Резолютивная часть оглашена 01.12.2023
В полном объеме изготовлено 06.12.2023 Великий Новгород
Комиссия по контролю за осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
_.. - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;
_.. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;
_.. - член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
- заказчика - директора Муниципального бюджетного учреждения культуры "Межпоселенческий культурно-досуговый центр" Парфинского муниципального района (175130, п. Парфино, Новгородская обл., ул. Мира, д. 30 А; далее - МБУК МКДЦ) _.;
- подрядчика - Общества с ограниченной ответственностью "Горизонт" (ИНН: 5321068095; 173003, Великий Новгород, ул. Б. Санкт-Петербургская, д. 80, каб. 19; далее - Общество, ООО "Горизонт") - _.. (доверенность N б/н от 25.10.2023) и _.. (доверенность N б/н от 12.12.2022),
рассмотрев сведения, поступившие от заказчика - МБУК МКДЦ об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта N 1/23 от 10.02.2023 (далее - Контракт), заключенного с ООО "Горизонт" на выполнение работ по капитальному ремонту здания филиала МБУК МКДЦ Полавский ДК,
УСТАНОВИЛА:
24.11.2023 в Новгородское УФАС России от заказчика - МБУК МКДЦ поступили сведения об одностороннем отказе заказчика от исполнения Контракта, заключенного с ООО "Горизонт" на выполнение работ по капитальному ремонту здания филиала МБУК МКДЦ Полавский ДК (далее - Сведения).
Первоначально вышеуказанные Сведения были направлены в Новгородское УФАС России 20.11.2023 почтой России, которые были продублированы на адрес электронной почты Новгородского УФАС России 21.11.2023, однако, были возвращены антимонопольным органом без рассмотрения по существу в связи с несоответствием обращения о включении информации о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков Правилам ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила).
Сведения от 24.11.2023 были представлены в соответствии с Правилами.
Руководствуясь пунктом 13 Правил, на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Комиссией Новгородского УФАС России осуществлена внеплановая проверка соблюдения заказчиком - МБУК МКДЦ процедуры одностороннего отказа от исполнения Контракта, заключенного с ООО "Горизонт".
В результате рассмотрения Сведений и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Частью 2 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ установлено, что в период до 31 декабря 2023 года включительно решением высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", могут быть установлены иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на его территории, а также определен порядок осуществления закупок в таких случаях.
В развитие данной нормы принято Постановление Правительства Новгородской области от 22.03.2022 N 136, в соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 которого установлено, что в период до 31 декабря 2023 года включительно в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", заказчик вправе осуществить закупку товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Новгородской области, муниципальных нужд у единственного поставщика при наличии решения Администрации муниципального района, муниципального округа, городского округа Новгородской области, определяющего единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и конкретную закупку товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В соответствии с Постановлением от 03.02.2023 N 30-рг Администрации Парфинского муниципального района Новгородской области 10.02.2023 между МБУК МКДЦ и единственным подрядчиком - ООО "Горизонт" был заключен Контракт (пункт 1.1 Контракта).
Как следует из пунктов 1.3 и 1.4 Контракта его предметом является выполнение работ по капитальному ремонту здания филиала МБУК МКДЦ Полавский ДК, данные работы выполняются в соответствии с условиями данного Контракта, проектной документацией (приложение N 1 к Контракту), сметой Контракта (приложение N 2 к Контракту), графиком выполнения работ (приложение N 3 к Контракту).
На условиях и в сроки, установленные Контрактом, Подрядчик обязуется выполнить указанные в пункте 1.3 настоящего Контракта работы и передать Заказчику результат выполненных работ, а Заказчик обязуется принять работы и оплатить их.
Согласно пункту 2.3.2 Контракта подрядчик не имеет права самостоятельно изменять виды и объемы работ. Любое такое изменение будет расцениваться как невыполнение условий Контракта.
Цена Контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта и включается в себя стоимость полного объема работ по капитальному ремонту, необходимого для выполнения условий Контракта, вывоз строительного мусора, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов Подрядчика, связанных с выполнением обязательств по контракту, при котором цена контракта составляет: 11 165 516,00 рублей, в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой ставке 20%, а в случае если контракт заключается с лицами, не являющимися в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах плательщиком НДС, то цена контракта НДС не облагается (пункт 4.1 Контракта).
В соответствии с пунктом 2.3.4 Контракта подрядчик гарантирует выполнение всех работ в полном объеме и в сроки, предусмотренные пунктом 2.2 Контракта.
Пунктом 2.2 Контракта предусмотрено, что работы должны быть выполнены до 31.08.2023.
Как следует из раздела 5.5 Контракта подрядчик обязуется:
- приступить к выполнению работ в течении 14 календарных дней, с момента заключения Контракта, выполнять работы своевременно согласно графику выполнения работ, в полном объеме, качественно в соответствии с требованиями технического задания, проектной документации (Приложение N 1 к Контракту), ГОСТ, СП, действующими нормативно-правовыми актами и иными документами в градостроительной деятельности по предмету Контракта.
График выполнения работ разрабатывается Подрядчиком и направляются Заказчику на утверждение в течение 10 календарных дней с момента заключения Контракта (пункт 5.5.1);
- своевременно предоставлять заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств (по форме, в объеме и в сроки, содержащиеся в требовании Заказчика), в том числе о сложностях, возникших при исполнении Контракта (пункт 5.5.3);
- в соответствии с требованиями технического задания, проектной документации (Приложение N 1 к Контракту) согласовывать результаты выполненных работ, в том числе промежуточные результаты выполненных работ. Оригиналы всех согласований передаются Заказчику (пункт 5.5.5);
- выполнить работы с надлежащим качеством, в соответствии с требованиями градостроительного плана земельного участка, нормативно-правовых актов и иных документов в градостроительной деятельности (пункт 5.5.6);
- передать результат работы заказчику в сроки, установленные Контрактом (пункт 5.5.12).
Согласно пункту 14.9.4 Контракта неотъемлемой частью Контракта является график выполнения работ (приложение N 3 к Контракту) (далее - График).
В ходе выполнения работ между МБУК МКДЦ и ООО "Горизонт" было заключено дополнительное соглашение N 1 от 20.08.2023, в соответствии с которым, в частности, увеличена цена Контракта с 11 165 516,00 рублей до 15 590 796,80 рублей и продлен срок выполнение работ до 30.09.2023.
Графиком, разработанным в соответствии с дополнительным соглашением N 1 от 20.08.2023 (далее - Дополнительное соглашение) предусмотрены следующие сроки выполнения отдельных этапов работ:
1. Демонтажные работы, вывоз, утилизация отходов, демонтаж инженерных коммуникаций - с 23.08.2023 по 01.09.2023;
2. Организация внутреннего электроснабжения: сборка и монтаж ГРЩ, ВРУ, РЩ, ЩО, ЩАО прокладка кабелей, организация розеточной сети, установка монтируемого оборудования - с 24.08.2023 по 10.09.2023;
3. Организации системы водоснабжения - с 23.08.2023 по 10.09.2023;
4. Организация водоотведения - с 23.08.2023 по 10.09.2023;
5. Система оповещения при пожаре - с 17.04.2023 по 10.09.2023;
6. Общестроительные работы - с 23.08.2023 по 28.09.2023;
7. Ввод в эксплуатацию - передача заказчику - с 29.09.2023 по 29.09.2023;
8. Вывоз мусора - с 23.08.2023 по 28.09.2023.
Из представленных Сведений следует, что работы выполняются подрядчиком крайне медленно, по состоянию на 30.09.2023 работы на объекте не завершены.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.2 Контракта предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии гражданским законодательством и положениями статьи 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В связи с тем, что по состоянию на 30.09.2023 Обществом не выполнены обязательства и нарушены сроки выполнения работ, заказчиком 02.10.2023 было принято Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение).
Из Решения следует, что оно принято на основании части 2 статьи 715 ГК РФ, части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе и пункта 10.2 Контракта.
По состоянию на 10.09.2023 Обществом должны были быть завершены следующие работы по: организации внутреннего электроснабжения, системы водоснабжения и водоотведения, системы оповещения при пожаре. Однако, по состоянию на 30.09.2023 работы на объекте в полном объеме не завершены.
В соответствии с частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
02.10.2023 Решение об одностороннем отказе было направлено в адрес ООО "Горизонт" заказной корреспонденцией по адресу, указанному в Контракте, которое было получено Обществом 05.11.2023.
Указанная дата (05.11.2023) в силу положений части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе является датой надлежащего уведомления подрядчика о принятом заказчиком Решении об одностороннем отказе.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (исполнителя, подрядчика) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В установленный срок обстоятельства, послужившие основанием для принятия заказчиком Решения об одностороннем отказе, подрядчиком устранены не были.
С учетом вышеизложенного, а также с учетом предусмотренного срока на вступление Решения об одностороннем отказе в законную силу с даты надлежащего уведомления поставщика о принятии такого решения (05.11.2023), Контракт считается расторгнутым с 16.11.2023.
В силу части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Как указывалось ранее, первоначально Сведения были направлены почтой России в Управление 20.11.2023 (почтовый идентификатор: 17513087018962) и продублировано на адрес электронной почты Управления 21.11.2023.
Однако в связи с несоответствием обращения о включении информации о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков Правилам, 22.11.2023 Новгородским УФАС России было направлено уведомление о несоответствии обращения о включении информации об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
24.11.2023 (то есть в установленный подпунктом "е" пункта 10 Правил срок) МБУК МКДЦ были направлены почтой России (почтовый идентификатор: 17513087017941) представлены на адрес электронной почты Управления надлежащим образом оформленные Сведения.
Суть имеющихся в материалах Сведений письменных пояснений ООО "Горизонт" относительно ненадлежащего исполнения договорных обязательств по Контракту (вх. N 7330/23 от 30.11.2023 Новгородского УФАС России) сводится к следующему.
При принятии заказчиком Решения об одностороннем отказе не были соблюдены сроки пункта 5.3.9 Контракта, поскольку просрочка по выполнению работ составляет 20 календарных дней, а не 30 календарных дней, как указано в ранее приведенном пункте Контракта.
Кроме того, подрядчик указывает на то, что письмом от 19.09.2023 N 66 Общество уведомило заказчика о приостановлении работ в части системы водоснабжения и водоотведения, поскольку в процессе производства работ было выявлено разрушение водоотводных приемников в подвальной части здания, отсутствие требопроводов системы ливневой канализации от приемников до коллекторов сбора, а также разрушение системы водоотведения с кровли в приямки в подвале.
Письмом N 67 от 19.09.2023 Общество также уведомило о приостановлении работ в части монтажа системы электроснабжения и пожарной сигнализации, так как было выявлено несоответствие технико-мощностных характеристик оборудования, заложенных в проектной документации фактическим потребностям заказчика и производственным возможностям внешних сетей электроснабжения, также было выявлено неудовлетворительное состояние вводного кабеля от границы баланса до проектируемого ГРЩ здания, было обнаружено поступление воды в щитовую.
Все эти обстоятельства оказывают влияние на безопасность и эффективность эксплуатации монтируемого оборудования, а также ведут к невозможности организации работ по монтажу электропроводки и системы пожарной сигнализации без нарушения технологии и качества работ.
Подрядчик просил заказчика выдать особое распоряжение на возобновление работ с проведением контраварийных мероприятий, позволяющих устранить негативное влияние вышеуказанных фактов, однако МБУК МКДЦ подобных указаний не выдало.
Таким образом, работы, которые указаны заказчиком в качестве основания для принятия Решения об одностороннем отказе, были приостановлены Обществом в установленном законодательством порядке.
Кроме того, Общество указывает на то, что из Решения об одностороннем отказе следует, что оно принято также на основании положений части 2 статьи 715 ГК РФ.
При этом, ООО "Горизонт" в своих объяснениях указывает на то, что при подписании 22.08.2023 Дополнительного соглашения была увеличена цена Контракта приблизительно на 30%, а сроки выполнения увеличены всего на 1 месяц.
Общество полагает, что заказчик подписав такое Дополнительное соглашение согласился с темпами выполнения работ и с необходимыми сроками для выполнения работ.
До принятия заказчиком Решения об одностороннем отказе им была принята часть работ (КС-2 N 2,3,4,5,6 от 15.9.2023 и N 7 от 29.09.2023).
Помимо всего вышеизложенного, письмом N 76 от 29.09.2023 Общество проинформировало заказчика об отсутствии с 26.09.2023 на объекте централизованного водоснабжения ввиду аварийно-восстановительных работ на магистральных линиях.
Также письмом N 74 от 27.09.2023 подрядчик информировал заказчика о приостановлении работ в части организации отмостки, поскольку были выявлены места разрушения фундаментных блоков и опорных стен подвального помещения, что оказывает влияние на безопасность и эффективность эксплуатации конструктивного элемента.
Исходя из вышеизложенного, Общество считает, что нельзя утверждать о том, что работы выполняются подрядчиком настолько медленно, что их выполнение в срок является невозможным.
Также Общество указывает на то, что работы по Контракту были выполнены подрядчиком в полном объеме до вступления в силу Решения об одностороннем отказе.
Так, Письмом N 93 от 14.11.2023 заказчику были направлены документы об исполнении Контракта, в связи с чем, Решение об одностороннем отказе подлежало отмене в силу части 14.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, чего сделано не было.
Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют о злоупотреблении заказчиком своим правом на односторонний отказ от исполнения контракта.
Кроме того, подрядчик в своих объяснениях указывает на то, что по состоянию на 29.11.2023 у Общества отсутствует заключение экспертизы, проведение которой предусмотрено пунктами 3.5, 3.6, 3.8 Контракта или акт с претензиями по качеству выполненных ООО "Горизонт" работ, также не определен срок устранения замечаний.
Мотивированный отказ от приемки выполненных работ в адрес Общества также не поступал.
На основании вышеизложенного, Общество считает, что в случае выявления МБУК МКДЦ недостатков, заказчиком не была предоставлена возможность устранения таких недостатков.
В связи с изложенным, по мнению ООО "Горизонт", его поведение не может расцениваться как недобросовестное, исходя из чего просит сведения об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Присутствовавшие на рассмотрении Сведений представители Общества поддержали вышеприведенные письменные объяснения в полном объеме.
В ходе рассмотрения Сведений, Обществом также был представлен отказ заказчика от приемки выполненных работ (исх. N 198 от 24.11.2023 МБУК МКДЦ) и ответ Общества на него (исх. N 103 от 30.11.2023 ООО "Горизонт").
Оценив и исследовав Сведения и объяснения подрядчика, представленные сторонами документы и информацию, Комиссия приходит к следующим выводам.
Как указывалось ранее, в ходе исполнения Контракта между его сторонами 22.08.2023 было заключено Дополнительное соглашение, тем самым, срок выполнения работ был продлен до 30.09.2023, а цена Контракта была увеличена до 15 590 796,80 рублей.
В материалах Сведений имеется письмо Общества N 56 от 18.08.2023 из содержания которого следует, что подрядчик до заключения Дополнительного соглашения достоверно знал о состоянии здания.
Так, из указанного письма в частности следует, что в процессе демонтажных работ было выявлено, что система водоотведения в части выхода из стояков в подвале здания отсутствует. Слив сточных вод производится самотеком, отводится до коллектора и скапливается в дренажных приемниках. В процессе демонтажных работ было обнаружено, что износ магистралей составляет 90% и требует замены для корректной работы всей системы водоснабжения здания. В разделе работы, связанных с заменой щитового оборудования, в исходной проектной документации не предусмотрено наличие системы аварийного питания, освещения и питания аварийно-пожарной сигнализации, которая необходима в силу того, что здание является общественным местом посещения, данные работ подразумевают необходимость установки дополнительного оборудования, монтаж которого не возможен до принятия заказчиком решения о включении дополнительного оборудования.
Таким образом, подписав указанное Дополнительное соглашение, Общество согласилось с учетом всех выявленных в ходе демонтажных работ недостатков здания завершить все предусмотренные Контрактом работы в определенный таким соглашением срок.
Однако, Общество не исполнило взятые на себя обязательства, в связи с чем, 02.10.2023 заказчиком было принято Решение об одностороннем отказе, из которого следует, что подрядчиком не были выполнены следующие этапы работ:
- организация внутреннего электроснабжения (в соответствии с графиком выполнения работ указанный этап должен был исполняться с 24.08.2023 по 10.09.2023);
- организация водоснабжения и воотведения (в соответствии с графиком выполнения работ указанные этапы должны были исполняться с 23.08.2023 по 10.09.2023);
- система оповещения при пожаре (в соответствии с графиком выполнения работ указанный этап должен был исполняться с 17.04.2023 по 10.09.2023).
В своих письменных Объяснениях Общество указывает на приостановление указанных работ с 19.09.2023 (письма N 66 и 67).
Вместе с тем, решение о приостановлении приведенных выше работ принято Обществом за пределами сроков выполнения работ (после 10.09.2023), отраженных в Графике.
При этом, выводы Общества о том, что у заказчика отсутствовали основания для принятия Решения об одностороннем отказе, поскольку просрочка выполнения работ меньше чем указано в пункте 5.3.9 Контракта, являются несостоятельными на основании нижеследующего.
Контракт содержит как общие основания для приятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, указанные в пункте 10.2 Контракта, так и частные случаи, приведенные в пункте 5.3.9 Контракта.
Пунктом 10.2 Контракта предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии гражданским законодательством и положениями статьи 95 Закона о контрактной системе.
Исходя из содержания Решения об одностороннем отказе, оно принято на основании части 2 статьи 715 ГК РФ согласно которой, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Таким образом, принимая вышеупомянутое Решение об одностороннем отказе заказчик руководствовался в том числе положениями гражданского законодательства, что напрямую предусмотрено пунктом 10.2 Контракта.
Из представленных заказчиком документов следует, что при цене Контракта 15 590 796,80 рублей стоимость исполненных подрядчиком обязательств в денежном эквиваленте составляет 2 421 265,20 рублей, при фактической оплате 5 044 540,44 рублей.
Согласно пункту 5.2.1 Контракта заказчик имеет право требовать от подрядчика исполнения его обязательств по Контракту.
Как указывалось ранее, Решение об одностороннем отказе принято заказчиком в связи с связи с не завершением работ на объекте, в том числе в связи с не исполнением таких работ как: электроснабжение, водоснабжение и водоотведение, система оповещения при пожаре, которые согласно графику выполнения работ должны были быть завершены подрядчиком до 10.09.2023.
По окончании указанного срока заказчик начал вести претензионную работу.
Так письмом N 157 от 11.09.2023 заказчик указал на то, что вышеприведенные работы подрядчиком не завершены, однако, поскольку 10.09.2023, определенное в качестве даты окончания выполнения отдельных работ на объекте является выходным днем, последний срок выполнения таких работ переносится на первый рабочий за ним день, то есть на 11.09.2023, на что указал подрядчик в своем письме N 64 от 19.09.2023.
18.09.2023 заказчиком подготовлена и направлена в адрес подрядчика новая претензия (исх. N 161 МБУК МКДЦ), из которой следует, что работы по электроснабжению, водоснабжению и водоотведению, системе оповещения при пожаре не выполнены, на объекте работает всего 7 человек, в связи с чем темпы выполнения работ очень низкие. Заказчик также указал на необходимость увеличения количества работников для завершения работ на объекте в срок, определенный в Контракте.
Письмом N 65 от 19.09.2023 Общество указывает на то, что работы, отраженные в письме заказчика N 161 от 18.09.2023 находятся в процессе производства и что срок выполнения работ составляет 8 дней, а не 30 календарных дней, как того требует пункт 5.3.9 Контракта.
В последующем, в этот же день подрядчиком подготовлено еще 2 письма заказчику (исх. N 66 и 67), в которых он указывает на то, что на момент монтажа водоснабжения и водоотведения было выявлено разрушение водоотводных приямков в подвальной части здания, отсутствием трубопроводной системы ливневой канализации от приямков до коллекторов сбора, а так же разрушение системы водоотведения кровли в приямки в подвале, кроме того, Общество указывает на то, что при монтаже систем электроснабжения и пожарной сигнализации было выявлено несоответствие технико-мощностных характеристик оборудования заложенных в проектной документации фактическим потребностям заказчика и производственным возможностям внешних сетей электроснабжения.
В ответ на данные письма заказчик указывает на необходимость выполнения работ в соответствии с условиями Дополнительного соглашения и согласованных сметных расчетов (письмо N 162 от 20.09.2023 МБУК МКДЦ).
Вместе с тем, как уже указывалось ранее, решение о приостановлении работ на объекте было принято подрядчиком 19.09.2023 уже за пределом сроков выполнения данного вида работ, то есть после 10.09.2023.
Кроме того, до подписания Дополнительного соглашения Общество обладало сведениями о фактическом состоянии водоотведения и водоснабжения, поскольку сам подрядчик в своем письме N 56 от 18.08.2023 указывал на износ магистралей водоснабжения, а также на отсутствие в подвале системы водоотведения, которые были выявлены им в ходе демонтажных работ на объекте и в том числе и эти замечания он указывал в качестве обоснования изменения сметы, которые в последующем были согласованы сторонами путем заключения 22.08.2023 Дополнительного соглашения.
Письмом N 164 от 25.09.2023 заказчик указывает Обществу на медленное выполнение работ, что приводит к тому, что обязательства по Контракту не будет исполнены подрядчиком до 30.09.2023 включительно.
В ответ на письма заказчика подрядчик указывал на приостановление в соответствии с письмами N 66 и 67 от 19.09.2023 работ на объекте (письмо от 27.09.2023 N 73).
Письмом N 76 от 29.09.2023 подрядчик указывает на то, что в период с 26.09.2023 по 29.09.2023 на объекте отсутствует централизованное водоснабжение ввиду аварийно-восстановительных работ на магистральных линиях, что не позволяет ему выполнять работы качестве и в сроки, определенные графиком выполнения работ.
Однако в материалах Сведений имеется письмо N 1105 от 04.10.2023 Общества с ограниченной ответственностью "Муниципальное предприятие Водоканал Парфинского района", согласно которому в указанный подрядчиком период централизованная система водоснабжения на объекте не отключалась.
Все вышеизложенное свидетельствует об отсутствии каких-либо препятствий для выполнения работ по водоснабжению, водоотведению, электроснабжению и системе оповещения при пожаре в сроки, определенные Графиком.
Однако, в связи с тем, что работы на объекте в срок, определенный Контрактом, так и не были завершены, заказчиком было подготовлено письмо N 169 от 02.10.2023 в котором расписана вся хронология взаимодействия сторон Контракта и указано на истечение срока исполнения взятых на себя обязательств.
В связи с ненадлежащим исполнением взятых на себя обязательств, заказчиком было подготовлено требование об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии в размере 2 829 453,41 рублей.
14.11.2023 Общество подготовило и разместило в единой информационной сети письмо N 93, в котором указало на то, что работы на объекте выполнены подрядчиком в полном объеме, в подтверждение чего в адрес заказчика были направлены документы об исполнении Контракта.
Следует отметить, что указанные в письме от 14.11.2023 документы об исполнении Контракта датированы еще 27.10.2023.
Согласно письму заказчика N 198 от 24.11.2023 вопреки представленным 14.11.2023 документам работы на объекте в полном объеме не выполнены, что было установлено в ходе визуального осмотра здания представителей заказчика, специалиста Государственного бюджетного учреждения "Управление капитального строительства Новгородской области" (далее - ГБУ "УКС НО"), осуществляющего строительный контроль за ходом выполнения работ в рамках контракта N 36-03/2023/СК от 01.03.2023 (далее - Контракт на осуществление строительного контроля), представителей общественности Полавского сельского поселения, прокуратуры Парфинского района, Публичного акционерного общества "Сбербанк".
Акт комиссии по определению фактических объемов выполненных работ на объекте в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта будет представлен подрядчику 27.11.2023.
При ознакомлении с положениями Контракта на осуществление строительного контроля Комиссией установлено, что в соответствии с пунктом 3.2.7 такого Контракта заказчик обязуется не подписывать предоставленные подрядчиком акты выполненных работ без согласования их с ГБУ "УКС НО".
Как пояснил на рассмотрении Сведений представитель заказчика, акты выполненных работ, размещенные 14.11.2023 Обществом в единой информационной системе, были представлены ГБУ "УКС НО" для определения точным объемов работ, выполненных подрядчиком, однако до 01.12.2023 их так и не удалось определить.
При этом, представитель заказчика указывает на то, что 16.11.2023 в ходе визуального осмотра объекта комиссией было установлено, что работы на объекте не завершены, что подтверждается фотографиями с объекта.
Из имеющихся в материалах Сведений фотографий видно, что по состоянию на 16.11.2023 работы на объекте действительно не завершены (из штроб торчит проводка, в некоторых помещения отсутствует какое-либо выравнивание стен, подвесные потолки также отсутствуют, частично отсутствует отделка и освещение в санузлах и тд.), объект в таком виде не может функционировать по назначению.
Представители ООО "Горизонт" на заседании Комиссии пояснили, что в денежном эквиваленте работы по Контракту выполнены на сумму 7 000 000, 00 рублей, что свидетельствует о том, что направленные 14.11.2023, акты выполненных работ и справка о стоимости выполненных работ и затрат на сумму 12 814 885,20 рублей носят недостоверный характер и были направлены Обществом исключительно с целью отмены заказчиком Решения об одностороннем отказе и продления сроков выполнения работ на объекте.
Все вышеприведенные обстоятельства и имеющиеся в распоряжении Комиссии фотографии объекта, свидетельствую том, что выполненный на нем объем работ не позволяет заказчику использоваться здание по назначению, а работы выполнялись настолько медленно, что работы так и не были завершены, что свидетельствует о существенности нарушений условий Контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Учитывая вышеизложенное, и поскольку порядок принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком был соблюден, основания для принятия такого решения у заказчика имелись, само решение вступило в силу, не отменено заказчиком и по состоянию на настоящее время не признано незаконным судом, Сведения о недобросовестном подрядчике, представленные МБУК МКДЦ в отношении ООО "Горизонт", подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь статьей 95, частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением N 1078, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком - Муниципальным бюджетным учреждением культуры "Межпоселенческий культурно-досуговый центр" Парфинского муниципального района (175130, п. Парфино, Новгородская обл., ул. Мира, д. 30 А) об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта N 1/23 от 10.02.2023, заключенного с Обществом с ограниченной ответственностью "Горизонт" (ИНН: 5321068095; 173003, Великий Новгород, ул. Б. Санкт-Петербургская, д. 80, каб. 19; единственный учредитель, директор - _.) на выполнение работ по капитальному ремонту здания филиала МБУК МКДЦ Полавский ДК, включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Нарушений законодательства о контрактной системе в результате проведения проверки факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в действиях Муниципального бюджетного учреждения культуры "Межпоселенческий культурно-досуговый центр" Парфинского муниципального района не установлено.
Председатель Комиссии _.
Члены Комиссии _..
_..
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 6 декабря 2023 г. N 053/10/104-701/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.12.2023