Резолютивная часть объявлена 29.11.2023 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 04.12.2023
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Андрейцева Е.А.- Начальник отдела Управления;
- Мацола А.А.- Старший специалист 1 разряда отдела Управления,
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "АТП N1" (ОГРН: 1048603861228, ИНН: 8617020499) от 24.11.2023 N11815/23 на действия Заказчика - Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Уполномоченного органа - Департамента госу
дарственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, при проведении открытого конкурса, предметом которого является выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам в межмуниципальном сообщении (извещение N 0187200001723001953) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО "АТП N1" (ОГРН: 1048603861228, ИНН: 8617020499) от 24.11.2023 N11815/23 на действия Заказчика - Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, при проведении открытого конкурса, предметом которого является выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам в межмуниципальном сообщении (извещение N 0187200001723001953).
В доводах жалобы Заявитель указал следующее:
В данной документации качественная характеристика транспортных средств (оснащение дополнительным оборудованием) заявлена Заказчиком - как обязательное требование. Таким образом, у Заказчика появляется возможность неправомерно объявить участника, несоответствующим основным требованиям, и уклонится от заключения контракта, а для участников нарушается принцип равенства и конкуренции, а именно:
1. Система отопления, вентиляции и кондиционирования**(Приложение N 2 к Техническому заданию "Требуемые характеристики транспортных средств для эксплуатации" Таблица 2 п.6); Формулировка в части "единый орган управления" в данном случае необоснованна и ограничивает конкуренцию;
2. Система видеонаблюдения салона** Заказчик указал, что в состав комплекса должны входить 8 видеокамер: (Приложение N 2 к Техническому заданию "Требуемые характеристики транспортных средств для эксплуатации" Таблица 2 п.7);
3. Система мультимедиа* (Приложение N 2 к Техническому заданию "Требуемые характеристики транспортных средств для эксплуатации" Таблица 2 п.8);
4. Предоставление информации для автоматизированного мониторинга транспортных средств. (Приложение N 12 к Контракту, Раздел 2 п.2.2. абз. 3);
5. По дополнительному указанию Заказчика и порядке, установленном Заказчиком, в адрес оператора информационной системы навигации передаются следующие данные:
- Потоковая трансляция видео с камер видеонаблюдения, установленных в транспортном средстве Подрядчика (в т.ч. с учетом синхронизации передачи видеопотока со срабатыванием тревожной кнопки). (Приложение N 12 к Контракту Раздел 2, п.2.3. абз.2.);
Также в соответствии с Приложением N 12 к Контракту Раздел 4, п.4.1. "Не позднее 7 (семи) календарных дней до начала осуществления перевозок Подрядчик предоставляет Заказчику параметры доступа на сервер, где будет осуществляться размещение видеоматериалов, отснятых системами видеонаблюдения транспортного средства Подрядчика, для просмотра архива и просмотра онлайн трансляций с камер видеонаблюдения";
6. "Заказчик вправе установить специальный режим обследования пассажиропотоков, параметры которого направляются Заказчиком Подрядчику, в соответствии с пунктом 5.1 Контракта, не позднее чем за 2 (два) рабочих дня до даты начала проведения обследования, установленной Заказчиком в поручении". (Приложение N 12 к Контракту, Раздел 3 п.3.1.);
7. "Подрядчик обеспечивает монтаж оборудования мониторинга функционального состояния водителей, осуществляющего фиксацию его жизненных показателей (далее - ОМФС) на все транспортные средства, осуществляющие перевозки пассажиров в рамках Контракта (по одному устройству на одно транспортное средство)".(Приложение N 16 к Контракту, п.1.);
8. Порядок одностороннего расторжения контракта при существенном нарушении условий контракта Подрядчиком.(Заявитель не согласен с включенными в Раздел 13 Контракта - Расторжение контракта п.13.11. - пп. 6,9,10,11,12,13,14,15);
9. "Формы отчетов, предоставляемых Подрядчиком в адрес Заказчика, могут меняться по требованию Заказчика". (Приложение N 4 к Контракту п.2);
Таким образом, Перевозчики, осуществляющие свою деятельность в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и имеющие в своем распоряжении автотранспорт, в полной мере соответствующий действующему на сегодняшний день окружному Стандарту транспортного обслуживания, поставлены Заказчиком перед фактом полного переоснащения автобусов в неадекватно короткий срок за счет собственных средств, что влечет создание неравных условий для участников конкурентной процедуры, в виде установления Заказчиком обязательных требований в закупке по нижеуказанным пунктам жалобы 1-7, которые по законодательству являются дополнительными требованиями.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела и проведения внеплановой проверки, Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 5 статьи 33 Закона о контрактной системе особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пунктам 3-5 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства от 08.02.2017 N 145 в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Управлением установлено, что согласно извещению N 0187200001723001982, предметом закупки является выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам в межмуниципальном сообщении.
При описании объекта закупки Заказником использован код позиции КТРУ - 49.31.21.110-00000058 услуга по регулярным перевозкам пассажиров автобусом.
Согласно техническому заданию, являющейся описанием объекта закупки (извещение N 0187200001723001982) Заказчику требуется следующее.
Перечень объектов закупки
Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам в межмуниципальном сообщении | |||
Адрес |
Характеристики |
Объем услуг (единица измерения) |
Срок |
Маршрут N 051 "Нижнесортымский - Сургут"В соответствии с КТРУ 49.31.21.110-00000058 "Услуга по регулярным перевозкам пассажиров автобусом":
Класс транспортного средства (Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ): Большой
Класс транспортного средства (в рамках категорий М2, М3 ТР ТС 018/2011): III
Наличие в салоне системы кондиционирования воздуха: да
Наличие в салоне программно- технических комплексов видеонаблюдения: да
Наличие в салоне системы автоматизированного контроля оплаты проезда: да
Наличие форменной одежды персонала: да
Оснащенность аппаратурой спутниковой навигации: да
Тип маршрута: межмуниципальный
Дополнительные требования:
Возраст ТС*: не старше 7 лет
Наличие оборудования для звуковой и визуальной трансляции информации*: да
Комплектация для сложных климатических условий**: да |
В соответствии с КТРУ 49.31.21.110-00000058 "Услуга по регулярным перевозкам пассажиров автобусом":
Класс транспортного средства (Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ): Большой
Класс транспортного средства (в рамках категорий М2, М3 ТР ТС 018/2011): III
Наличие в салоне системы кондиционирования воздуха: да
Наличие в салоне программно- технических комплексов видеонаблюдения: да
Наличие в салоне системы автоматизированного контроля оплаты проезда: да
Наличие форменной одежды персонала: да
Оснащенность аппаратурой спутниковой навигации: да
Тип маршрута: межмуниципальный
Дополнительные требования:
Возраст ТС*: не старше 7 лет
Наличие оборудования для звуковой и визуальной трансляции информации*: да
Комплектация для сложных климатических условий**: да |
324 564,0 (км) |
с 21.12.2023 по 20.12.2025 |
Требования к количеству и характеристикам транспортных средств
Требуемое количество транспортных средств для эксплуатации
Период исполнения контракта |
С даты начала осуществления перевозок, предусмотренной контрактом по дату окончания перевозок, предусмотренную контрактом, либо периоды |
Линейный подвижной состав, ед.*** |
1 |
Резерв**** |
не менее 1 ТС каждого класса, предусмотренного контрактом |
Требуемые характеристики транспортных средств для эксплуатации
N п/п |
Наименование |
Требования к транспортным средствам |
1. |
Общая пассажировместимость*** |
не менее 35 |
2. |
Количество мест для сидения*** |
не менее 35 |
3. |
Бортовое оборудование и программное обеспечение* |
Установлено на транспортные средства аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Наполнение и передача данных с транспортных средств осуществляется в Региональную навигационно-информационную систему Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (РНИС) на базе технологий ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS; |
4. |
Система оплаты проезда для всех категорий граждан* |
Обеспечение выполнения следующих основных функций посредством ПО: - выдача световой и звуковой индикации; - отображение на дисплее информационных сообщений; - возможность использования для оплаты проезда как банковские карты, так и транспортную или социальную карту. - возможность использования технологии PayPass |
5. |
Система отопления, вентиляции и кондиционирования** |
Период работы отопителя равен сроку действия зимних надбавок для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствии с Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р "О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте"; Система отопления, вентиляции и кондиционирования салона имеет единые органы управления с функцией установки и обеспечения поддержания заданной температуры в автоматическом режиме в диапазоне от 16 до 25 °С (с шагом 1 градус) в любое время года независимо от температуры окружающей среды. |
6. |
Система видеонаблюдения салона* |
В состав комплекса входят 8 видеокамер: - видеокамера контроля работы водителя (обеспечивает полный обзор кабины транспортного средства) - 1 (одна) ед.; - видеокамера переднего вида (обеспечивает контроль обстановки по ходу движения транспортного средства, располагается на панели модуля рабочего места водителя или на продолжении данной панели) - 1 (одна) ед.; - видеокамера заднего вида (обеспечивает обзор позади транспортного средства, производит запись постоянно, обеспечивается вывод изображения на полный экран монитора водителя при включении заднего хода) - 1 (одна) ед.; - салонная видеокамера (располагается в передней части транспортного средства с направлением обзора внутрь салона) - 1 (одна) ед.; - салонная видеокамера (располагается в задней части транспортного средства с направлением обзора внутрь салона) - 1 (одна) ед.; - видеокамеры обзора бортов транспортного средства (располагаются с внешней стороны транспортного средства по одной с правой и левой стороны, направленные в конец транспортного средства) - 2 (две) ед.; - видеокамеры контроля посадочных площадок (обеспечивающие контроль обзора входа-выхода пассажиров и валидации проездных документов) - 1 (одна) ед.; |
7. |
Мультимедиа* |
Наличие оборудования: - для звуковой и визуальной трансляции информации, в том числе маршрутные указатели; - для воспроизведения информации о пути следования, в частности, следующей информации: текущий остановочный пункт, следующий остановочный пункт, наименование и номер маршрута, графическое представление маршрута, оценочное время прибытия на следующий остановочный пункт, информации о водителе транспортного средства, контактных телефонов горячей линии и других объявлений. |
Обоснование необходимости использования дополнительной информации, а также дополнительных потребительских свойств, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик.
* п. 7, п. 8, п. 9 и п. 10 распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.12.2018 N 682-рп "О стандарте транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре;
** в целях обеспечения безопасности пассажирских перевозок в зимний период в условиях низких температур. Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2021 N 1946 ""Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета Министров СССР" муниципальные образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры включены в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях;
*** количество используемых ТС, а также их вместимость определены исходя из данных о пассажиропотоке на маршрутах;
**** в соответствии с приказом Минтранса РФ от 04.05.2018 N 172 "Об утверждении Порядка определения резервного количества транспортных средств каждого класса в зависимости от протяженности маршрута регулярных перевозок и максимального количества транспортных средств каждого класса, предусмотренного в отношении данного маршрута реестром маршрутов регулярных перевозок".
Комиссия Управления относительно 1 - 4, 7 довода жалобы поясняет следующее.
Формулировка "единый орган управления" Заказчиком исключена из технического задания,а также исключена из извещения.
Кроме того, представители заказчика, на заседании комиссии по рассмотрению жалобы согласились с доводом жалобы в указанной части и обязались исключить характеристику "единый орган управления" из системы отопления, вентиляции и кондиционирования салона.
Сама потребность заказчика в указанных характеристиках обоснованна необходимостью качественного и комфортного оказания услуги по предоставлению гражданам округа пассажирских перевозок и сама по себе является объективной и не ограничивающей конкуренцию. Данное утверждение справедливо и к остальным доводам в части оснащенности автобусов той или иной характеристикой влияющей либо на комфорт, либо на безопасность, либо на надлежащий контроль при оказании услуги по перевозке пассажиров и багажа.
Согласно конкурсной документации Заказчика транспортное средство должно быть оснащено системой видеонаблюдения, наличие которой предусмотрено как одна из качественных характеристик транспортных средств, которыми Подрядчик должен располагать при входе на рынок (определить дополнительные затраты у потенциального Перевозчика на приобретение такого оборудования невозможно, ввиду применения конкурентного способа определения Поставщика (подрядчика, исполнителя).
Указанное требование не противоречит техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств". В целях соблюдения данного требования участник закупки в праве приобрести и установить на транспортное средство программно-технические комплексы видеонаблюдения, при этом в установленном порядке внести изменения в конструкцию транспортного средства, или приобрести транспортное средство, отвечающее требованиям данной закупки.
Согласно конкурсной документации Заказчика транспортное средство должно быть оснащено системой видеонаблюдения, наличие которой предусмотрено как одна из качественных характеристик транспортных средств, которыми Подрядчик должен располагать при входе на рынок
В целях соблюдения данного требования участник закупки в праве приобрести и установить на транспортное средство оборудования для звуковой и визуальной трансляции информации или приобрести транспортное средство, отвечающее требованиям данной закупки.
Согласно конкурсной документации Заказчика транспортное средство должно быть оснащено оборудованием для звуковой и визуальной трансляции информации, наличие которого предусмотрено как одна из качественных характеристик транспортных средств, которыми Подрядчик должен располагать при входе на рынок (определить дополнительные затраты у потенциального Перевозчика на приобретение такого оборудования невозможно, ввиду применения конкурентного способа определения Поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно конкурсной документации Заказчика транспортное средство должно быть оснащено указанным оборудованием, наличие которого предусмотрено как одна из качественных характеристик транспортных средств, которыми Подрядчик должен располагать при входе на рынок (определить дополнительные затраты у потенциального Перевозчика на приобретение такого оборудования невозможно, ввиду применения конкурентного способа определения Поставщика (подрядчика, исполнителя).
Характеристики транспортных средств, установленные конкурсной документацией, являются характеристиками влияющими на качество перевозок, и направлены прежде всего на безопасность перевозок, а также доступность и комфорт для различных групп пассажиров.
Распоряжением Правительства от 21.12.2018 682-рп утвержден Стандарт транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - Стандарт).
Стандарт устанавливает уровень и показатели качества транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок.
Стандартом определены характеристики транспортного обслуживания населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а именно надежность, доступность, информативность, безопасность, комфортность.
Положения Стандарта распространяются на все виды перевозок в автономном округе, в том числе городским и пригородным. В связи с чем срок достижения целевых показателей качества предельный и применим к перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в целом для автономного округа и могут меняться в зависимости от конъюнктуры ранка.
Достижение показателей качества установленных стандартов ранее установленных в нем сроков положительно скажется на качестве транспортного обслуживания населения автономного округа.
Транспортные средства, планируемые к использованию при выполнении регулярных пассажирских перевозок, должны быть оборудованы системой мониторинга функционального состояния водителей, осуществляющего фиксацию его жизненных показателей на момент начала перевозок.
Согласно конкурсной документации Заказчика транспортное средство должно быть оснащено указанным оборудованием, наличие которого предусмотрено как одна из качественных характеристик транспортных средств, которыми Подрядчик должен располагать при входе на рынок (определить дополнительные затраты у потенциального Перевозчика на приобретение такого оборудования невозможно, ввиду применения конкурентного способа определения Поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом в соответствии с Порядком определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", утвержденным приказом Минтранса России от 20.10.2021 N 351 "Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" максимальная стоимость работы транспортных средств i-го класса за весь срок действия контракта (Сi) учитывает коэффициент повышения расходов на обновление подвижного состава в связи с мероприятиями по восстановлению работоспособности и качественных характеристик подвижного состава, требующими существенных расходов.
Комиссией Управления в ходе рассмотрения жалобы, установлено, что Заявитель обжалует нарушения связанные с обоснованием начальной максимальной цены контракта.
На основании вышеизложенного пунктом 2 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении соблюдения правил нормирования в сфере закупок, установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Пунктом 5 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 99 Закона о контрактной системе , контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации: органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
На основании вышеизложенного, жалоба перенаправляется в контрольный орган, относительно данного довода, в части обоснования Н(М)ЦК, при этом остальная часть доводов является необоснованной.
Комиссия Управления относительно пятого довода жалобы (по дополнительному указанию Заказчика и порядке, установленном Заказчиком, в адрес оператора информационной системы навигации передаются данные) поясняет следующее.
Данное требование не противоречит Федеральному закону от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности". Федеральный закон N 16-ФЗ устанавливает обязательное требование по передаче данных Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, но не ограничивает этим круг лиц, имеющих к ним доступ, в связи с чем, перевозчик может дублировать указанные данные в адрес Заказчика.
Согласно конкурсной документации Заказчика транспортное средство должно быть оснащено указанным оборудованием, наличие которого предусмотрено как одна из качественных характеристик транспортных средств, которыми Подрядчик должен располагать при входе на рынок (определить дополнительные затраты у потенциального Перевозчика на приобретение такого оборудования невозможно, ввиду применения конкурентного способа определения Поставщика (подрядчика, исполнителя).
Характеристики транспортных средств, установленные конкурсной документацией, являются характеристиками влияющими на качество перевозок, и направлены прежде всего на безопасность перевозок, а также доступность и комфорт для различных групп пассажиров.
Распоряжением Правительства от 21.12.2018 682-рп утвержден Стандарт транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - Стандарт).
Стандарт устанавливает уровень и показатели качества транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок.
Стандартом определены характеристики транспортного обслуживания населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а именно надежность, доступность, информативность, безопасность, комфортность.
Положения Стандарта распространяются на все виды перевозок в автономном округе, в том числе городским и пригородным. В связи с чем срок достижения целевых показателей качества предельный и применим к перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования в целом для автономного округа и могут меняться в зависимости от конъюнктуры ранка.
Достижение показателей качества установленных стандартов ранее установленных в нем сроков положительно скажется на качестве транспортного обслуживания населения автономного округа.
При этом, учитывая маршрут, отсутствие сигнала для передачи данных по GSM не является нарушением контракта со стороны подрядчика.
На основании вышеизложенного, довод является необоснованным.
Комиссия Управления относительно шестого довода жалобы ("Заказчик вправе установить специальный режим обследования пассажиропотоков, параметры которого направляются Заказчиком Подрядчику, в соответствии с пунктом 5.1 Контракта, не позднее чем за 2 (два) рабочих дня до даты начала проведения обследования, установленной Заказчиком в поручении". (Приложение N 12 к Контракту, Раздел 3 п.3.1.)) поясняет следующее.
Согласно пояснениям Заказчика "Специальный режим" обследования пассажиропотока подразумевает собой привлечение дополнительных лиц к обследованию, либо обследование силами Заказчика.
Информация по обследованию пассажиропотока определена п. 3 приложения 12 к Контракту.
Согласно конкурсной документации Заказчика транспортное средство должно быть оснащено указанным оборудованием, наличие которого предусмотрено как одна из качественных характеристик транспортных средств, которыми Подрядчик должен располагать при входе на рынок (определить дополнительные затраты у потенциального Перевозчика на приобретение такого оборудования невозможно, ввиду применения конкурентного способа определения Поставщика (подрядчика, исполнителя).
Однако, Заказчиком не раскрыто в полной мере понятие "Специальный режим", а также не приведено иных доказательств и ссылок на нормативно-правовые акты конкретизирующих данное понятие.
Заказчику следует более детально раскрыть формулировку "Специальный режим".
На основании вышеизложенного, довод является обоснованным, Заказчиком нарушены положения части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
Комиссия Управления относительно восьмого довода жалобы (Порядок одностороннего расторжения контракта при существенном нарушении условий контракта Подрядчиком (Заявитель не согласен с включенными в Раздел 13 Контракта - Расторжение контракта п.13.11. - пп. 6,9,10,11,12,13,14,15)) поясняет следующее.
Согласно части 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 1 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что предоставленное данным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно части 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 данной статьи.
Таким образом, исходя из системного толкования указанных норм Закона N 44-ФЗ односторонний отказ заказчика от исполнения государственного контракта возможен только в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Также с целью надлежащей защиты прав и законных интересов заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае установления заказчиком в проекте контракта права на односторонний отказ от исполнения контракта, в проект контракта в соответствии с рекомендациями Минэкономразвития России, изложенными в Письме Минэкономразвития России N 324-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/9777/16 от 18.02.2016 целесообразно включить перечень случаев такого отказа от исполнения контракта, являющихся основаниями, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе отступление подрядчика, исполнителя в работе, услуге от условий договора или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми (пункт 3 статьи 723 ГК РФ).
Указанные в разделе 13 проекта контракта случаи одностороннего отказа:
1) Подрядчик не приступает к исполнению Контракта в срок, установленный Контрактом, или нарушает график выполнения работ, предусмотренный Контрактом, или оказывает работы так, что окончание их выполнения к сроку, предусмотренному Контрактом, становится явно невозможно, либо в ходе выполнения работ стало очевидно, что они не будут выполнены надлежащим образом в установленный Контрактом срок;
2) отступления в выполнении работ от условий Контракта или иные недостатки результата выполненных работ в установленный Заказчиком разумный срок, но не позднее 30 календарных дней, не были устранены, либо являются существенными и неустранимыми.
3) по результатам экспертизы выполненных работ, проведенной своими силами Заказчика или с привлечением экспертов, экспертных организаций в заключении будут подтверждены нарушения условий Контракта;
4) в ходе исполнения Контракта установлено, что Подрядчик перестал соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке, указанной в преамбуле Контракта, требованиям к участникам данной закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе) или при определении Подрядчика Подрядчик представил недостоверную информацию о своем соответствии требованиям, указанным в подпункте "а" пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе, что позволило ему стать победителем данной закупки;
5) Подрядчик отказывается от согласования новых условий Контракта при наступлении обстоятельств, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
6) в отношении Подрядчика введена процедура наблюдения в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127- ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Данные случаи являются конкретизацией существенных нарушений условий контракта по мнению заказчика и не являются чрезмерными или необоснованными по мнению Комиссии Управления.
На основании вышеизложенного, довод является необоснованным.
Комиссия Управления относительно девятого довода жалобы ("Формы отчетов, предоставляемых Подрядчиком в адрес Заказчика, могут меняться по требованию Заказчика". (Приложение N 4 к Контракту п.2) поясняет следующее.
Пунктом 2 приложения 4 к проекту контракта предусмотрено, что формы отчетов, представляемых Подрядчиком в адрес Заказчика, могут меняться по требованию Заказчика.
При этом согласно пункту 11.8. проекта контракта все изменения оформляются в письменном виде путем подписания Сторонами дополнительных соглашений к Контракту за исключением предусмотренных приложением N 7 к Контракту случаев, при которых заключение дополнительного соглашения не требуется, а также в случае изменения реквизитов Сторон, указанных в пункте 11.4. Контракта.
В данном случае целесообразно было включить в пункт 2 приложения N 4 к проекту контракта фразу о подписании дополнительного соглашения в случае изменений формы отчетов с целью не вносить неопределенность стороны контракта. На заседании комиссии по рассмотрению жалобы представители заказчика сообщили, что формы отчетов могут быть изменены лишь путем заключения дополнительного соглашения.
Таким образом, нарушений законодательства о контрактной системе в данной части не усмотрено.
На основании вышеизложенного, довод является необоснованным.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В указанном случае выявленные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), таким образом, Комиссия Управления решила выдавать обязательное для исполнения предписание в части направления победителю закупки проекта контракта с учетом внесения в него изменений согласно позиции Комиссии Управления.
Жалоба ООО "АТП N1" (ОГРН: 1048603861228, ИНН: 8617020499) от 24.11.2023 N11815/23 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Жалобу ООО "АТП N1" (ОГРН: 1048603861228, ИНН: 8617020499) от 24.11.2023 N11815/23 на действия Заказчика - Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Уполномоченного органа - Департамента государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, при проведении открытого конкурса, предметом которого является выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам в межмуниципальном сообщении (извещение N 0187200001723001953) частично обоснованной:
1.1. Довод является необоснованным;
1.2. Довод является необоснованным;
1.3. Довод является необоснованным;
1.4. Довод является необоснованным;
1.5. Довод является необоснованным;
1.6. Довод является обоснованным;
1.7. Довод является необоснованным;
1.8. Довод является необоснованным;
1.9. Довод является необоснованным;
2. Признать в действиях действия Заказчика - Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры нарушение положений части 3 статьи 7 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать обязательное для исполнения предписание.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Р.Р. Валиуллин
Члены Комиссии: Е.А. Андрейцева
А.А. Мацола
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 4 декабря 2023 г. N 086/06/33-1966/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.12.2023