Резолютивная часть решения оглашена 07 декабря 2023 года.
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: <_>, председателя Комиссии, заместителя руководителя; членов Комиссии: <_>, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, <_>, специалиста-эксперта отдела контроля закупок, <_>, специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, в присутствии представителей Государственного казенного учреждения Рязанской области "Агентство по закупкам в сфере здравоохранения" <_> (доверенность N1 от 13.02.2023), в присутствии представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" <_> (доверенность N379 от 14.09.2023), в присутствии представителя ООО "Армтэкс" <_> (доверенность N2812-1/22 от 28.12.2022), в отсутствие представителей АО "Сбербанк-АСТ", уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "Армтэкс" на действия Заказчика (Государственного казенного учреждения Рязанской области "Агентство по закупкам в сфере здравоохранения") при проведении электронного аукциона на поставку моноблоков (извещение N0859200001123014694 от 27.11.2023) и проведя внеплановую проверку вышеуказанной закупки,
у с т а н о в и л а:
Государственным казенным учреждением Рязанской области "Агентство по закупкам в сфере здравоохранения" (далее - Заказчик) инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на поставку моноблоков (далее - электронный аукцион).
27.11.2023 года извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Уполномоченным учреждением выступило Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" (далее - Уполномоченное учреждение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 12 333 210 рублей 50 копеек.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), поскольку действия Заказчика, выразившиеся в установлении в извещении об осуществлении закупки требований к товару, а именно требование о наличии сертификации ФСБ России и требования к количеству и типам портов USB влекут за собой ограничение количества участников закупок, поскольку соответствуют оборудованию единственного производителя ОАО "Гравитон".
В ходе заседания Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе.
В отзыве на жалобу N551 от 06.12.2023 Уполномоченное учреждение сообщило, что в соответствии п. 4.8 Распоряжения N563-р определение условий контракта отнесено к исключительной функции Заказчика.
В ходе заседания Комиссии представитель Уполномоченного учреждения поддержал возражения, изложенные в отзыве на жалобу.
В ходе заседания представитель Заказчика сообщил, что требования к количеству и типам портов USB считает правомерными и установленными в соответствии с потребностями лечебных учреждений, относительно требования о наличии сертификации ФСБ России пояснил, что 01.12.2023 в адрес Уполномоченного учреждения направлена заявка об исключении вышеуказанного условия проекта контракта.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о ФКС Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о ФКС описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о ФКС не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, частью 3 статьи 33 Закона о ФКС установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
Объектом рассматриваемой закупки является поставка моноблоков и в разделе "Описание объекта закупки", являющегося неотъемлемой частью извещения об осуществлении закупки, установлены требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товара.
Вместе с тем Заказчиком ни в письменных пояснениях, ни в ходе заседания Комиссии не представлено доказательств о наличии как минимум двух производителей, удовлетворяющих требованиям описания объекта закупки по позициям, оспариваемым Заявителем.
При этом, довод Заказчика о наличии второго производителя, отвечающего потребностям, изложенным в "Описании объекта закупки", а именно системного блока RAMEC Tsunami 1 модель МБ011 (исполнение Моноблок) со ссылкой на коммерческое предложение N81/А от 26.09.2023, Комиссия Рязанского УФАС России считает несостоятельным, поскольку указанный выше документ без приложения сопроводительной документации (руководство по эксплуатации, инструкции, иные документы), не позволяет сделать вывод о соответствии предлагаемого оборудования положениям извещения об осуществлении закупки.
Комиссия Управления отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он вправе устанавливать соответствующие требования к товарам в извещении об осуществлении закупки, но, таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки.
В то же время включение Заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений ст. 33 Закона о ФКС (п. 2 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017).
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности довода жалобы и о нарушении Заказчиком положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о ФКС при формировании описания объекта закупки, действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Относительно довода Заявителя о том, что требование о наличии сертификации ФСБ России является излишним, Комиссией Рязанского УФАС установлено следующее.
В пункте 2 приложения N1 к проекту контракта установлено требование о наличии сертификации ФСТЭК России и ФСБ России на предустановленный модуль (контроллера) доверенной загрузки.
Согласно части 4 статьи 42 Закона о ФКС Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В ходе заседания представитель Заказчика пояснил, что 01.12.2023 направлена заявка в Уполномоченное учреждение на изменение извещения об осуществлении закупки в части исключения требования о наличии сертификации ФСБ России.
Таким образом, Заказчик согласился с доводом Заявителя о том, что требование о наличии сертификации ФСБ России является излишним.
Распоряжением Правительства Рязанской области от 29.12.2021 N 563-р "О наделении государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" полномочиями по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем применения открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" утвержден порядок взаимодействия государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" с заказчиками.
Согласно п. 5.4 Распоряжения Правительства N563-Р Уполномоченное учреждение размещает в единой информационной системе в сфере закупок посредством системы "WEB-Торги-КС":
- извещение об осуществлении закупки;
- изменения извещения об осуществлении закупки;
- разъяснения положений извещения об осуществлении закупки;
- извещение об отмене закупки.
В ходе заседания представитель Уполномоченного учреждения пояснил, что при внесении изменений в извещение об осуществлении закупки, система выдавала техническую ошибку, в частности, при прохождении контроля отсутствовали сведения в отношении Заказчика о принимаемых бюджетных обязательствах, поставляемых на учет, не позволяющую внести изменения в прикрепленном файле "Проект контракта", в связи с чем изменения не опубликовались в ЕИС, что подтверждается скриншотами.
Таким образом, действия Уполномоченного учреждения нарушают ч. 3 ст. 7 Закона о ФКС и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 закона о ФКС иных нарушений законодательства о контрактной системе, не выявила.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 и частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Армтэкс" обоснованной.
2. Признать Заказчика (Государственное казенное учреждение Рязанской области "Агентство по закупкам в сфере здравоохранения") нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Признать Уполномоченное учреждение (Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области") нарушившим часть 3 статьи 7 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд"
4. Выдать предписание Заказчику (Государственному казенному учреждению Рязанской области "Агентство по закупкам в сфере здравоохранения"), Уполномоченному учреждению (Государственному казённому учреждению Рязанской области "Центр закупок Рязанской области"), Аукционной комиссии Государственного казённого учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" и Оператору электронной площадки (АО "Сбербанк-АСТ") об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы по делу N062/06/33-818/2023 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 8 декабря 2023 г. N 062/06/33-818/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2023