Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
_..
в присутствии представителей:
заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Новгородская станция скорой медицинской помощи" - _..
подателя жалобы - Страхового акционерного общества "ВСК" - _..
уполномоченное учреждение - Государственное областное казенное учреждение "Медицинский центр мобрезерва "Резерв", надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения, своих представителей не направило,
рассмотрев жалобу участника закупки - Страхового акционерного общества "ВСК" (121552, г. Москва, ул. Островная, д. 4; далее - САО "ВСК") на действия котировочной комиссии уполномоченного учреждения - Государственного областного казенного учреждения "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" (173020, Великий Новгород, ул. Хутынская, д. 24; далее - ГОКУ МЦ "РЕЗЕРВ") при осуществлении им совместно с заказчиком - Государственным областным бюджетным учреждением здравоохранения "Новгородская станция скорой медицинской помощи" (173015, Великий Новгород, ул. Обороны, д. 24; далее - ГОБУЗ "НССМП") закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по заключению договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), извещение N 0850200000423001623 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 15.11.2023, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки,
УСТАНОВИЛА:
27.11.2023 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки - САО "ВСК" на действия котировочной комиссии уполномоченного учреждения - ГОКУ МЦ "РЕЗЕРВ" при осуществлении им совместно с заказчиком - ГОБУЗ "НССМП" закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по заключению договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), извещение N 0850200000423001623 о проведении которого было размещено на официальном сайте 15.11.2023 (вх. N 7225-ЭП/23 Новгородского УФАС России; далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Суть доводов Жалобы сводится к следующему.
Податель Жалобы участвовал в рассматриваемой закупке (идентификационный номер заявки - 7).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.11.2023 заявка подателя Жалобы котировочной комиссией уполномоченного учреждения была отклонена по следующему основанию:
"На основании пункта 1 части 12 статьи 48, в нарушение подпункта 1.1.12 пункта 1 Приложения N3 (Требования к содержанию, составу заявки на участие) к извещению о проведении электронного аукциона.
В составе заявки участника отсутствуют документы, подтверждающие соответствие участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и указанным в пп.8.1 извещения об осуществлении закупки, а именно выписка из реестра лицензий (при этом лицензия должна быть действующей) по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий", с указанием вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности): страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств или обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств и/или копия акта лицензирующего органа о принятом решении на осуществление соответствующей деятельности: страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств или обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
С указанным основанием отклонения своей заявки податель Жалобы не согласен, указывает, что на основании Указания Банка России от 05.08.2021 N 5877-У в заявке им была представлена действующая лицензия, выданная Банком России в соответствии с предметом закупки, которая приравнивается к выписке из реестра.
Учитывая изложенное, податель Жалобы просит признать отклонение его заявки неправомерным.
Присутствовавший на заседании Комиссии представитель САО "ВСК" поддержал Жалобу в полном объеме.
Согласно представленным ГОБУЗ "НССМП" возражениям на Жалобу (вх. N 7332/23 от 30.11.2023 Новгородского УФАС России) действия котировочной комиссии по отклонению заявки ее подателя заказчик считает правомерными, поскольку САО "ВСК" не были представлены в составе заявки документы, предусмотренные извещением о закупке, относительно права осуществления лицензируемого вида деятельности (выписка из реестра лицензий или копия акта лицензирующего органа).
Присутствовавший на заседании Комиссии представитель заказчика поддержал возражения на Жалобу в полном объеме.
Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. В ноябре-декабре 2023 года заказчиком - ГОБУЗ "НССМП" совместно с уполномоченным учреждением - ГОКУ МЦ "РЕЗЕРВ" проводится закупка путем запроса котировок в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по заключению договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) (начальная (максимальная) цена контракта - 896 731,97 руб.).
Извещение о проведении рассматриваемой закупки было утверждено _.. и размещено на официальном сайте 15.11.2023 (далее - Извещение).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает следующее единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно пункту 7.1.1 Извещения:
"Участники процедуры закупки должны соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2001 N40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" к лицам, осуществляющим страхование:
-должны быть членами профессионального объединения страховщиков (п. 2 ст. 21 Федеральный закон N 40-ФЗ).
- наличие действующей лицензии на осуществление обязательного страхования с указанием следующего вида страхования:
страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств
или наличие действующей лицензии на осуществление страхования с указанием вида деятельности: обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
При этом в силу пункта 1.1.12 Приложения N 3 к Извещению для подтверждения соответствия вышеуказанному требованию участники закупки должны были представить в заявке следующие документы:
"Выписка из реестра лицензий (при этом лицензия должна быть действующей) по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий", с указанием вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности):
страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств или обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств
и/или копия акта лицензирующего органа о принятом решении на осуществление соответствующей деятельности:
страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств или обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
В составе заявки подателя жалобы был представлен сканированный образ лицензии Банка России ОС N 0621-03 от 11.09.2015 на осуществление страхования (вид деятельности: обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств), выданной САО "ВСК".
Выпиской из реестра лицензий данный документ не является.
Также данный документ не является актом лицензирующего органа о принятом решении, т.к. лицензия это специальное разрешение на право осуществления конкретного вида деятельности и выдается на основании такого решения (акта) лицензирующего органа (приказа, распоряжения).
Таким образом, документы, предусмотренные Извещением для подтверждения соответствия участника закупки требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в составе САО "ВСК" отсутствовали.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Из пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе следует, что заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
К полномочиям котировочной комиссии при рассмотрении заявок Законом о контрактной системе отнесены их проверка на соответствие требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и принятие решения о соответствии таких заявок извещению или об их отклонении.
Комиссии по закупкам вменено в обязанность отклонить заявку, которая не содержит требуемых заказчиком документов.
При этом оценка правомерности установленных в извещении о закупке требований к содержанию заявки, к полномочиям котировочной комиссии не относится.
Следовательно, заявка САО "ВСК" была правомерно отклонена котировочной комиссией уполномоченного учреждения.
2. В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является документ, содержащий требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению.
Требования к содержанию, составу заявки установлены статьей 43 Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 11 части 2 статьи 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) положения данного закона не распространяются на отношения, связанные с лицензированием страховой деятельности.
При этом, как уже отмечалось, согласно пункту 1.1.12 Приложения N 3 к Извещению для подтверждения наличия у участников закупки права осуществления страховой деятельности в заявке на участие в запросе котировок должны были быть представлены:
"Выписка из реестра лицензий (при этом лицензия должна быть действующей) по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий", с указанием вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности):
страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств или обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств
и/или копия акта лицензирующего органа о принятом решении на осуществление соответствующей деятельности:
страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств или обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Между тем, Постановление Правительства РФ от 29.12.2020 N 2343 принято в развитие и на основании пунктов 4 и 6 части 1 статьи 5 Закона о лицензировании, в связи с чем установленные им правила формирования и ведения реестра лицензий и типовая форма выписки из реестра лицензий не распространяют свое действие на отношения, связанные с лицензированием страховой деятельности.
К данным правоотношениям применяется Указание Банка России от 05.08.2021 N 5877-У, которое на основании пункта 15 статьи 32, пункта 12 статьи 33.2 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" устанавливает форму лицензии на осуществление страхования, порядок направления лицензии на осуществление страхования, а также форму выписки из единого государственного реестра субъектов страхового дела (далее - Указание Банка России).
При этом согласно пункту 6 Указания Банка России лицензии на осуществление страховой деятельности, выданные Банком России на бумажных носителях до дня вступления в силу настоящего Указания, не требуют переоформления и приравниваются к выпискам из ЕГРССД, выданным в соответствии с настоящим Указанием.
Учитывая изложенное, установленные заказчиком в Извещении требования к содержанию заявки в части документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, являются неправомерными и противоречат объекту закупки (оказание услуг ОСАГО).
Таким образом, в действиях заказчика - ГОБУЗ "НССМП" содержится нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащих требований к содержанию заявки участников закупки.
Установленное в действиях заказчика нарушение требований действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе указывает на наличие в действиях его должностного лица признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Допущенное заказчиком нарушение существенно повлияло на результаты закупки, привело к отклонению заявки подателя Жалобы и остальных участников запроса котировок, что дает достаточные основания Комиссии для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений.
Каких-либо иных нарушений законодательства о контрактной системе в действиях заказчика, уполномоченного учреждения и его котировочной комиссии в результате проведения внеплановой проверки рассматриваемой закупки Комиссией не установлено.
Руководствуясь статьями 31, 42, 48, 50, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу участника закупки - Страхового акционерного общества "ВСК" (121552, г. Москва, ул. Островная, д. 4) на действия котировочной комиссии уполномоченного учреждения - Государственного областного казенного учреждения "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" (173020, Великий Новгород, ул. Хутынская, д. 24) при осуществлении им совместно с заказчиком - Государственным областным бюджетным учреждением здравоохранения "Новгородская станция скорой медицинской помощи" (173015, Великий Новгород, ул. Обороны, д. 24) закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по заключению договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), извещение N 0850200000423001623 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 15.11.2023, необоснованной.
2. Признать в заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Новгородская станция скорой медицинской помощи" нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - Государственному областному бюджетному учреждению здравоохранения "Новгородская станция скорой медицинской помощи", уполномоченному учреждению - Государственному областному казенному учреждению "Медицинский центр мобрезерва "Резерв", его котировочной комиссии и оператору электронной площадки - Акционерному обществу "ЕЭТП" обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Новгородская станция скорой медицинской помощи".
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 4 декабря 2023 г. N 053/06/49-705/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2023