанавливая организационно - правовые формы и механизмы реализации конституционного права на государственную пенсию, в том числе, следовательно, и при определении правового статуса и полномочий Пенсионного фонда Российской Федерации, вправе ввести новое регулирование либо в том или ином непротиворечивом виде сохранить действующее" (пункт 6 Обзора).
С июня 2001 года (даты принятия постановления Конституционного Суда РФ N 9-П) ни один Указ Президента, утвердивший структуру федеральных органов исполнительной власти, не включил в состав указанных органов ПФР, СФР и другие государственные внебюджетные фонды.
Таким образом, только суды, приравнивают ПФР и ФСС (государственные внебюджетные фонды) к государственным органам Российской Федерации, ни один нормативный акт не относит напрямую СФР или Пенсионный фонд РФ, правопреемником которого является СФР, к федеральным органам законодательной и исполнительной власти, государственным органам Российской Федерации.
Заслушав пояснения, изучив представленные документы в ходе проведения внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
22.11.2023 г. уполномоченным органом на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0217100000423000428 "Оказание охранных услуг", а также описание объекта закупки, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и пр.
В извещении установлено требование к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе - иметь в наличии лицензию на осуществление охранной деятельности, являющейся объектом закупки, в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Законом Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (за исключением участников закупки, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на оказание услуг без лицензии). Для подтверждения наличия лицензии участнику закупки достаточно указать в заявке на участие в закупке реквизиты лицензии - регистрационный номер и дату ее предоставления. или - иметь полномочия на осуществление охранной деятельности, являющейся объектом закупки, предоставленных в соответствии с нормативными правовыми актами, - в случае, если участником закупки является орган государственной власти или государственное предприятие. Для подтверждения указанных полномочий участник закупки представляет в заявке на участие в закупке копию документа в соответствии, с которым участник закупки имеет право оказывать услуги.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - СФР, Фонд) создан путем реорганизации Государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС). На основании ч.1 ст.2 Федерального закона от 14.07.2022 г. N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" Фонд создается при Правительстве Российской Федерации в организационноправовой форме государственного внебюджетного фонда, являющегося типом государственного учреждения.
Абзац 3 статьи 11 Закона РФ от 11.03.1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" предусматривает, что частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране", а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
При этом охраняемыми объектами согласно ст.1 Федерального закона от 27.05.1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране" являются здания, строения, сооружения (в том числе отдельные помещения), прилегающие к ним земельные участки (водные объекты), территории (акватории), защита которых осуществляется органами государственной охраны в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны; здания, строения, сооружения (в том числе отдельные помещения), земельные участки и водные объекты, предоставленные органам государственной охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так же объектами государственной охраны согласно ст.6 Федерального закона от 27.05.1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране" являются Президент Российской Федерации, определенные настоящим Федеральным законом лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, федеральные государственные служащие и иные лица, подлежащие государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории Российской Федерации.
Исчерпывающий перечень объектов, на которые не распространяется частная охранная деятельность (далее - Перечень) утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (далее - Постановление N 587).
В Перечне при перечислении объектов, на которые не распространяется частная охранная деятельность, отдельным пунктом не указаны здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории, используемые организациями, подведомственными ПФР и СФР.
Не может распространяться на объекты ПФР и СФР и пункт 1 Перечня, поскольку Пенсионный фонд Российской Федерации, так же как и Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации являются государственными внебюджетными фондами, а государственные внебюджетные фонды не входят в структуру федеральных органов законодательной и исполнительной власти и иных государственных органов Российской Федерации.
В соответствии с письмом ФАС России от 17.04.2023 N ПИ/29335/23 ( далее - Письмо ФАС) согласно приложению N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" Социальный фонд России не входит в категорию объектов, на которые не распространяется частная охранная деятельность, поэтому установление требования, в соответствии с которым участниками закупки услуг по охране для нужд фонда могут быть как учреждения войск национальной гвардии РФ, так и частные охранные организации, правомерно.
Таким образом, согласно Письму ФАС в рассматриваемой закупке принять участие могут как частные охранные организации, так и учреждения войск национальной гвардии РФ.
Комиссией установлено, что на участие в рассматриваемой закупке заявитель заявку не подавал, при этом согласно положениям извещения о проведении закупки заявитель был вправе подать такую заявку, участвовать в аукционе и стать победителем закупки, в связи с чем Комиссия не находит нарушения каких-либо прав и законных интересов заявителя. Вместе с тем, действия заявителя по обжалованию положений извещения с требованием выдать заказчику предписание на установление требования к участникам закупки о наличии права на оказание услуг охраны объектов, на которые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 г. N 587 частная охранная деятельность не распространяется, можно рассматривать как направленные на ограничение круга участников закупки.
Антимонопольный орган не уполномочен осуществлять контроль соблюдения законодательства РФ в области охранной деятельности частными охранными предприятиями.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
признать жалобу филиала ФГУП "Охрана" Росгвардии по Алтайскому краю необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
О.В. Тетерина |
|
_____________________________ |
М.Г. Сусликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 5 декабря 2023 г. N 022/06/31-1536/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2023