Резолютивная часть решения оглашена 05 декабря 2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 08 декабря 2023 года.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев сведения, направленные Администрацией городского поселения "Новоржев" (далее - Заказчик) в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" в отношении в отношении - Индивидуального предпринимателя Фёдорова Евгения Александровича (адрес: 180502, Псковская область, Логозовская волость, ул.Строителей д.13, кв.1; ИНН 601000804634), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работ по прочистке водоотводных канав на территории городского поселения "Новоржев" (номер извещения: 0157300020023000003),
УСТАНОВИЛА:
28 ноября 2023 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении Индивидуального предпринимателя Фёдорова Евгения Александровича (адрес: 180502, Псковская область, Логозовская волость, ул.Строителей д.13, кв.1; ИНН 601000804634), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работ по прочистке водоотводных канав на территории городского поселения "Новоржев" (номер извещения: 0157300020023000003).
Рассмотрение сведений состоялось 05 декабря 2023 года в 10 часов 00 минут, с учетом перерыва, объявленного 04.12.2023 в 11.00, в связи с ходатайством ИП об отложении рассмотрения.
1) Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N0157300020023000003 о проведении аукциона - 25.07.2023 14:19.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 450 000,00 рублей.
3) Оператор электронной площадки - ЭТП Газпромбанк.
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.08.2023 NИЭА1, на участие в аукционе подано 2 (две) заявки, все допущены. Победителем признана заявка с N11, с наименьшим предложением о цене контракта 352 000,00 рублей (снижение на 21,77%).
5) 14.08.2023 Заказчиком заключен муниципальный контракт N 0157300020023000003 с Индивидуальным предпринимателем Фёдоровым Евгением Александровичем на работы по прочистке водоотводных канав на территории городского поселения "Новоржев", с ценой 352 000,00 рублей.
Комиссия Псковского УФАС по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно пункту 1.1. контракта Исполнитель обязуется выполнить работы по прочистке водоотводных канав на территории городского поселения "Новоржев" (далее - Работы) в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1), являющимся неотъемлемой частью Контракта, и передать Заказчику результат выполненных работ, а Заказчик обязуется принять и оплатить надлежащим образом выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Согласно пункту 3.1. контракта сроки выполнения работ с даты подписания по 20 октября 2023 года.
20.10.2023 (исх.N32-р) распоряжением Администрации создана комиссия по определению результата работ.
23.10.2023 составлен акт осмотра и определения результата работ по контракту (частично выполнены работы).
13.11.2023 ИП направил гарантийное письмо о выполнении работ, а также указал, что кустарники с переулка Западного не убраны.
13.11.2023 (исхжN439) Заказчик сообщил, что уборка кустарников произведена, прочистке канавы они не препятствовали.
15.11.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе.
28.11.2023 размещены сведения о расторжении контракта в ЕИС.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13,14,15 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пункту 9.1. контракта расторжение допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном ч. 8-26 ст.95 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 9.2. контракта Заказчик вправе потребовать расторжения Контракта в следующих случаях:
- если Исполнитель не устранил недостатки в срок, установленный Заказчиком;
- нарушение Исполнителем условий Контракта, ведущих к снижению качества работ.
15.11.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе.
28.11.2023 размещены сведения о расторжении контракта в ЕИС.
При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта. С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя конкурса в реестр недобросовестных поставщиков. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О, постановлениях от 21.11.2002 N15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 NС1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности. По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Исходя из пояснений, Индивидуальным предпринимателем 03.10.2023 получено согласование на проведение земляных работ, 04.10.2023 приступили к выполнению работ на ул.Некрасова, далее на ул.Садовой и Рабочем переулке. В устной беседе с главой поселения, были указания на недостатки, а именно ветки на пер.Западном (фото в материалах дела). Глава пояснил, что это должен сделать подрядчик по прямому договору. ИП считает, что объем выполненных работ не менее 70%.
Ранее сведения в отношении ИП Фёдорова Е.А. не поступали. Согласно сведениям из ЕИС "реестр контрактов" у индивидуального предпринимателя один контракт (рассматриваемый случай).
Комиссия, не усматривает намеренного умышленного уклонения от исполнения контракта, условиями контракта предусмотрены штрафные санкции в отношении исполнителя за нарушение условий контракта, что является инструментами воздействия на исполнителя при не оказании услуг, просрочке исполнения обязательств по контракту.
Комиссия при принятии решения учитывала, меры, направленные на поддержку субъектов малого предпринимательства при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд направляемых государством на защиту поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также отсутствие негативных последствий, которые не доказаны Заказчиком.
В силу вышеперечисленных обстоятельств Комиссия приходит к выводу о том, что включение сведений об ИП Фёдорове Е.А, в данном конкретном случае не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности и не отвечает реализации целей Закона о контрактной системе.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 30 июня 2021 года N 1078, Комиссия Псковского УФАС России
РЕШИЛА:
Сведения, направленные Администрацией городского поселения "Новоржев" в отношении Индивидуального предпринимателя Фёдорова Евгения Александровича (адрес: 180502, Псковская область, Логозовская волость, ул.Строителей д.13, кв.1; ИНН 601000804634), в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работ по прочистке водоотводных канав на территории городского поселения "Новоржев" (номер извещения: 0157300020023000003), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 8 декабря 2023 г. N РНП 060/06/95-529/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.12.2023