Резолютивная часть решения оглашена 29 ноября 2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 04 декабря 2023 года.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев сведения, направленные Муниципальным бюджетным учреждением "ЛИДЕР" Невельского района Псковской области (далее - Заказчик) в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "АТЛАНТСТРОЙПРОЕКТ" (адрес: 182107, Псковская область, г. Великие Луки, пр-кт Гагарина, д. 87А; ИНН 6025049143) для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Подрядчиком решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации для объекта: "Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса закрытого типа по адресу: Псковская область, Невельский район, г. Невель, ул. Ленина, в т.ч. ПИР" (номер извещения: 0157300002523000047),
УСТАНОВИЛА:
22 ноября 2023 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении Общества с ограниченной ответственностью "АТЛАНТСТРОЙПРОЕКТ" (адрес: 182107, Псковская область, г. Великие Луки, пр-кт Гагарина, д. 87А; ИНН 6025049143) для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Подрядчиком решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации для объекта: "Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса закрытого типа по адресу: Псковская область, Невельский район, г. Невель, ул. Ленина, в т.ч. ПИР" (номер извещения: 0157300002523000047).
Рассмотрение сведений состоялось 29 ноября 2023 года в 17 часов 00 минут, с учетом перерыва, объявленного 28 ноября 2023 года в 15 часов 30 минут, в связи с необходимостью получения дополнительной информации от Сторон.
1) Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N 0157300002523000047 о проведении электронного аукциона - 12.05.2023 15:55.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 2 629 400,00 рублей.
3) Оператор электронной площадки - ЭТП Газпромбанк.
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.05.2023 NИЭА1, на участие в аукционе подано 3 (три) заявки, все допущены к участию в аукционе. Победителем признан участник, с заявкой N 10, с предложением о цене контракта 2 234 990,00 рублей (снижение на 15%).
5) 05.06.2023 Заказчиком заключен муниципальный контракт N 01573000025230000470001 с Обществом с ограниченной ответственностью "АТЛАНТСТРОЙПРОЕКТ" на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации для объекта: "Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса закрытого типа по адресу: Псковская область, Невельский район, г.Невель, ул. Ленина, в т.ч. ПИР", с ценой 2 629 400,00 рублей (далее - контракт).
Комиссия Псковского УФАС по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно пункту 1.1. контракта Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по разработке проектно-сметной документации для объекта: "Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса закрытого типа по адресу: Псковская область, Невельский район, г.Невель, ул. Ленина, в т.ч. ПИР" (далее - работы) в соответствии с техническим заданием (приложение 1 к Контракту) и сдать результат выполненных работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в размере и в порядке, которые установлены Контрактом.
Согласно пункту 4.1. контракта дата начала исполнения контракта: с даты заключения контракта. Срок выполнения работ: до 30 сентября 2023 года, срок выполнения работ указан с учетом времени, необходимого для проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (в том числе в части проверки достоверности определения сметной стоимости) объекта капитального строительства.
01.06.2023 (исх.N95) Общество направляет на согласование планировочные решения 1-го и 2-го этажа по объекту.
07.06.2023 (исх.N104) Общество просит Заказчика направить недостающие данные (11 позиций).
14.06.2023 (исх.N115) Заказчик в ответ на письмо (исх.N104) сообщает, что согласно п.18 технического задания сбор и оплату недостающих исходных данных выполняет подрядчик.
27.06.2023 (исх.N127) Заказчик просит Общество предоставить в наш адрес календарный план на выполнение работ по подготовке проектной документации по объекту.
05.07.2023 Общество заключило договор N95/23 с ООО "ВИЗИР" на инженерные изыскания.
10.07.2023 (исх.N133) Заказчик в ответ на письмо (исх.N95) согласовывает планировочные решения 1-го и 2-го этажа объекта.
14.07.2023 (исх.N114) Общество направляет Заказчику на согласование цветовое решение фасадов здания, спецификацию заполнения оконных и дверных проемов, ведомости отделки помещений 1-го и 2-го этажа и отделку полов (приложение графическая часть на 11 листах).
20.07.2023 (исх.N133) Заказчик в ответ на письмо (исх.N114) согласовывает цветовое решение фасадов здания, спецификацию заполнения оконных и дверных проемов, ведомости отделки помещений 1-го и 2-го этажа и отделку полов.
22.08.2023 (исх.N129) Общество информирует Заказчика о принятии решения о смене единоличного исполнительного органа, управляющим назначен Сафиуллин Т.Т..
21.08.2023 (исх.N152) Заказчик интересуется у Общества о дате выхода на государственную экспертизу, согласно календарному плану это 04.09.2023.
22.08.2023 (исх.N130) Общество сообщает Заказчику, что ориентировочная дата выхода на государственную экспертизу ПСД с 01.09.2023-08.09.2023, задержка возможна из-за сложных инженерно-геологических условий строительной площадки выбранной под размещение здания.
24.08.2023 (исх.N132) Общество сообщает Заказчику о приостановке работ до получения указаний. Сообщает, что неблагоприятные последствия выявлены в результате проведенного статического зондирования на выбранной строительной площадке. По результатам расчетов потребуется устройства фундаментов под здание - замещение грунта и усиление конструкций, что приведет к увеличению стоимости проектных работ и СМР.
24.08.2023 (исх.N133) Общество просит Заказчика согласовать раздел мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объекту капитального строительства).
28.08.2023 (исх.N155) Заказчик направляет Обществу ответ на письмо (исх.N132), просит предоставить отчет о инженерно-геологических изысканиях. Учитывая высокую социальную значимость объекта для жителей Невельского района рекомендует продолжить работы по проектированию с расчетом замещения грунта, усиления конструкции фундамента и основания под него.
04.09.2023 (N157) Заказчик направляет Обществу ответ на письмо (исх.N133) согласовывает мероприятия по обеспечению доступа инвалидов к объекту капитального строительства.
04.09.2023 (исх.N135) Общество сообщило Заказчику о невозможности использовать под строительство объекта капитального строительства только после инженерной подготовки, для чего необходимо выполнить полную выемку специфических грунтов и замену их на пригодный для строительства.
11.09.2023 (исх.N163) Заказчик направляет Обществу ответ о невозможности сменить площадку для строительства и учитывая высокую социальную значимость объекта для жителей Невельского района рекомендует продолжить работы по проектированию с расчетом замещения грунта, усиления конструкции фундамента и основания под него.
04.10.2023 (исх.N181) Заказчик направляет Обществу претензию о неисполнении обязательства в срок предусмотренный контрактом. Просит в течении 5 рабочих дней исполнить обязательства в полном объеме.
09.10.2023 (исх.N183) Заказчик сообщает Обществу о процентном соотношении финансирования 99-за счет средств федерально-регионального бюджета, 1 - муниципальный бюджет.
10.10.2023 (исх.N185) Заказчик (на устную просьбу Общества) направляет необходимую информацию, устав, выписку из ОГРН.
19.10.2023 (исх.N192) Заказчик направляет претензию о неисполнении обязательств по контракту. В течении 5 рабочих дней требует сдать работы в полном объеме.
08.11.2023 (исх.N200) Заказчик направляет Обществу письмо о неисполнении обязательств по контракту в срок, предусмотренный контрактом (30.09.2023). Просит в срок до 10.11.2023 предоставить пакет документов с информацией о подаче заявления на прохождение государственной экспертизы.
09.11.2023 Общество с использованием ЕИС сформировал решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, размер понесенных убытков 1 376 094,00 рублей.
17.11.2023 (исх.N206) Заказчик направляет Обществу ответ на решение об одностороннем отказе, предложил расторгнуть по соглашению сторон без возмещения убытков.
22.11.2023 размещены сведения о расторжении контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13,14,15 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пункту 8.1. контракта расторжение допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта в соответствии с частями 8 - 11, 13 -19, 21 - 23 и 25 статьи 95 Закона о контрактной системе.
09.11.2023 Подрядчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения Договора.
22.11.2023 размещены сведения о расторжении контракта.
При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта. С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя конкурса в реестр недобросовестных поставщиков. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О, постановлениях от 21.11.2002 N15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 NС1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности. По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Исходя из пояснений Общества, в ходе инженерно-геологических работ выполнено бурение пяти скважин и точек зондирования до 25 м глубиной. Установлено, что участок полностью находится на специфических грунтах, при бурении невозможно отобрать монолит для определения физических показателей. Кроме этого были выявлены неблагоприятные природные факторы, осложняющие строительство на земельном участке с кадастровым номером 60:09:0010633:46, среди которых: наличие грунтовых вод, наличие большой мощности слабых грунтов, пучинистость грунтов, агрессивность грунтов к конструкциям из углеродистой стали, агрессивность грунтовых вод.
Заказчику было рекомендовано сменить площадку строительства. Учитывая, что проектирование и строительство физкультурно-оздоровительного комплекса запланировано из бюджетных средств, неизмеримо существенное удорожание строительства привело бы к необходимости отказаться от строительства.
Кроме того, с учетом низкой плотности грунтов на земельном участке, в том числе с предварительным проведением работ по замещению непригодного для строительства грунта на пригодный, повлекло бы за собой сползание грунтов, находящихся за пределами данного земельного участка в разработанный котлован, в что угрожало бы причинен вред окружающей застройке.
Ранее сведения в отношении ООО "АТЛАНТСТРОЙПРОЕКТ" не поступали. Согласно сведениям из реестра контрактов в ЕИС с 2017 года, Обществом заключено 20 контрактов (Закона N44-ФЗ), из них 3 прекращенных, один из них рассматриваемый случай.
Комиссия Псковского УФАС России при принятии решения также учитывала, что Заказчиком не представлено доказательств, опровергающих непригодность земельного участка для объекта капитального строительства, в том числе подтверждения уведомления Правительства Псковской области (99% финансирования из федерально-регионального бюджета) о возникновения обстоятельств, которые в дальнейшем приведут к удорожаю реализации объекта строительства.
При изложенных обстоятельствах оснований для включения сведений об ООО "АТЛАНТСТРОЙПРОЕКТ", в смысле понятий, используемых Законом о контрактной системе в сфере закупок в целях включения сведений о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков не достаточно.
Комиссия, не усматривает намеренного умышленного уклонения от исполнения контракта, условиями контракта предусмотрены штрафные санкции в отношении исполнителя за нарушение условий контракта, что является инструментами воздействия на исполнителя при не оказании услуг, просрочке исполнения обязательств по контракту.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 30 июня 2021 года N 1078, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
Сведения, направленные Муниципальным бюджетным учреждением "ЛИДЕР" Невельского района Псковской области в отношении Общества с ограниченной ответственностью "АТЛАНТСТРОЙПРОЕКТ" (адрес: 182107, Псковская область, г. Великие Луки, пр-кт Гагарина, д. 87А; ИНН 6025049143), в связи с принятием Подрядчиком решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации для объекта: "Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса закрытого типа по адресу: Псковская область, Невельский район, г. Невель, ул. Ленина, в т.ч. ПИР" (номер извещения: 0157300002523000047), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 4 декабря 2023 г. N РНП 060/06/95-522/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.12.2023