Резолютивная часть оглашена 01.12.2023
В полном объеме изготовлено 06.12.2023 Великий Новгород
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
_,
в присутствии представителей:
заказчика - Муниципального казенного учреждения Великого Новгорода "Городское хозяйство" (173000, Великий Новгород, ул. Ильина, д. 35 А; далее - МКУ "Городское хозяйство") - _;
подрядчика - Общества с ограниченной ответственностью "Строй-Сити" (ИНН: 5321169632; КПП: 532101001; единственный участник/учредитель юридического лица -_; адрес юридического лица: 173003, Великий Новгород, ул. Великая, д. 18, пом. 12; далее - ООО "Строй-Сити") - _,
рассмотрев сведения, поступившие от заказчика - МКУ "Городское хозяйство" об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта N 22ЭА.2023 от 07.04.2023 (реестровый номер контракта - 3532105847423000033), заключенного с единственным участником закупки - ООО "Строй-Сити" по итогам проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту систем центрального отопления многоквартирных жилых домов по адресам: г. Великий Новгород, ул. Псковская, д. 24, ул. Октябрьская, д. 16, к. 2, извещение N 0350300011823000061 о проведении которого в редакции N ИИ1 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 14.03.2023,
УСТАНОВИЛА:
24.11.2023 в Новгородское УФАС России от заказчика - МКУ "Городское хозяйство" поступили сведения об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта N 22ЭА.2023 от 07.04.2023 (реестровый номер контракта - 3532105847423000033), заключенного с единственным участником закупки - ООО "Строй-Сити" по итогам проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту систем центрального отопления многоквартирных жилых домов по адресам: г. Великий Новгород, ул. Псковская, д. 24, ул. Октябрьская, д. 16, к. 2, извещение N 0350300011823000061 о проведении которого в редакции N ИИ1 было размещено на официальном сайте 14.03.2023 (вх. N 7183-ЭП/23 Новгородского УФАС России; далее - Сведения).
Сведения представлены в соответствии с Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила) (далее - Постановление N 1078).
Руководствуясь пунктом 13 Правил, на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Комиссией осуществлена внеплановая проверка соблюдения заказчиком процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта.
В результате рассмотрения Сведений о недобросовестном подрядчике установлено следующее.
14.03.2023 уполномоченным органом - Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода на официальном сайте в редакции N ИИ1 было размещено извещение N 0350300011823000061 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту систем центрального отопления многоквартирных жилых домов по адресам: г. Великий Новгород, ул. Псковская, д. 24, ул. Октябрьская, д. 16, к. 2.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.03.2023 на участие в рассматриваемой закупке поступила единственная заявка (ООО "Строй-Сити"), которая по итогам рассмотрения аукционной комиссией была признана соответствующей требованиям извещения о ее проведении.
07.04.2023 между заказчиком - МКУ "Городское хозяйство" и единственным участником закупки - ООО "Строй-Сити" был заключен контракт N 22ЭА.2023 (реестровый номер контракта - 3532105847423000033, цена контракта - 4 255 171, 06 рублей; далее - Контракт) на выполнение работ по капитальному ремонту систем центрального отопления многоквартирных жилых домов по адресам: г. Великий Новгород, ул. Псковская, д. 24, ул. Октябрьская, д. 16, к. 2.
В соответствии с пунктами 1.2, 1.3 Контракта заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательство выполнить работы по капитальному ремонту систем центрального отопления многоквартирных жилых домов по адресам: г. Великий Новгород, ул. Псковская, д. 24, ул. Октябрьская, д. 16, к. 2 и сдать их результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат выполненных работ и оплатить его.
На условиях и в сроки настоящего Контракта подрядчик выполняет работы в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту), Локальным сметным расчетом (Приложение N 2 к Контракту), которые определяют содержание и объём работ и являются неотъемлемой частью контракта.
Согласно пункту 4.1 Контракта срок выполнения работ: с даты заключения Контракта и по 31.07.2023 включительно.
При этом, пунктом 4.1 Контракта также определены несколько этапов его исполнения.
В частности, I этап - с даты заключения Контракта и до 21.07.2023 включительно, а II этап - с даты заключения Контракта и до 31.07.2023 включительно.
В силу Приложения N 2 к Контракту I этап включает работы по капитальному ремонту системы центрального отопления многоквартирного жилого дома по адресу: г. Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 16, к. 2 (стоимость работ - 1 749 141, 06 рублей), а II этап - выполнение таких работ в отношении системы центрального отопления многоквартирного жилого дома по адресу: г. Великий Новгород, ул. Псковская, д. 24 (стоимость работ - 2 506 030, 00 рублей).
Работы по капитальному ремонту системы центрального отопления многоквартирного жилого дома по адресу: г. Великий Новгород, ул. Псковская, д. 24 (II этап) подрядчиком в полном объеме были выполнены в период с 07.04.2023 по 31.07.2023.
Данные работы заказчиком были приняты 05.10.2023 (акт о приемке выполненных работ N 66 от 31.07.2023 (исправление N 1 от 02.10.2023)) и оплачены 09.10.2023 (платежное поручение N 483916 от указанной даты на сумму 2 506 030, 00 рублей).
Однако установленный Контрактом срок выполнения работ по капитальному ремонту системы центрального отопления многоквартирного жилого дома по адресу: г. Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 16, к. 2 (I этап) подрядчиком соблюден не был.
Указанные обстоятельства среди прочего подтверждаются составленными 15.09.2023, 19.09.2023, 20.09.2023, 29.09.2023 актами фиксации выполненных работ по Контракту.
По состоянию на 10.11.2023 работы по капитальному ремонту системы центрального отопления многоквартирного жилого дома по адресу: г. Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 16, к. 2 подрядчиком заказчику в полном объеме сданы не были.
Кроме того, актом фиксации выполненных работ от указанной даты было зафиксировано некачественное выполнение части таких работ в данном многоквартирном жилом доме, что подтверждается поступлением в адрес заказчика и управляющей компании такого дома - Общества с ограниченной ответственностью "Единство" (далее - ООО "Единство") жалоб от жильцов квартир NN 29, 33, 43, 44 и 45 на протекание в местах соединения стояков (сварные швы).
Согласно данному акту фиксации устранять указанные недоставки пришлось непосредственно самой управляющей компании.
Кроме того, по состоянию на 10.11.2023 продолжение работ по капитальному ремонту системы центрального отопления многоквартирного жилого дома по адресу: г. Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 16, к. 2 стало нецелесообразным в связи с началом в Великом Новгороде с 25.09.2023 отопительного периода 2023/2024 года, поскольку в силу положений пункта 14 Приложения N 1 "Требования к качеству коммунальных услуг" Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, допустимая продолжительность перерыва отопления: не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 °C до нормативной температуры, указанной в пункте 15 настоящего приложения; не более 8 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +10 °C до +12 °C; не более 4 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +8 °C до +10 °C (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Также при продолжении работ по капитальному ремонту системы центрального отопления многоквартирного жилого дома в отопительный период необходимо каждый раз проводить отключение стояков системы центрального отопления со сливом теплоносителя.
Вместе с тем, в данном многоквартирном жилом доме установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии, в связи с чем жители данного дома понесут дополнительные затраты.
Таким образом, образом дальнейшее выполнение работ по капитальному ремонту системы центрального отопления многоквартирного жилого дома по адресу: г. Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 16, к. 2 без нарушений вышеуказанных положений Правил предоставления коммунальных услуг и причинения финансовых убытков собственникам жилых помещений и управляющей компании было невозможным.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из приложений к извещению об осуществлении закупки является проект контракта.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 10.3 Контракта его расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством и Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 723 ГК если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Подпункт 3 пункта 5.5.5 Контракта в качестве одного из оснований для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от его исполнения называет следующее: "если срок просрочки Подрядчиком этапа Контракта и (или) комплекса работ, и (или) вида работ, и (или) части работ, отдельного вида работ составляет не менее 15 (пятнадцати) календарных дней".
В связи с вышеизложенными обстоятельствами, 13.11.2023 заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение об одностороннем отказе).
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Действия, предусмотренные пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчиком были выполнены 13.11.2023 (в указанную дату с использованием единой информационной системы было сформировано Решение об одностороннем отказе, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в единой информационной системе).
Согласно материалам Сведений Решение об одностороннем отказе в личный кабинет подрядчика в единой информационной системе также было доставлено в указанную дату (13.11.2023).
13.11.2023 в силу положений пунктов 2, 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе является датой надлежащего уведомления подрядчика о принятом заказчиком Решении об одностороннем отказе.
Присутствовавшие на заседании Комиссии представители заказчика указанную хронологию событий поддержали.
Суть имеющихся в материалах Сведений письменных пояснений ООО "Строй-Сити" относительно ненадлежащего исполнения договорных обязательств по Контракту (вх. N 7337-ЭП/23 от 30.11.2023 Новгородского УФАС России) сводится к следующему.
По многоквартирному жилому дому по адресу: г. Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 16, к. 2 работы выполнены в объеме 50 % на сумму 747 910, 00 рублей.
В оставшейся части работы по данному многоквартирному жилому дому не выполнены в связи со следующим.
1. Контрактом на подрядчика не возложены обязательства по организации общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме в целях получения их решения о проведении ремонта системы центрального отопления.
Тем не менее, подрядчиком были предприняты меры по получению указанного решения, а именно:
27.07.2023 в адрес заказчика было направлено обращение о предоставлении документов о согласовании проведения капитального ремонта с собственниками помещений;
04.08.2023 в адрес управляющей компании был направлен запрос о предоставлении копий протоколов общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме по вопросу капитального ремонта системы центрального отопления;
10.08.2023 от управляющей компании в адрес подрядчика поступил ответ, согласно которому 12.07.2023 прошло общее собрание жильцов по вопросу ремонта системы центрального отопления, протокол общего собрания собственников не составлялся (что подтверждает отсутствие решения собственников);
15.08.2023 заказчиком в адрес подрядчика был направлен запрос, в котором заказчик просил в срок до 16.08.2023 дать разъяснения относительно невыполнения работ в данном многоквартирном жилом доме, а также указал, что собственники помещений в нем проведению ремонта не препятствуют;
15.08.2023 подрядчиком был составлен акт об отказе предоставления доступа к имуществу данного многоквартирного жилого дома (один из собственников предоставила доступ к жилому помещению и кухне, однако менять полотенцесушитель и отводящие, подводящие трубы в ванной комнате отказалась, что также подтверждает отсутствие решения собственников).
По мнению подрядчика, отсутствие решения общего собрания собственников помещений данного многоквартирного жилого дома о проведении ремонта центрального отопления делало невозможным проведение работ в силу закона.
Между тем, с согласия отдельных собственников, допустивших работников подрядчика в жилые помещения, работы по части квартир были выполнены.
Кроме того, 19.10.2023 управляющей компанией был ограничен доступ к производству работ.
В адрес управляющей компании было направлено письмо о предоставлении доступа к объекту, а также с просьбой включить электричество на объекте.
20.10.2023 от управляющей компании поступил ответ, согласно которому в связи с приходом похолоданий необходимо перенести работы на весенне-летний период 2024 года.
02.11.2023 подрядчиком в адрес управляющей компании был направлен повторный запрос о согласовании сроков проведения работ, а в адрес заказчика - письмо о содействии при проведении работ на объекте.
09.11.2023 заказчиком был проведен осмотр объекта, после чего 13.11.2023 принято Решение об одностороннем отказе, однако, как указывалось выше, просрочка в выполнении работ вызвана отсутствие со стороны собственников многоквартирного жилого дома, оформленного протоколом решения о ремонте общего имущества.
2. 15.08.2023 в адреса заказчика и управляющей компании был направлен запрос о представлении схем системы центрального отопления многоквартирного жилого дома по адресу: г. Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 16, к. 2 и технического паспорта данного дома.
Отсутствие данных документов препятствовало проведению работ.
Однако такие схемы и паспорт представлены не были.
24.08.2023 в адреса заказчика и управляющей компании были направлены письма об обнаружении при производстве работ дефектов нижнего розлива воды системы центрального отопления, требующие проведение дополнительных работ.
25.08.2023 заказчик уведомил подрядчика о том, что готовится дополнительное соглашение по пункту 2.3.3 Контракта.
Однако такого дополнительного соглашения заказчиком представлено не было, какого-либо ответа заказчиком также не направлено.
31.08.2023 подрядчиком в адрес заказчика было направлено письмо, в котором подрядчик информировал о том, что на объекте проводились работы по прокладке трубопроводов отопления из стальных ВГП неоцинкованных труб. Было обнаружено, что фактический диаметр труб, врезаемых в розлив центрального отопления составляет 20 мм, диаметр вентиля проходного муфтового для воды и пара давлением 1,6 Мпа (16 кгс/см2) предназначенного для перекрытия подачи воды в стояк составляет 20 мм. При замене старых врезок с вентилями на новые не хватает вентилей проходных муфтовых 15Б1П для воды и пара давлением 1,6 Мпа (16 кгс/см2), диаметром 20 мм, в связи с чем подрядчик предлагал заказчику заменить материал вентили проходные муфтовые 15Б1П для воды и пара давлением 1,6 Мпа (16 кгс/см2), диаметром 15 мм в количестве 14 шт. на вентили проходные муфтовые 15Б1П для воды и пара давлением 1,6 МПа (16 кгс/см2), диаметром 20 мм в количестве 14 шт.
Также подрядчик просил согласовать материал полотенцесушители с креплениями.
Ответа от заказчика также не поступило.
Таким образом, заказчик, несмотря на его своевременное уведомление подрядчиком, не только не создал необходимые условия, обеспечивающие возможность выполнения работ, но и не принял никаких мер для разрешения сложившейся ситуации.
3. 20.11.2023 подрядчиком в адрес заказчика было направлено уведомление с просьбой направить своего представителя для обеспечения допуска на объект 21.11.2023.
21.11.2023 представитель заказчика явился на объект, но от подписи отказался, работники подрядчика на объект также допущены не были.
21.11.2023 подрядчиком в адрес заказчика было направлено повторное уведомление с просьбой направить своего представителя для обеспечения допуска на объект 22.11.2023.
22.11.2023 представитель заказчика явился на объект и стороны Контракта подписали акт об отказе в допуске на объект, работники подрядчики на объект допущены не были.
20.11.2023 и 22.11.2023 в адрес заказчика подрядчиком были направлены претензии с требованием предоставить для завершения работ ранее запрошенные документы:
- подтверждающие согласие собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома по адресу: г. Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 16, к. 2 на выполнение работ по ремонту системы центрального отопления;
- схемы центрального отопления и технический паспорт данного дома,
а также согласовать:
- выполнение дополнительных работ, перечисленных в претензиях;
- замену материала вентили проходные муфтовые 15Б1П для воды и пара давлением 1,6 Мпа (16 кгс/см2), диаметром 15 мм в количестве 14 шт. на вентили проходные муфтовые 15Б1П для воды и пара давлением 1,6 МПа (16 кгс/см2), диаметром 20 мм в количестве 14 шт.;
- материал полотенцесушители с креплениями.
До настоящего времени запрашиваемые документы не представлены, доступ на объект не предоставлен, чем нарушено предусмотренное частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе право завершить работы.
4. Решение об одностороннем отказе подрядчиком в настоящее время обжаловано в Арбитражный суд Новгородской области.
Таким образом, факт нарушения какой-либо из сторон условий Контракта является исключительно предметом судебного разбирательства, в рамках которого будет проведена экспертиза выполненных работ на соответствие требованиям Контракта.
В отсутствие судебного акта, подтверждающего недобросовестное поведение подрядчика, отсутствуют и основания для включения Сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, подрядчиком направлено заявление в Новгородское УФАС России о нарушении заказчиком законодательства о контрактной системе при исполнении Контракта.
5. Помимо изложенного, подрядчик в своих письменных объяснениях сообщает следующее.
Контракт исполнен в объеме свыше 80 %, выполненные работы сданы заказчику, какое-либо уклонение от выполнения работ со стороны подрядчика или умышленные действия, направленные на отказ от исполнения Контракта, в данном случае отсутствуют.
Кроме того, подрядчик закупил необходимые материалы для выполнения работ.
Подрядчиком выполнены все работы, предусмотренные Контрактом, которые подрядчик имел возможность выполнить с учетом изложенных обстоятельств, а также предприняты все меры для признания Решения об одностороннем отказе незаконным.
Также подрядчик отмечает, что является добросовестным и профессиональным участником рынка, им заключены 17 контрактов в рамках Закона о контрактной системе, свыше 100 иных гражданско-правовых договоров, у подрядчика имеются благодарности и грамоты от Главы Маревского муниципального округа, директора МАУ "Серговский сельский дом культуры", Главы Успенского сельского поселения.
Учитывая изложенное, подрядчик просит Сведения о себе в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Присутствовавшая на заседании Комиссии представитель ООО "Строй-Сити" поддержала указанные объяснения в полном объеме, а также указала, что схемы центрального отопления дома по итогу были представлены не в полном объеме, а также, что, по мнению подрядчика, отопление в доме можно было отключать и продолжать работы даже во время отопительного периода.
Присутствовавшие на заседании Комиссии представители заказчика относительно указанных объяснений подрядчика устно указали следующее.
В данном случае решение о проведении ремонта системы центрального отопления многоквартирного жилого дома по адресу: г. Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 16, к. 2 от общего собрания собственников помещений в нем не требовалось, поскольку работы проводились во исполнение решения суда.
Работы в отношении системы центрального отопления многоквартирного жилого дома по адресу: г. Великий Новгород, ул. Псковская, д. 24 (II этап) аналогичным образом проводились во исполнение решения суда и также без решения общего собрания собственников помещений в нем. При этом, решение общего собрания собственников помещений данного дома подрядчиком не запрашивалось.
Кроме того, какие-либо документы о приемке выполненных работ по дому по адресу: г. Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 16, к. 2 от подрядчика в адрес заказчика не поступали.
Заказчик был готов заключить дополнительное соглашение к Контракту в части замены материалов, однако такое соглашение заключено не было, поскольку работы подрядчиком на объекте не велись.
Присутствовавшая на заседании Комиссии представитель ООО "Строй-Сити" относительно отсутствия у подрядчика решения общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома по адресу: г. Великий Новгород, ул. Псковская, д. 24 относительно разрешения на выполнение работ в данном доме, дать какие-либо пояснения не смогла.
Оценив и исследовав Сведения, объяснения подрядчика, устные пояснения представителей сторон, представленные сторонами документы и информацию, Комиссия приходит к следующим выводам.
Как установлено выше, срок выполнения работ по Контракту составлял период с даты его заключения и по 31.07.2023 включительно и включал в себя 2 этапа:
I этап (с даты заключения Контракта и до 21.07.2023 включительно) - работы по капитальному ремонту системы центрального отопления многоквартирного жилого дома по адресу: г. Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 16, к. 2;
II этап (с даты заключения Контракта и до 31.07.2023 включительно) - работы по капитальному ремонту системы центрального отопления многоквартирного жилого дома по адресу: г. Великий Новгород, ул. Псковская, д. 24) (пункт 4.1 Контракта, Приложение N 2 к Контракту).
Работы по II этапу в отношении системы центрального отопления многоквартирного жилого дома по адресу: г. Великий Новгород, ул. Псковская, д. 24 подрядчиком в полном объеме были выполнены в период с 07.04.2023 по 31.07.2023, заказчиком приняты и оплачены 05.10.2023 и 09.10.2023 соответственно.
При этом, материалами Сведений подтверждается, что срок выполнения работ по I этапу в отношении системы центрального отопления многоквартирного жилого дома по адресу: г. Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 16, к. 2 подрядчиком соблюден не был.
В качестве причин просрочки выполнения работ подрядчик в имеющихся в материалах Сведений вышеупомянутых письменных объяснениях называет отсутствие решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 16, к. 2 о проведении ремонта системы центрального отопления, непредставление заказчиком схемы центрального отопления и технического паспорта дома, несогласование заказчиком дополнительных работ и замены материалов.
Вместе с тем, указанные подрядчиком причины несоблюдения срока выполнения работ по Контракту уважительными в действительности не являются, что подтверждается следующим.
1. 27.07.2023, то есть уже за рамками срока выполнения работ в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: г. Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 16, к. 2 (до 21.07.2023 включительно), подрядчик в письме исх. N 27/07 от указанной даты сообщил заказчику об отсутствии решения общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме о проведении ремонта системы центрального отопления как о препятствии в выполнении работ, в связи с чем, еще не приступив к выполнению работ, подрядчик уже просил перенести срок выполнения работ на 15.09.2023.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что настоящая закупка на выполнение работ по капитальному ремонту систем центрального отопления многоквартирных жилых домов по адресам: г. Великий Новгород, ул. Псковская, д. 24, ул. Октябрьская, д. 16, к. 2 была объявлена во исполнение решений суда.
В частности, решением Новгородского районного суда Новгородской области от 12.07.2012 по делу N 2-408/12 заказчик был обязан выполнить такие работы в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: г. Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 16, к. 2.
Согласно частям 1, 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды принимают судебные постановления в форме судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции.
Вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Учитывая указанные обстоятельства, Комиссия соглашается с доводом заказчика об отсутствии необходимости получения в данном случае решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 16, к. 2 о проведении ремонта системы центрального отопления, поскольку решение суда было обязательно к исполнению для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций.
При этом, как следует из устных пояснений присутствовавших на заседании Комиссии представителей заказчика, в отношении выполнения работ по капитальному ремонту системы центрального отопления многоквартирного жилого дома по адресу: г. Великий Новгород, ул. Псковская, д. 24, решение общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме по аналогичным причинам отсутствовало и подрядчиком не запрашивалось, что никоим образом не препятствовало ему в надлежащем выполнении работ по данному дому и их сдаче заказчику.
2. По состоянию на 09.08.2023 какие-либо работы в отношении капитального ремонта системы центрального отопления многоквартирного жилого дома по адресу: г. Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 16, к. 2 подрядчиком начаты не были, что подтверждается составленным заказчиком актом фиксации от указанной даты.
Фактическое начало выполнения работ подрядчиком на данном объекте, причем, также уже за рамками установленного Контрактом срока (до 21.07.2023 включительно), подтверждается письмами подрядчика в адрес заказчика исх. N 42 от 22.08.2023 (о непредвиденных затратах), исх. N 24/08 от 24.08.2023 (о дефектах нижнего розлива воды системы центрального отопления), исх. N 24/08 от 24.08.2023 (о непредвиденных затратах), исх. N 45 от 25.08.2023 (о проверке скрытых работ), исх. N 31/08 от 31.08.2023 (о замене материала (вентили) и согласовании материала (полотенцесушители)).
С учетом получения данных писем подрядчика заказчик письмом исх. N 6757 от 25.08.2023 сообщил ему о подготовке дополнительного соглашения к Контракту в части изменения объема и (или) видов выполняемых работ.
Однако 15.09.2023 представителями заказчика был составлен акт, которым зафиксировано нарушение подрядчиком условий Контракта в части срока выполнения работ на объекте по адресу: г. Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 16, к. 2 и их объема.
В частности, предусмотренная Контрактом разборка трубопроводов из водогазопроводных труб в зданиях и сооружениях на резьбе диаметром до 32 мм (ед. изм. - 100 м) в объеме 10,35 была выполнена подрядчиком только лишь в объеме 0,1 (разборка тубопроводов от розлива до перекрытия в подвале), а предусмотренная Контрактом прокладка трубопроводов отопления из стальных водогазопроводных неоцинкованных труб диаметром 20 мм (ед. изм. - 100 м) в объеме 7 по Контракту была выполнена только лишь в объеме 0,6 (частично выполнен монтаж стояков, демонтаж полностью в кв. 15).
Согласно указанному акту от 15.09.2023 единственным выполненным в полном объеме видов работ являлся демонтаж радиаторов, а работы по пробивке в бетонных стенах и полах отверстий, заделке отверстий, гнезд и борозд в перекрытиях железобетонных, установке радиаторов биметаллических, прокладке трубопроводов отопления из стальных водогазопроводных неоцинкованных труб диаметром 15 мм, окраске металлических огрунтованных поверхностей, разборке изоляции трубопроводов подрядчиком не были начаты вовсе.
Письмом заказчика исх. N 7496 от 18.09.2023 подрядчик был приглашен на объект на 19.09.2023 с целью составления акты выполненных работ по состоянию на указанную дату.
Вместе с тем, актом фиксации от 19.09.2023 было установлено отсутствие работников подрядчика на объекте, неизменение общего объема выполненных работ, а также уточнено, что стояки, проходящие в части подвального помещения срезаны, в 3-м подъезде полностью демонтированы отопительные приборы и стояки.
Актом фиксации от 20.09.2023 также было установлено отсутствие работников подрядчика на объекте и неизменение общего объема выполненных работ.
С целью проверки выполненных подрядчиком скрытых работ письмом заказчика исх. N 7580 от 21.09.2023 подрядчик был приглашен на совместный осмотр объекта на 22.09.2023.
По итогам такого осмотра заказчик в письме исх. N 7628 от 22.09.2023 сообщил подрядчику о невыполнении по состоянию на указанную дату работ по капитальному ремонту системы центрального отопления многоквартирного жилого дома по адресу: г. Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 16, к. 2 в полном объеме работ и, вследствие чего, о рассмотрении заказчиком вопроса о целесообразности продолжения их выполнения.
Таким образом, материалами Сведений подтверждается, что заказчик не бездействовал и им не игнорировались вышеуказанные письма подрядчика о непредвиденных затратах, о проверке скрытых работ, о замене/согласовании материалов, а соответствующее дополнительное соглашение об изменении объема и (или) видов выполняемых работ действительно готовилось заказчиком, но не было заключено между сторонами Контракта лишь исключительно по причине срыва установленного срока выполнения работ подрядчиком и невозможностью их дальнейшего продолжения в связи с фактическим началом в Великом Новгороде с 25.09.2023 отопительного периода 2023/2024 года.
Именно по указанной причине в ответ на письмо подрядчика исх. N 01-19/10 от 19.10.2023 в адрес ООО "Единство" о допуске на объект управляющая компания в письме исх. N 175 от 20.10.2023 ответила о необходимости переноса с учетом наступившего отопительного сезона срока выполнения работ на весенне-летний период в связи с медленным выполнением работ подрядчиком.
Помимо указанного, необходимо отметить, что какие-либо письма подрядчика, подтверждающие запрос им у заказчика 15.08.2023, как указывает подрядчик в представленных письменных объяснениях, схемы центрального отопления и технического паспорта рассматриваемого дома, в материалах Сведений отсутствуют, представителем подрядчика на заседании Комиссии не представлены.
3. По состоянию на 10.11.2023 работы по капитальному ремонту системы центрального отопления многоквартирного жилого дома по адресу: г. Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 16, к. 2 подрядчиком заказчику в полном объеме также сданы не были.
Актом фиксации выполненных работ от указанной даты было зафиксировано некачественное выполнение части таких работ в данном многоквартирном жилом доме, что подтверждается поступлением в адрес заказчика и управляющей компании жалоб от жильцов квартир NN 29, 33, 43, 44 и 45 на протекание в местах соединения стояков (сварные швы).
13.11.2023 заказчиком в связи с существенным нарушением подрядчиком условий Контракта было принято Решение об одностороннем отказе, соответствующие основания на это, как установлено выше, у заказчика имелись.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В связи с тем, что заказчиком ранее (21.09.2023) уже принималось решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с нарушением подрядчиком его условий (срока выполнения работ), которое заказчиком в дальнейшем (02.10.2023) было отменено, предусмотренное частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе правило в данном случае не применяется, так как указанное в Решении об одностороннем отказе нарушение условий Контракта со стороны подрядчика фактически является повторным.
Таким образом, несмотря на все попытки подрядчика выйти на объект после принятия заказчиком Решения об одностороннем отказе, отменить такое решение заказчик был уже неправомочен.
При этом необходимо учитывать, что и оснований для отмены такого решения у заказчика в данном случае также не имелось, поскольку работы в имеющихся условиях с учетом наступившего отопительного сезона и без отключения системы отопления завершены уже быть не могли.
С учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе Решение об одностороннем отказе вступило в силу 24.11.2023 и с указанной даты Контракт считается расторгнутым.
22.11.2023 сторонами Контракта был подписан акт N 3 об отказе в доступе к объекту в связи с окончанием срока выполнения работ, изменившимися погодными условиями и наступлением отопительного периода 2023/2024 года, в котором подрядчик согласился с нецелесообразностью дальнейшего выполнения работ, о чем свидетельствует подпись директора ООО "Строй-Сити" в указанном документе.
4. Согласно положениям абзаца 3 пункта 1 статьи 2 ГК предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Участник закупки, осуществляющий предпринимательскую деятельность путем участия в государственных и муниципальных закупках, самостоятельно несет ответственность и риски наступления негативных последствий, связанных с невозможностью исполнения заключаемых контрактов.
Следовательно, подав заявку на участие в рассматриваемой закупке и по ее итогам в дальнейшем заключив Контракт, ООО "Строй-Сити" приняло на себя обязательства по выполнению работ по капитальному ремонту систем центрального отопления многоквартирных жилых домов в соответствии с объявленными при размещении закупки условиями выполнения работ, в частности сроками их выполнения.
Являясь единственным участником закупки - профессиональным участником рынка, подрядчик должен был осознавать все последствия невыполнения в установленный срок своих обязательств по Контракту.
Однако такие обязательства по Контракту подрядчиком в установленный срок исполнены не были, что свидетельствует о его недобросовестном поведении как участника закупки, повлекшем срыв исполнения Контракта, заключенного во исполнение решения Новгородского районного суда Новгородской области об обязании выполнить капитальный ремонт системы центрального отопления в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: г. Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 16, к. 2 и, как следствие, нарушение прав собственников жилых помещений.
Таким образом, материалами Сведений подтверждается, что поведение подрядчика при исполнении Контракта являлось ненадлежащим, недобросовестным и не может рассматриваться в качестве достаточного для достижения надлежащего результата работ по Контракту.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Учитывая все вышеизложенное, и поскольку порядок принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком был соблюден, основания для принятия такого решения у заказчика имелись, само решение вступило в силу, не отменено заказчиком и не признано незаконным судом, Сведения о недобросовестном подрядчике, представленные МКУ "Городское хозяйство" в отношении ООО "Строй-Сити", подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь статьей 95, частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением N 1078, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком - Муниципальным казенным учреждением Великого Новгорода "Городское хозяйство" (173000, Великий Новгород, ул. Ильина, д. 35 А) об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта N 22ЭА.2023 от 07.04.2023 (реестровый номер контракта - 3532105847423000033), заключенного с единственным участником закупки - Обществом с ограниченной ответственностью "Строй-Сити" (ИНН: 5321169632; КПП: 532101001; единственный участник/учредитель юридического лица - _; адрес юридического лица: 173003, Великий Новгород, ул. Великая, д. 18, пом. 12) по итогам проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту систем центрального отопления многоквартирных жилых домов по адресам: г. Великий Новгород, ул. Псковская, д. 24, ул. Октябрьская, д. 16, к. 2, извещение N 0350300011823000061 о проведении которого в редакции N ИИ1 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 14.03.2023, включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Нарушений законодательства о контрактной системе в результате проведения проверки факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в действиях Муниципального казенного учреждения Великого Новгорода "Городское хозяйство" не установлено.
_
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 6 декабря 2023 г. N 053/10/104-702/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2023