Резолютивная часть объявлена 04.12.2023
Изготовлено в полном объеме 07.12.2023 г. Ханты-Мансийск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Андрейева Е.А. - Начальник отдела Управления;
- Мацола А.А. - Старший специалист 1 разряда отдела Управления,
От Победителя закупки посредством видеоконференц - связи Жиркова А.П. по доверенности Nб/н от 24.11.2023;
От Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев информацию и документы, поступившие от Бюджетного учреждения высшего образования "Сургутский государственный педагогический университет" (вх. N 12012/23 от 29.11.2023) в отношении ИП Воронцов Анатолий Евгеньевич (692806, г. Большой Камень, с. Суходол, ул. Приморская, 12 А, ОГРНИП: 317253600034346, ИНН: 253614932752) для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр),
Установила:
В Управление 28.11.2023 г. поступило обращение от Бюджетного учреждения высшего образования "Сургутский государственный педагогический университет" (вх. N 12012/23 от
29.11.2023) в отношении ИП Воронцов Анатолий Евгеньевич (692806, г. Большой Камень, с. Суходол, ул. Приморская, 12 А, ОГРНИП: 317253600034346, ИНН: 253614932752) для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Предоставленная информация соответствует требованиям, установленным в Порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) (далее - Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков) и статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Номер извещения: 0387200022122000008;
Номер реестровой записи контракта: 2860220053022000019, номер контракта - 0387200022122000008-2;
Предмет контракта: Оказание услуг по актуализации паспортов доступности для маломобильных групп населения;
Контракт заключен: 06.04.2022 г.;
Цена контракта: 168 500,00 руб.;
Срок действия Контракта:
Договор вступает в силу со дня подписания его Сторонами и действует до 31 августа 2022 г. С 01 сентября 2022 г. обязательства Сторон по Договору прекращаются, за исключением обязательств по оплате услуг, гарантийных обязательств, обязательств по возмещению убытков и выплате неустойки.
В ходе проведения внеплановой камеральной проверки Комиссией Управления установлено следующее.
06.04.2022 г. между Бюджетным учреждением высшего образования "Сургутский государственный педагогический университет" (далее - Заказчик) и ИП Воронцов Анатолий Евгеньевич (далее - Подрядчик, Исполнитель, Общество) был заключен контракт N 0387200022122000008-2, предметом которого является: Оказание услуг по актуализации паспортов доступности для маломобильных групп населения (далее - Договор /Контракт).
Разделом 1 Контракта установлено следующее:
1.1. Исполнитель обязуется своевременно оказать на условиях Договора услуги по актуализации паспортов доступности для маломобильных групп населения, а Заказчик обязуется принять и оплатить их.
1.2. Состав и объем услуг определяется в техническом задании (Приложение N 1) к договору.
1.3. Место оказания услуг:
628400, ХМАО-Югра,
г. Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, 10/2, Административно-учебный корпус;
- г. Сургут, ул. Артема, 9, Учебный корпус блок "АБ";
- г. Сургут, Учебный корпус блок "В";
- г. Сургут, Учебный корпус блок "Г";
- г. Сургут, ул. 50 лет ВЛКСМ, 2/2, Студенческое общежитие.
1.4. Оказываемые в рамках настоящего договора услуги по срокам и качеству должны соответствовать требованиям, указанным в техническом задании (Приложение N 1 к договору), а также отвечать требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, при необходимости соответствовать лицензионным требованиям, государственным стандартам, а также иным требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к таким видам услуг.
Разделом 3 Контракта определены права и обязанности сторон.
Разделом 4 Контракта установлены сроки выполнения работ.
Разделом 5 Контракта предусмотрен порядок сдачи и приемки услуг.:
Пунктом 10.1. Расторжение Договора допускается по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны Договора от исполнения Договора в соответствии с гражданским законодательством.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе (далее - Решение) - 15.11.2023 г.
Из обоснования решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта следует (выдержка из текста):
"На основании решения Единой комиссии по осуществлению закупок для государственных нужд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры БУ "Сургутский государственный педагогический университет" (протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.03.2022 N 0387200022122000008-1) между БУ "Сургутский государственный педагогический университет" (далее - Заказчик) и Индивидуальным предпринимателем Воронцовым Анатолием Евгеньевичем (далее - Исполнитель) заключен гражданско-правовой договор за N 0387200022122000008-2 от 06.04.2022 (далее - Договор). Предметом Договора являлось оказание услуг по актуализации паспортов доступности для маломобильных групп населения (п. 1.1 Договора). Услуги должны быть оказаны с момента заключения договора в течение 60 (шестидесяти) рабочих дней, т.е. предельный срок оказания услуг - не позже 06.07.2022 г.
Исполнителем указанные услуги не были оказаны. Заказчиком в адрес Исполнителя была направлена претензия от 03.11.2022 N 1209 с требованием оплаты неустойки и штрафов, с которой Исполнитель согласился частично, оплатил пени в размере 2 359 руб. 00 коп. и штраф в размере 16 850 руб. 00 коп. Тем не менее, Исполнителем в полном объеме предусмотренные Договором обязательства выполнены не были.
В соответствии с п. 10.1 Договора, ст. 782 ГК РФ Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Договора в соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.".
Подрядчиком на заседание комиссии по рассмотрению сведений представлены письменные пояснения, из которых следует (выдержка из текста):
"С принятым Заказчиком решением, Исполнитель категорически не согласен по следующим основаниям:
Исполнителем выполнены в полном объеме требования, содержащиеся в Техническом задании.
В соответствии с техническим заданием (Приложение N1 к Договору), в частности, в перечне оказываемых услуг содержится следующее требование: п. 3.1.3 Согласование акта "Паспорта доступности ОСИ" с уполномоченным представителем общественной организации инвалидов в регионе.
Исполнитель, действуя добросовестно и надлежащим образом, неоднократно направлял на согласование паспорта доступности для маломобильных групп населения.
Вместе с тем, согласовать паспорта доступности с общественной организацией инвалидов г. Сургута не представлялось возможным по независящим от Исполнителя причинам.
Руководствуясь п. 3.3. Исполнитель обязан:
3.3.5. Предоставлять своевременно достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Договора.
Так, Исполнитель уведомил Заказчика о сложившихся обстоятельствах.
Однако, ответ получен не был.
Более того, обращаясь к п. 11.1, Договор вступает в силу со дня подписания его Сторонами и действует до 31 августа 2022 г. Таким образом, с 01 сентября 2022 г. обязательства Сторон по Договору прекращаются, за исключением обязательств по оплате услуг, гарантийных обязательств, обязательств по возмещению убытков и выплате неустойки.
Несмотря на вышеизложенное, Исполнитель никогда не отказывался от принятых на себя обязательствах, что также подтверждается следующим:
- 07.09.2023 г. Исполнитель, письмом за Исх. N 61, уведомил Заказчика о том, что готов завершить работы, предусмотренные Контрактом в полном объеме и согласовать паспорта доступности с общественной организацией инвалидов г. Сургута в течение 10 дней.
- 11.11.2023 г. Исполнитель, в ответ на претензию по договору от 06.04.2022 N 0387200022122000008-2, сообщал о готовности завершить порядок сдачи-приемки оказанных услуг.
Таким образом, на настоящее время, Исполнитель обладает всеми необходимыми ресурсами для исполнения Договора в кратчайшие сроки, что значительно сократит ресурсы Заказчика, как временные, так и финансовые.
Дополнительно указываем на нарушение Заказчиком порядка расторжения Договора. Так, Заказчиком не был предоставлен Исполнителю десятидневный срок на устранение нарушений условий Договора - на завершение оказания услуг по актуализации паспортов доступности для маломобильных групп населения. Исполнитель неоднократно обращался к Заказчику для урегулирования сложившейся ситуации, однако ответов получено не было. Заказчик проявлял бездействие, за исключением неоднократного направления в адрес Исполнителя претензий по уплате неустоек.
Прошу обратить внимание на тот факт, что нами оказано подавляющее большинство услуг. Единственным их недостатком является задержка их выполнения. Указанная задержка произошла не по нашей вине, а по вышеуказанным причинам."
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение Заказчика было опубликовано в личном кабинете единой информационной системы (далее - ЕИС) 15.11.2023 г.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно информации, размещенной в Единой информационной системе Решение 15.11.2023 г. доставлено в личный кабинет Исполнителя.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается 15.11.2023 г.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 193 ГК РФ если крайний день 10-дневного периода, в рамках которого поставщик имеет возможность исправить допущенные нарушения контракта, выпадает на нерабочий день, то, днем завершения срока будет считаться ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, датой вступления в силу решения признается - 28.11.2023 г.
Частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Согласно журналу событий, Комиссия Управления установила, что переведена на статус "Исполнение прекращено" реестровая запись N 2860220053022000019 - 28.11.2023 07:32 (МСК+2).
Изучив представленные доказательства, Комиссией Управления установлено следующее.
06.04.2022 г. между Заказчиком и Подрядчиком был заключён Контракт, по условиям которого Подрядчик принял на себя обязательства своевременно оказать на условиях Договора услуги по актуализации паспортов доступности для маломобильных групп населения, а Заказчик обязуется принять и оплатить их.
В соответствии с пунктом 3.1.3 технического задания (Приложение N1 к Договору) установлено, что согласование акта "Паспорта доступности ОСИ" с уполномоченным представителем общественной организации инвалидов в регионе.
Из представленных материалов следует, что Исполнителем паспорта доступности на согласование общественной организации инвалидов были направлены 01.08.2022.
При этом паспорта общественной организации инвалидов не согласованы. Для согласования общество требует разработать и утвердить ряд внутренних документов:
1. Приказ о назначении ответственных сотрудников за организацию и проведение работ по обеспечению доступности объектов и услуг для инвалидов и МГН.
2. Положение по обеспечению условий доступности для инвалидов и МГН объектов и предоставляемых на них услуг, а также оказания им необходимой помощи.
3. Должностные инструкции для сотрудников организации, обеспечивающих помощь и сопровождение инвалидов и МГН на объектах.
4. Приказ об утверждении порядка взаимодействия сотрудников при предоставлении услуг инвалиду.
5. Алгоритм взаимодействия сотрудников при предоставлении услуг инвалиду.
6. Регламент по эвакуации инвалидов различных категорий при возникновении пожара и иных ЧС.
7. Утвержденная программа обучения/инструктирования сотрудников организации по вопросам обеспечения тупности для инвалидов и МГН объектов и предоставляемых на них услуг.
8. Инструкции по основным приемам оказания помощи инвалидам различных категорий.
9. Журнал учета проведения инструктажа сотрудников организации по вопросам обеспечения условий доступности для инвалидов и МГН объектов и предоставляемых на них услуг, а также оказания им необходимой помощи.
Согласно скриншоту, представленному в материалах дела, Исполнитель 22.09.2022 уведомил о данных сложностях Заказчика.
Вместе с тем, согласно контракту и техническому заданию в перечень оказываемых услуг Исполнителем входит скрининг, экспертная оценка (комиссионное обследование социальной инфраструктуры, в т.ч. оценка состояния доступности и фотофиксация функциональных зон доступности ОСИ), подготовка по итогам обследования дополнительных документов (фотоматериал), согласование акта "Паспорта доступности ОСИ" с уполномоченным представителем общественной организации инвалидов в регионе, передача заказчику.
Заказчиком 03.11.2022 в адрес Подрядчика была направлена претензия N1209 по уплате неустойки в связи с тем, что услуги Исполнителем оказаны не были. По данной претензии Подрядчиком были оплачены требования 14.11.2022, что подтверждается платежным поручением N954996 от 14.11.2022.
07.09.2023 г. Исполнитель, письмом за Исх. N 61, уведомил Заказчика о том, что готов завершить работы, предусмотренные Контрактом в полном объеме и согласовать паспорта доступности с общественной организацией инвалидов г. Сургута в течение 10 дней.
Однако Заказчиком 15.11.2023 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия Управления, исследовав материалы дела приходит к выводу, что услуги по контракту фактически оказаны Исполнителем, за исключением передачи Заказчику паспортов доступности ОСИ в том числе - паспортов, актов обследования ОСИ (с приложениями по форме приказа Минтруда России от 25.12.2012 г. N 627), анкет, фотоматериалов, на бумажных носителях (сброшюрованных).
С учетом изложенного, контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что, исходя из имеющихся на день рассмотрения сведений, фактов и доказательств, основания для включения сведений об ИП ИП Воронцов Анатолий Евгеньевич в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, приведенной им в постановлении от 24.06.2009 N11-П, в силу ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила её дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
В качестве необходимого элемента общего понятия состава правонарушения выступает вина, наличие которой является во всех отраслях права предпосылкой возложения юридической ответственности, если иное прямо и недвусмысленное не установлено непосредственно самим законодателем.
Приведенные правовые позиции, исходя из публично-правового характера правоотношений между контролирующими государственными органами и субъектами предпринимательской деятельности, в полной мере применимы и к механизму привлечения к юридической ответственности в виде включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков.
Следовательно, антимонопольный орган при рассмотрении вопроса о применении к субъекту меры публично - правовой ответственности, не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов, в какой бы форме она ни проявлялась.
Вывод Комиссии:
Проанализировав представленные материалы, Комиссия Управления пришла к выводу, что факт недобросовестного поведения со стороны ИП Воронцов Анатолий Евгеньевич не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь пунктом 13 Порядка ведения реестра недобросовестных поставщиков, частями 2 и 7 статьи 104 Закона о контрактной системе,
решила:
Сведения, направленные от Бюджетного учреждения высшего образования "Сургутский государственный педагогический университет" (вх. N 12012/23 от 29.11.2023) в отношении ИП Воронцов Анатолий Евгеньевич (692806, г. Большой Камень, с. Суходол, ул. Приморская, 12 А, ОГРНИП: 317253600034346, ИНН: 253614932752) не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Председатель Комиссии Валиуллин Р.Р.
Члены Комиссии: Андрейцева Е.А.
Мацола А.А.
Примечание: Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 7 декабря 2023 г. N 086/06/104-1997/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2023