Резолютивная часть объявлена 01.12.2023 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 06.12.2023
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Андрейцева Е.А.- Начальник отдела Управления;
- Мацола А.А.- Старший специалист 1 разряда отдела Управления,
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - посредством видеоконференц-связи Глущенко И.В. на основании доверенности N 03/23 от 26.01.2023;
от Уполномоченного органа - посредством видеоконференц-связи Абдулина А.С. на основании доверенности N 507 от 07.12.2022 г.,
рассмотрев жалобу ООО "Легион" (ИНН: 5250075135; ОГРН: 1215200018868) от
27.11.2023 г. N 11884/23, на действия Заказчика - Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская музыкальная школа имени В.В. Андреева", Уполномоченного органа - Администрация города Нефтеюганска, при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание охранных услуг (извещение N 0187300012823000828) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО "Легион" (ИНН: 5250075135; ОГРН: 1215200018868) от 27.11.2023 г. N 11884/23, на действия Заказчика - Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская музыкальная школа имени В.В. Андреева", Уполномоченного органа - Администрация города Нефтеюганска, при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание охранных услуг (извещение N 0187300012823000828).
В доводе жалобы Заявитель указал следующее:
1. Из извещения не ясно, какие виды работ, указанные в лицензии, должны предоставить участники закупки.
2. К работе по охране объекта Заказчика допускаются сотрудники охраны (4 разряда и более), имеющие при себе документы, указанные в п.1.23 настоящей инструкции".
3. В пункте 1.24 отсутствует перечень документов. Поэтому участник не понимает какие документы он должен предоставить в установленные сроки при исполнении контракта.
4. В случае необходимости проверки соответствия охранника на отсутствие судимости, на момент исполнения обязательств по контракту, Заказчик вправе затребовать справку об отсутствии судимости, однако, срок предоставления такой справки должен быть не менее 60 календарных дней со дня следующего за днем запроса такой справки у охранника.
5. Правилами уведомления частной охранной организацией территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии РФ не предусмотрено согласования данного уведомления с Заказчиком.
6. При электронной приемке и размещении документа на ЕИС не позволяют однозначно трактовать каким образом предоставить Акт на бумажном носителе по форме, установленной проектом контракта.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела и проведения внеплановой проверки, Комиссией Управления установлено следующее.
Относительно первого довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
В Российской Федерации отношения, которые возникают между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регламентируются Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с пунктом 32 статьи 12 Закона N99-ФЗ установлено, что частная охранная деятельность является самостоятельным лицензируемым видом деятельности.
Регулируется же частная охранная деятельность в Российской Федерации Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности".
Частную охранную деятельность в соответствии со статьей 3 Закона N2487-1 составляют следующие виды охранных услуг:
защита жизни и здоровья граждан;
охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию:
консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.
В извещении установлены следующие требования к участникам:
Наличие лицензии на осуществление частной охранной деятельности (лицензирование частной охранной деятельности регулируется Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенностей, установленных Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", Положением о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденным Постановление Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" н/или выписка из реестра лицензий в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2020 г. N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий" 1.1.2 виды охранных услуг: - Охрана объектов, а также обеспечение внутри объектового режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности; - Охрана объектов, а также обеспечение пропускного режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности; - Охрана имущества, а также обеспечение внутри объектового режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищённости; - Охрана имущества, а также обеспечение пропускного режима на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности. Поясняем, что участник должен иметь лицензию на частную охранную деятельность с указанием вида услуг: 7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутри объектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.
Согласно извещению объект закупки: оказание охранных услуг.
Согласно извещению Заказчиком установлен КТРУ 80.10.12.000-00000002 (Услуги частной охраны (Выставление поста охраны).
Таким образом, при установлении требований к наличию лицензии Заказчик указал вид охранных услуг строго как перечислены виды услуг по охране согласно выбранной позиции КТРУ.
На основании вышеизложенного, довод является необоснованным.
Относительно второго довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В пункте 1.3 технического задания указано, что к работе по охране объекта Заказчика допускаются сотрудники охраны (4 разряда и более), имеющие при себе документы, указанные в п.1.23 настоящей инструкции.
В соответствии с Постановлением от 31 января 1985 г. N 31/3-30 "Об утверждении "Общих положений единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР"; раздела "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства" единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 1" (параграф 262а. Охранник (введено приказом Минздравсоцразвития России от 17.04.2009 N 199): При охране помещений, территорий объектов, имущества в процессе его транспортировки с использованием при необходимости специальных средств, разрешенных в частной охранной деятельности - 4-й разряд;
Требуется профессиональная подготовка; повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет; наличие удостоверения частного охранника соответствующего образца, полученного в органах внутренних дел.
Согласно пункту 3.4 Инструкции по организации охраны на объекте и действиям сотрудников охраны: "3.4. Для надлежащего исполнения условий охраны Исполнитель должен иметь дополнительных сотрудников охраны, отвечающих вышеуказанным требованиям ввиду того, что каждый отдельный охранник закрепляется за конкретным объектом охраны. Замена охранников между объектами не допускается". Данное требование устанавливается не к участнику, а к исполнителю. При отсутствия у исполнителя охранников нужного разряда, услуги будут оказываться с перебоями. Также требования по количеству охранников, не является чрезмерно требовательным, так как при формировании Н(М)ЦК учтено количество охраны и постов.
Таким образом, оказание охранных услуг в рассматриваемом случае предполагает использованием при необходимости специальных средств, разрешенных в частной охранной деятельности.
В связи с чем, заказчиком правомерно установлено требование об оказании таких услуг охранником не ниже 4-го разряда. Оказание услуг охранником более низкого разряда будет нарушать требования Постановления от 31 января 1985 г. N 31/3-30.
На основании вышеизложенного, довод является необоснованным.
Относительно третьего довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно техническому заданию Заказчиком установлено следующее:
"1.22. Исполнитель должен обеспечить соблюдение следующих требований Заказчика:
- наличие всех необходимых разрешений и лицензий, предусмотренных действующим законодательством РФ;
- заверенные подписью руководителя и оттиском печати организации копии документов, указанных в пункте 1.24. настоящего Технического задания, должны быть представлены Заказчику в течение 2-х рабочих дней с момента подписания контракта.
1.23. Каждый сотрудник охраны при исполнении своих обязанностей должен иметь при себе:
- документ, удостоверяющий личность (паспорт, иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с требованиями действующего законодательств);
- удостоверение частного охранника (установленного образца);
- личную карточку охраннику, выданную органами внутренних дел в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел;
- иметь справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;
- иметь медицинское заключение по результатам предварительного (периодического) медицинского осмотра (обследования) и (или) личную медицинскую книжку в соответствии с требованиями приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н;
1.24. Исполнитель обеспечивает применение при оказании услуг охраны:
- сертифицированных средств связи - мобильный телефон;
- специальных и технических средств охраны - электрический фонарь, ручной металлодетектор.".
Таким образом пункт 1.23 технического задания приведен перечень документов, который необходимо предоставить в установленные сроки при исполнении контракта.
Следовательно, пункт 1.22 технического задания, должен быть содержать ссылку на пункт 1.23. Однако, была допущена техническая ошибка Заказчиком.
Вместе с тем, общество имело возможность направить заказчику запрос на разъяснения данного пункта и получить пояснения о том, копии каких документов необходимо предоставить.
На основании вышеизложенного, довод является необоснованным.
Относительно четвертого довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Пункт 1.23 Технического задания предусматривает, что "каждый сотрудник охраны при исполнении своих обязанностей должен иметь при себе:·
- иметь справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного
преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел".
Требование к исполнителю по контракту о предоставлении справок об отсутствии судимости но требованию заказчика, изложенное в описании объекта не нарушает положения Закона о контрактной системе. Таким образом поскольку действующим законодательством не установлен запрет требовать документы (в том числе справку об отсутствии судимости) у непосредственного исполнителя услуг по контракту, заказчик вправе выставить такие требования.
Само по себе требование, предусматривающее обязанность исполнителя предоставить после заключения контракта соответствующие справки, не должно рассматриваться как противоречащее действующему законодательству и ограничивающую конкуренцию, поскольку действующим законодательством не установлен запрет требовать документы (в том числе справку об отсутствии судимости) у непосредственного исполнителя услуг по контракту, заказчик вправе выставить такие требования.
Более того, в пункте 12 типового технического задания значится, что Исполнитель обеспечивает соответствие охранников следующим требованиям:
- не имеют судимости за совершение умышленного преступления, не находятся под следствием.
В соответствии со статьей 65 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю: справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.
Иным способом, кроме как указать в техническом задании требования представить справку, выяснить об отсутствии судимости у сотрудника охраны не представляется возможным.
Работодатель на законных основаниях требует и вправе потребовать предоставить справку о наличии/отсутствии судимости, в связи с тем, что это предусмотрено Федеральным законом "Об образовании в РФ" и статьей 65 ТК РФ.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя является необоснованным.
Относительно пятого довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно пункту 1.21. технического задания "Документация по организации охраны объекта и несению службы сотрудниками охраны (инструкции сотрудникам охраны, схемы постов охраны, журналы, книги, график дежурств, выписки из приказов частной охранной организации по организации службы на объекте, уведомление ОЛРР по г. Нефтеюганску Управления Россгвардии по ХМАО-Югре о взятии объекта под охрану, контракт о взаимодействии с Нефтеюганским ОЛРР Управления Россгвардии по ХМАО-Югра, наблюдательное дело поста и др.) разрабатываются Исполнителем и согласовываются с Заказчиком. Инструкция по организации охраны на объекте и действиям сотрудников охраны разрабатывается Заказчиком и предоставляется Исполнителю в срок до 5 (пяти) рабочих дней с даты заключения контракта.".
Согласно пункту 2 Правил уведомления частной охранной организацией территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации о начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников) (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498): 2. Частная охранная организация обязана в письменной форме или в электронной форме посредством заполнения соответствующей интерактивной формы в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru) уведомить уполномоченный орган, выдавший лицензию на осуществление частной охранной деятельности, а также уполномоченный орган но месту охраны имущества (расположения объекта охраны) в следующие сроки:
а) не менее чем за 12 часов до начала осуществления оказания услуг: в виде вооруженной охраны объектов или имущества, за исключением охраны объектов путем принятия мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны; по обеспечению впутриобъектового и пропускного режимов на объек тах; по обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий; по охране объектов, а также при обеспечении впутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористичсской защищенности; связанных с охраной имущества или предметов, ограниченных в обороте;
б) в течение 5 дней с начала оказания охранных услуг: но охране объектов и (или) имущества, за исключением объектов, и (или) имущества, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности; по защите жизни и здоровья граждан; по охране объектов и (или) имущества путем принятия соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны.
Правила уведомления (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498) не содержат запрета о согласовании уведомления с заказчиком.
Заказчик вправе убедиться, что уведомление составлено должным образом и отвечает фактическим обстоятельствам оказания услуг.
Кроме того, необходимость согласования уведомления с заказчиком никак не нарушает права участника.
Также Заказчик указывает :
"ПЕРЕЧЕНЬ УСЛУГ
- иметь контракт о взаимодействии с территориальным органом внутренних дел".
Податель жалобы сообщает, что ему не ясно, какой контракт должен быть предоставлен и с каким органом (органом внутренних дел или Росгвардией).
Комиссия Управления сообщает, что общество имело возможность направить заказчику запрос на разъяснения данного пункта и получить пояснения ответ на поставленный вопрос, однако, данным правом заявитель не воспользовался.
На основании вышеизложенного, довод является необоснованным.
Относительно шестого довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Проект контракта содержит следующие условия:
"2.1.2 По окончании календарного месяца в течение 5 (пяти) рабочих дней предоставлять Заказчику по форме, согласованной Сторонами, Акт сдачи-приемки оказанных услуг (Приложение N 6 к настоящему контракту).
3.4. При исполнении Контракта Исполнитель формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Исполнителя, и размещает в единой информационной системе документ о приемке."
Согласно пункту 2 части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе при исполнении контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур (за исключением закрытых электронных процедур, проводимых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, в области государственной охраны, государственного управления в области обеспечения безопасности Российской Федерации, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, в случае, предусмотренном пунктом 5 части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона к документу о приемке, предусмотренному пунктом 1 настоящей части, могут прилагаться документы, которые считаются его неотъемлемой частью. При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в документе о приемке, приоритет имеет предусмотренная пунктом 1 настоящей части информация, содержащаяся в документе о приемке.
Таким образом, заказчик вправе приложением к электронному документу о приемке потребовать предоставления иных необходимых документов, в том числе перечисленных в пункте 2.1.2 проекта контракта.
На основании вышеизложенного, довод является необоснованным.
Жалоба ООО "Легион" (ИНН: 5250075135; ОГРН: 1215200018868) от 27.11.2023 г. N 11884/23 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Легион" (ИНН: 5250075135; ОГРН: 1215200018868) от 27.11.2023 г. N 11884/23, на действия Заказчика - Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская музыкальная школа имени В.В. Андреева", Уполномоченного органа - Администрация города Нефтеюганска, при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание охранных услуг (извещение N 0187300012823000828) необоснованной.
2. Предписание не выдавать.
3. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Р.Р. Валиуллин
Члены Комиссии: Е.А. Андрейцева
А.А. Мацола
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 6 декабря 2023 г. N 086/06/31-1993/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2023